Файл: Социологический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 На сегодняшний день коррупция является одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. В связи с постоянным ростом ее масштабов, она вызывает озабоченность не только руководства страны, но и всего населения в целом. Коррумпированными сетями опутаны самые важные сферы жизни, как, например, экономика, политика, образование, медицина, кредитование, внешнеэкономическая деятельность. Немалую роль коррупционные связи играют в выборах органов власти различного уровня, в принятии решений как государственного, так и муниципального значения.

Одним из факторов, влияющих на неэффективность мер по борьбе с коррупционными проявлениями, является несовершенство законодательства Российской Федерации в данной сфере. И, в первую очередь, указанные несовершенства начинают проявляться при анализе самих терминов «коррупция», «коррупционное правонарушение», «коррупционное преступление» и еще ряда других определений.

Сам термин «коррупция» (от латинского «corruptio» - порча, подкуп) является иностранным термином, введенным в оборот для обозначения использования должностными лицами прав, связанных с занимаемой ими должностью, в целях личного обогащения.

Такое определение коррупции явно не соответствует современному положению дел, ведь с каждым годом коррупционеры применяют все более изощренные коррумпированные системы не только в целях личного обогащения, но также и в иных целях.

Поэтому, сформировались самостоятельные подходы к интерпретации данного термина:

  • политический;

  • социологический;

  • экономический;

  • криминологический.

Изначально в России самое широкое распространение получил именно политический подход, рассматривающий коррупцию в качестве способа борьбы за власть. Она понимается как деятельность, заключающаяся в нелегитимном использовании должностными лицами своего служебного положения с целью обладания и удержания власти в собственных руках. Можно сказать, что данное толкование является максимально широким.

Социологический подход рассматривает коррупцию в рамках социального управления. То есть коррупция есть злоупотребление субъектами управления своими властными ресурсами в личных или групповых целях. Таким образом, сущность данного подхода заключается в том, что управленческий аппарат государства, выделенный государством в целях решения каких-либо вопросов в конкретной области управления, как бы отчуждается от государства. Разработкой данного подхода занимался Макс Вебер, который считал, что коррупция является патологией в функционировании бюрократического аппарата, и для ее понимания необходимо понимать систему и порядок деятельности конкретного субъекта управления.


Экономический подход заключается в том, что появление и широкое распространение коррупции напрямую связано, по мнению некоторых ученых, с моделью рыночной экономики, сформированной в Российской Федерации на данный момент. Ученые данного направления придерживаются мнения о том, что в настоящий момент в России нет законной «белой» экономики. Зато успешно развиваются «серая», включающая уклонение от уплаты налогов, «теневая», так называемая подпольная, то есть нелицензированная и «черная» или криминальная, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, оружия и т.п.

Помимо данных видов экономики, по мнению данных ученых, постепенно развились рыночные отношения в органах власти. Предметом сделок в данных отношениях выступают властные решения уполномоченных лиц, сами должности в органах власти, покровительство в какой-либо деятельности и т.д.

Криминологический же подход рассматривает коррупцию как криминогенное явление. Это связано с тем, что общественная опасность коррупции заключается не только в том, что она сама по себе наносит значительный ущерб государственному управлению и экономике, но, помимо этого, она еще и порождает большое количество глобальных разрушительных процессов. Результатами таких процессов являются незаконный оборот оружия и наркотических средств, рейдерство, отмывание доходов, уклонение от уплаты налогов и другие преступления. Также можно отметить, что развитие коррупции является благоприятной почвой для существования и развития организованной преступности и бандитизма.

Юридическое же толкование коррупционной деятельности можно выявить при анализе основных нормативных актов, регулирующих данную область общественных отношений.

Основное определение коррупции содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»1. В данном нормативном акте коррупция рассматривается как:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

  • совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.


По мнению некоторых авторов, данная дефиниция не раскрывает полного содержания преступной деятельности данного вида. Поэтому, применение данной нормы может привести к определенным сложностям в применении норм уголовного законодательства к различного рода преступным деяниям.

Из данного определения можно вынести, что к числу коррупционных преступлений относятся деяния, предусмотренные статьями 285, 201, 204, 290, 291 УК РФ, и группа иных преступлений, которые обладают следующими признаками2:

  • участие специального субъекта совершения преступления- должностное лицо, обладающее специальными полномочиями;

  • использование данным субъектом своего служебного положения вопреки интересам общества и государства;

  • наличие конкретной цели - получения какой-либо выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц.

