Файл: Междисциплинарная курсовая работа по направлению 44. 03.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
_____________________________________________________________
Кафедра психологии

Коррекционно – логопедическое сопровождение процесса обучения звуковому разбору у первоклассников со стёртой дизартрией

Междисциплинарная курсовая работа
по направлению 44.03.03 — специальное (дефектологическое) образование профиль Логопедия

Руководитель:

К.П.Н., доцент кафедры психологии

____________С.В. Федина

«___»___________ 2022 г.

Студент группы 9701:

___________ В. А. Иванова

«___»____________2022 г.

Великий Новгород

2022 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические основы процесса формирования звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией………………………………………..8

    1. Особенности учебно – познавательной деятельности первоклассников со стёртой дизартрией……………………………………………………………8

    2. Современные подходы к образованию первоклассников со стёртой дизартрией………………………………………………………………………12

    3. Характеристика понятия звуковой разбор. Особенности формирования звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией…………...16

    4. Формы взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов…………………………………………………………………………….21

Выводы по первой главе………………………………………………………..26

Глава 2 Характеристика программы констатирующего эксперимента направленного на формирование обучению звуковому разбору первоклассников со стёртой дизартрией……………………………………………………………...27

2.1 Цели, задачи и содержание констатирующего эксперимента……………27

2.2 Описание актуального уровня сформированности умений звукового разбора....................................................................................................................32

2.3 Программа формирующего эксперимента.................................................42

Выводы по второй главе...................................................................................50


Заключение........................................................................................................51

Список использованной литературы…………………………………………...52

Приложения

Введение

Право на получение качественного начального образования имеет каждый человек, к этой группе относятся и школьники с различными видами дизартрии, ведь для таких учеников разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [1]. У детей с данным видом нарушения могут возникнуть трудности в обучении грамоте и их последующей социализации, поэтому развитие фонематического слуха является важной составляющей при формировании звукового анализа у младшего школьника, это в свою очередь, отражено в положении об оказании логопедической помощи в образовательном учреждении [41].

У детей младшего школьного возраста со стёртой дизартрией недостаточно развит фонематический слух, это, в свою очередь, находит своё отражение в неправильности звукового анализа, что создаёт трудности у ребёнка как в устной, так и в письменной речи. Исследованием такого речевого нарушения, как дизартрия занимались: Е.Ф. Архипова [4], Р. И. Мартынова [36], Е. Ф. Соботович [44], Г. В. Гуровец, С. И. Маевская [17], Л. В. Лопатина [32] и другие. Они наблюдали, что у детей с таким нарушением симптомы носят стойкий характер и могут совпадать с симптоматикой других речевых нарушений.

Впервые термин стёртая дизартрия был введён О. А. Токаревой, она определяла данное нарушение как легкое проявление псевдобульбарной дизартрии [31]. По её мнению дети со стёртой дизартрией многие изолированные звуки могут произносить правильно, но в речевом потоке недостаточно автоматизируют и дифференцируют их. Существует несколько классификаций дизартрии, но более подходящей для нас будет этиопатогенетическая классификация М. С. Маргулиса, в которой он выделил бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, корковую и мозжечковую дизартрию [4].

Звуковой разбор слова для первоклассников имеет важное значение, ведь если он не будет воспринимать его фонематическую сторону, а станет ориентироваться только на смысловую составляющую, ученику будет трудно определить последовательность звуков в слове и дать им характеристику. Изучением фонематических процессов младших школьников занимались такие учёные, как: Л.С. Выготский [14], А. Н. Гвоздев [15], А.Н. Корнев [24], Р.Е. Левина [28]. Все они подчёркивали, что развитие фонематических процессов влияет на правильность звукового анализа, чем лучше развиты фонематический слух и фонематическое восприятие, тем удачнее у детей получается звуковой анализ слова.



Термин фонематический слух был введён Л. С. Выготским, в которые он включил три коммуникативных процесса: способность слышать есть ли данный звук в слове или нет; возможность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, но расположены в разно последовательности; способность различать похожие по звучанию, но близкие по значению слова [14]. Фонематический слух – это тонкий систематизированные слух, который даёт возможность различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова [14].

Для большинства младших школьников со стёртой дизартрией характерно нарушение общей и мелкой моторики, что отражается в неловкости их движений, вялость мышц артикуляционного аппарата, это в свою очередь сказывается на правильности произношения звуков, что проявляется в их искажении, пропусках или смешении. Из – за неправильности звукопроизношения страдает и звуковой разбор. У детей со стёртой дизартрией неустойчиво внимание и плохая память, отстают в развитии словесно – логического мышления. Недостаток восприятия таких детей заключается в том, что им сложно различить похожие предметы, операции, а также близкие по звучанию звуки. Эмоционально – волевая сфера младших школьников со стёртой дизартрией может проявляться как с повышенной эмоциональной активностью, так и с заторможенной. Таким образом, неразборчивость произношения и ошибочность фонематических процессов может быть связана и с высшими психическими функциями, что в свою очередь влияет на обучение грамоте первоклассников.

