Файл: Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей)

  1. Эпоха Возрождения – этап в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, эпоха, переходная от Средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи возрождения – 14-16 вв.

Культура Возрождения обращается к культурному наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры – Возрождение.

Черты(дополнительно):

  • Интерес к античной культуре

  • Антропоцентризм (учение о том, что человек – центр и смысл всех событий)

  • Гуманизм (благо человека – цель и смысл всех культурных и социальных преобразований)



  1. Существует несколько этапов развития философии эпохи Возрождения (гуманистический, натурфилософия, социальная, реформация)

Все предшествующее развитие гуманистической философии и культуры Возрождения подготовило почву для появления философии природы, которая выдвинулась на первый план во второй половине 16 – начале 17 в. Она зародилась в Италии.

Натурфилософский период в философии Возрождения представлен выдающимися учеными того времени – И. Коперником, Д. Бруно, Г. Галилеем и д.р

Натурфилософам эпохи Возрождения был свойственен естественнонаучный, во многом натуралистический подход к пониманию мира, широкое использование достижений естествознания того времени, попытки переосмысления философский оснований науки и поиски экспериментальных методов обоснования новой космологии.

Особенностью для философии природы в период Возрождения является отвращение к схоластике (тип религиозной философии, центральная проблема которой – соотношение светского знания и христианской веры)

Николай Коперник (1473-1543) – польский астроном, математик. Создал гелиоцентрическую систему мира, которая положила начало первой научной революции. Главный труд «О вращении небесных тел» писал почти 40 лет.

Наибольший вклад в решение вопроса о новой космологии внес именно Николай Коперник, который разработал принцип относительности: Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, помещенного им в центр мира. Революция Коперника не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира. Гелиоцентризм давал иную картину движения небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами; т. е. дать описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось с данными астрономических наблюдений. Главное заключалось в создании
объективно истинной картины движения планет, что и являлось камнем преткновения для признания теории Коперника со стороны теологии.

Гуманистический стихийно-диалектический характер философии и науки эпохи Возрождения наиболее полно выражен в пантеистической философии природы Джордано Бруно (1548-1600)

Натурфилософия Бруно – самая радикальная и последовательная из всех систем итальянской философии природы. Философские и научные позиции Бруно сильно расходились с догматами церкви. Он вступил в непримиримый конфликт с христианским, католическим и протестантским миром, высказывая сомнения по поводу некоторых религиозных догматов (например, о непорочном зачатии и т.д)

По мнению Бруно, мир, космос является бытием, вечным, не сотворенным Богом. Бесконечность мира не является божественным атрибутом, как это утверждает теология.

Новая космология Бруно восходит к гениальным открытиям Коперника. Он сделал из гелиоцентрического понимания мира радикальные философские выводы. Бесконечность Вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, здесь необходим философский разум. По мнению Бруно, цель разума – проникновение в глубину, в суть явлений, познание закономерностей природы.

С точки зрения Бруно, истинное знание может быть дано лишь наукой (истины можно достичь только средствами, присущими философии и абсолютно нехарактерными теологии)

Бруно стремился устранить Бога, стоящего над миром, превратив его в жизненное начало самих вещей. В будущем место религии откровения должна занять религия разума.

Знаменитый ученый Возрождения, физик и астроном Галилео Галилей (1546-1642) путем экспериментальных исследований совершил новые открытия и сформулировал научные законы. При помощи сконструированного им телескопа он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т.д Самой большой заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира.



Естественнонаучные открытия Галилея, и прежде всего то, что Земля не является центром Вселенной, а движется вокруг Солнца и вращается, имели революционное значение в мировой науке. Они нанесли окончательный удар по теологическо-схоластическому мировоззрению и также стали фатальными для Галилея. Он был обвинен церковью в ереси, осужден и под угрозой пыток был принужден публично отречься от своих научных «заблуждений»

  1. Натурфилософия эпохи Возрождения пантеистична: природа обладает совершенством и движением, не нуждаясь в Боге как внешнем начале.

Философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии, внесла огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире. Человек стал пониматься не как природное существо, а как творец самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам собственный творец, он владыка природы. Завершение эпохи Ренессанса принесло с собой крайнее разочарование и скепсис, что находит выражение в творчестве Шекспира, Сервантеса, Монтеня.