Таким образом, закон выделяет две самостоятельные группы коррупционных преступлений: конкретные составы, перечисленные в определении и группа иных преступлений, обладающих определенными выше признаками.

Важно отметить, что полагаясь только на данное определение, невозможно вычленить из общего числа преступлений и правонарушений те, которые относятся к числу коррупционных. Фактически, данное определение содержит простое перечисление лишь некоторых форм преступного поведения, оставляя некоторые, не менее опасные формы ее проявления без должного внимания.

Необходимость нормативной фиксации конкретного определения коррупционной преступности отмечают не только российские ученые. Вопрос установления единых требований к нормам уголовного права для всего мирового сообщества уже давно поставлен на одно из первых мест среди целей различных международных организаций.

Например, Конвенция ООН «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» в статье второй определяет коррупцию как «просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового»3.

 По мнению некоторых авторов, данное определение наиболее полно отражает признаки коррупции. Однако, оно не включает некоторые варианты коррупционного поведения, в частности злоупотребление должностными полномочиями.


Следующим документом, раскрывающим понятие коррупции, является «Конвенция против транснациональной организованной преступности», утвержденная резолюцией ООН 15 ноября 2000 года в г. Нью-Йорке. Согласно данному акту коррупция это4:

  • обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

  • вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

На уровне стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) утверждены и действуют «Рекомендации по совершенствованию законодательства государств-членов СНГ в сфере противодействия коррупции»5. В данных рекомендациях предлагается использовать более точные дефиниции в национальном законодательстве и в сфере межгосударственных отношений в данной сфере.

На уровне СНГ также приняты «Основы законодательства об антикоррупционной политике», рассматривающие коррупцию как «подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу».

Данный нормативный акт раскрывает понятие коррупционного правонарушения, определяя его как «деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность».

Еще одним документом, где делается попытка дать наиболее полное определение коррупции, является «Антикоррупционная оговорка ICC» международной Комиссии Международной торговой палаты (ICC) по корпоративной социальной ответственности и противодействию коррупции. Она определяет коррупцию как «взяточничество, вымогательство взятки и склонение к передаче взятки, злоупотребление влиянием в корыстных целях и отмывание доходов от данных действий».


Таким образом, можно сказать, что вышеперечисленные более точно раскрывают сущность исследуемого явления, чем дефиниция, утвержденная национальным законодательством Российской Федерации.

При изучении явления коррупции необходимо также отметить, что различными учеными выделяется большое количество видов коррупции, выделяемых по различным основаниям классификации. И для уяснения данного социально-правового явления необходимо рассмотреть основные из них.

По сфере социальной деятельности, в рамках которой возникает коррупционные отношения, и специфике корруптеров (лиц, дающих взятки) можно выделить следующие виды коррупции:

  • деловая коррупция;

  • бытовая коррупция.

Деловая коррупция в свою очередь подразделяется на следующие ее виды:

  • политическая;

  • административная;

  • судебная;

  • экономическая.

Политическая коррупция реализуется в сфере политической деятельности и направлена на захват и удержание власти при помощи подкупа властных и должностных полномочий.

Административная коррупция реализуется в области государственной и муниципальной службы, ее задачей является оказание влияния на деятельность муниципальных органов.

Судебная коррупция реализуется в сфере судопроизводства и ее целью является оказание влияния на принятия заведомо неправомерного решения органами судебной власти различных уровней.

Экономическая коррупция реализуется в форме противоправного участия в экономической деятельности общества и направлена на непосредственное получение прибыли.

Бытовая коррупция реализуется в сферах массового обслуживания населения (медицинской, образовательной и др.) и направлена на решение индивидуальных бытовых проблем отдельных граждан.

По характеру взаимодействия субъектов коррупционного преступления выделяют следующие ее виды:

  • согласованная;

  • принудительная.

Согласованная коррупция предполагает взаимовыгодное положение коррупционера и лица, в интересах которого он действует. То есть права ни одного из них не ущемляются, а при помощи коррупционных отношений они решают проблемы обоих сторон.

Принудительная же коррупция проявляется в форме вымогательства взятки. Оно происходит в случаях, когда лицо, наделенное властными полномочиями, путем шантажа и угроз требует уплаты взятки в его пользу, хотя в его обязанности законодательством включено выполнение тех или иных действий, выполнения которых требует другая сторона. Таким образом гражданин оказывается в условиях, когда он вынужден вступить в коррупционные отношения в целях решения своих проблем, хотя изначально данное лицо намеревалось решить их законным способом.