Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 854

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чаще всего по рассматриваемому основанию оружие используется против собак. Оружие может быть использовано уже тогда, когда достаточно крупная собака (овчарка, боксер, бультерьер, ризеншнауцер, дог и т.п.) нанесла укусы людям и бросается на них независимо от ее, так сказать, намерений, даже если хозяин животного находится поблизости.

Думается, что с точки зрения ФЗ «О полиции» для использования оружия вовсе необязательно дожидаться, когда животное начнет причинять людям телесные повреждения. Сотрудник полиции вполне имеет, как представляется, право, скажем, застрелить крупную собаку, если она хотя пока никого и не укусила, но бегает по улице без поводка, ведет себя агрессивно, подбегает к прохожим, злобно лает на них, на сотрудника полиции, требующего от хозяина взять ее на поводок, а последний отказывается выполнить данное требование.

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции».

В качестве одной из форм предупреждения лиц, против которых в соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» возможно применение оружия, допускается производство одного или нескольких выстрелов вверх, в землю и в ином направлении, исключающем гибель, ранение людей и имущественный вред, в целях понуждения таких лиц к прекращению преступных действий и выполнению всех требований сотрудника полиции.

Кроме того, выстрелы из огнестрельного оружия могут производиться в качестве сигнала тревоги, с получением которого сотрудники полиции начинают действовать в соответствии с планом охраны и обороны объекта или иными заранее разработанными планами и инструкциями (например, планом проведения операции по освобождению заложников или задержания лиц, оказывающих из какого-либо укрытия вооруженное сопротивление).

Допускается также использование огнестрельного оружия для вызова помощи. ФЗ «О полиции» при этом не называет случаев, в которых помощь может вызываться посредством выстрелов из оружия. Полагаем, что сотрудник полиции может это делать, во-первых, при возникновении угрозы чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, в том числе и его собственным, вследствие действий людей, источников повышенной опасности, стихийных сил природы, аварий или в силу иных обстоятельств; во-вторых, при пресечении любых преступных действий и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений; наконец, в-третьих, при задержании каких-либо лиц в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, иными законодательными актами, если такие лица оказывают неповиновение требованиям сотрудника полиции, пытаются скрыться.


Если после предупредительного выстрела (выстрелов) оружие на поражение не применялось, сотрудник полиции также должен сообщить об этом оперативному дежурному (или начальнику) органа внутренних дел и составить рапорт, указав в нем, когда, где, в отношении кого и при каких обстоятельствах сделан предупредительный выстрел, его результаты, количество израсходованных патронов, причины производства не одного, а нескольких предупредительных выстрелов.

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, когда ему предоставлено право применять огнестрельное оружие, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона «О полиции»:

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;


Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение

  1. в отношении женщин,

  2. лиц с явными признаками инвалидности,

  3. несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции,

за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции (статья 24 ФЗ «О полиции»).

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, порядок применения мер непосредственного принуждения, предусмотренный ст.ст. 19 -24 ФЗ «О полиции», состоит из трех основных этапов:

1. Действия сотрудника полиции непосредственно перед применением физической силы, специальных средств, или огнестрельного оружия:

- информирование сотрудником полиции лица, в отношении которого возможно применение МНП, о своей принадлежности к полиции;

- предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным. Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом или выстрелами вверх;

2. Действия сотрудника в момент применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

- принятие сотрудником полиции мер к недопущению причинения ущерба посторонним лицам (согласно ч. 6 ст. 23 ФЗ «О полиции» запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, когда от этого могут пострадать случайные лица);

- причинение лицу, в отношении которого применяются специальные меры пресечения, в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и самого лица, его совершившего, силы оказываемого противодействия, минимального ущерба;

3. Действия сотрудника после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

    • после применения специальных средств производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, выявления возможных очагов возгораний и поврежденных объектов жизнеобеспечения и т.д.;

    • обеспечение лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, оказания первой помощи и уведомление в возможно короткий срок, но не более 24 часов, их родственников;

    • о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов;

    • о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт;

    • обеспечение охраны места применения специальных средств или огнестрельного оружия, повлекшего смерть, ранение людей или значительный материальный ущерб.



Нормативные правовые акты и литература



  1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят в 1979 г. резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН).

  2. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты в 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями).

  3. Основные принципы этики полицейской службой (приняты в 1979 г. резолюцией № 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы).

  4. Конституция Российской Федерации.

  5. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 30).

  6. Уголовный кодекс РФ.

  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  8. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

  9. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

  10. Административная деятельность ОВД: учебник (общая часть). М.:ЦОКР МВД России, 2009 г.

  11. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). – М., 2012 г.

  12. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (постатейный). – М., 2011 г.



ТЕМА 10. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Вопросы:

1. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

2. Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

3. Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

4. Формирование и ведение банков данных о гражданах.
1. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией
Порядок осуществления и основания задержания граждан сотрудниками полиции регламентируется ст. 14 Федерального закона «О полиции».

Под задержанием понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.

Задержание как мера государственного принуждения применяется в рамках уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с иной административно-правовой деятельностью полиции.

Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации49. По судебному решению этот срок может быть продлен еще на 24 часа (пункт 3 части 7 статьи 108 УПК РФ);

2) лиц, совершивших – побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;