Формирование звукового разбора детей формируется на точных и достаточно сформированных представлениях о звуковом составе слова. Данное умение тесным образом связано с слухоречедвигательным взаимодействием, проявляющимся в правильной артикуляции звуков и дифференциации их на слух [8]. В будущем при нарушении процесса звукового разбора слова происходит несформированность связной речи и ведёт к неуспешной организации письменной речи, всё это может негативно сказаться на обучении грамоте школьников, особенно ярко это может проявляться в написании слуховых диктантов, дети заменяют похожие звуки, а вследствие этого неправильно кодируют фонемы и наоборот [4]. Ученики могут неправильно употреблять предлоги и делать ошибки в связи слов в предложении.

Обучение грамоте – это процесс овладения первоначальными навыками письма и чтения [2]. Он проходит в три этапа: добуквенный (дети знакомятся с основными понятиями грамматики, учатся выделять предложения из речевого потока, выделять ударный слог, подбирать слова к звуковой или слоговой схеме и т. д.), буквенный (школьники обучаются слого – звуковому анализу слов, знакомятся с буквами, читают слоги с новыми буквами, читают слова с новыми буквами, читают букварные тексты), послебукварный (ученики обучаются способам кодирования и декодирования) [2].


Также для правильного формирования звукового разбора, для учеников будет приносить огромную пользу различные формы взаимодействия учителя и логопеда в образовательном учреждении. Это может быть совместная работа логопеда и классного руководителя, например, для выявления причин нарушения, нахождения путей устранения проблемы, поиск более подходящих упражнений для ребёнка. Взаимодействия логопеда и учителя начинается уже с первого дня учебного года, когда в первые две недели логопед начинает проводить экспресс – обследование речи детей.

Поэтому всё вышесказанное обуславливает более тщательное теоретическое и практическое изучение данной проблемы, а также путей её устранения.

Объект исследования – коррекционно – логопедическое сопровождение умений звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией.

Предмет исследования – особенности коррекционно – логопедическое сопровождение процесса звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией.

Цель исследования – создание программы коррекционной работы по формированию умению звукового анализа у первоклассников со стёртой дизартрией со стёртой дизартрией.

Задачи исследования:

  • исследование теоретических основ по коррекционно – логопедическому сопровождению умений звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией;

  • разработка содержания контрольно – измерительных материалов для определения актуального уровня по коррекционно – логопедическому сопровождению умений звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией;

  • исследование актуального уровня сформированности умений звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией;

  • создание и логическое описание программы коррекционно - логопедической работы по формированию звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией.

Гипотеза исследования – формирование умений звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией будет протекать эффективнее в результате введения в систему экспериментальной работы форм взаимодействия учителя – логопеда с учителем начальных классов.

Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

  • констатирующий эксперимент;

  • анализ анамнестических данных.

База исследования: «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1» г. Окуловка.

Методологической основой исследования стали логопедические исследования о стёртой дизартрии младших школьников: Е.Ф. Архиповой [4], Р. И. Мартыновой [36], Е. Ф. Соботовича [44], Г. В. Гуровец, С. И. Маевской [17], Л. В. Лопатиной [32].


Исследования о состоянии фонематических процессов: Л.С. Выготского [14], А. Н. Гвоздева [15], А.Н. Корнева [24], Р.Е. Левина [28].

Современные подходы в обучении младших школьников со стёртой дизатрией: Е. Ф. Архиповой [5], С. И. Маевской [15], Л. В. Лопатиной [34].

Формы и содержание взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных классов: научные работы В. С. Буниной [6], О. В. Елецкой, Горбачевской Н. Ю [20].

Работа структурно состоит из введения, трёх глав, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1 Теоретические основы процесса формирования звукового разбора у первоклассников со стёртой дизартрией

    1. Особенности учебно – познавательной деятельности первоклассников со стёртой дизартрией

Стёртая дизартрия – это патология речи, при которой нарушаются фонетический и просодический компоненты речевой системы, вследствие незначительного поражения головного мозга [32].

По данным методиста Л. С. Вакуленко стёртая дизартрия встречается у 40,8% детей из 240 обследуемых в возрасте от 4 до 7 лет [10]. Очень важно начать своевременную корректировку нарушения, иначе данная тенденция будет продолжать оставаться на прежнем уровне. И для того, чтобы диагноз был поставлен раньше, и была разработана программа коррекционной работы, необходимо знать характерные для этого нарушения симптомы.

Для младших школьников со стёртой дизартрией свойственно:

Состояние общей моторики: младшим школьникам с данным видом нарушения трудно переключаться с одного движения на другое, при определённых нагрузках их мышцы быстро утомляются, объём движений ограничен, а также им тяжело выполнять движения, которые необходимо сымитировать. Детям трудно устоять на одной ноге, прыгать на одной ноге, ровно пройти по проведенной линии, прыгать через скакалку [4].

Состояние мелкой моторики: первоклассникам довольно сложно застегнуть пуговицы или завязать шнурки, они неловко управляют ручкой и карандашом, из – за того, что руки могут находиться в состоянии напряжения, а это в свою очередь сказывается на письме при обучении ребят грамоте. Делая аппликации, работая с пластилином, также возникают трудности, не только физические, но и пространственные, дети не могут достаточно точно расположить объекты на поделке.

Состояние артикуляционного аппарата: мышцы лица ребёнка со стёртой дизартрией вялые, ему трудно удерживать рот в закрытом состоянии, потому что из – за слабости жевательных мышц нижняя челюсть не может зафиксироваться. Язык вялый и малоактивный. В частоте случаев