Файл: Социологический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под «иным имуществом» в рамках данных составов понимаются любые ценности, обладающие меновой стоимостью, это могут быть долговые обязательства, драгоценные металлы, ювелирные украшения, автомобили и любое другое имущество. В качестве предмета взятки могут быть рассмотрены вещи как движимые, так и недвижимые, в том числе и изъятые из гражданского оборота.

Необходимо отметить, что в случае передачи недвижимого имущества в качестве предмета взятки, передается не само имущество, а именно право собственности на такое имущество.

К этой же категории некоторые авторы относят уменьшение стоимости арендной платы за пользование недвижимым имуществом.

Наибольший интерес среди выделенных четырех видов предмета преступного посягательства представляют именно «выгоды имущественного характера». Обусловлено это тем, что в последнее время формы проявления коррупции становятся все более разнообразными, что, различными учеными данное понятие трактуется неоднозначно.

Также существуют сомнения по поводу схожего понятия «услуги имущественного характера», используемого при квалификации коммерческого подкупа.

Г.С. Гончаренко считает, что понятие выгод имущественного характера «охватывает собой самые разные действия по удовлетворению потребностей- не только легальные (услуги), но и неправомерные»16. Также автор указывает на то, что различие между двумя вышеуказанными понятиями не является принципиальным и понятие «выгоды имущественного характера» полностью включает в себя понятие «услуг имущественного характера».

Такого же мнения придерживаются и другие авторы, например, Е.В. Коломийченко, А.А. Зеленцов17. Вместе с этим, данные авторы указывают также не необходимость применения в законодательстве только одного из названных выше терминов.

К числу таких услуг или выгод можно отнести предоставление туристических путевок, проездных билетов, различного рода развлекательных услуг, строительных, ремонтных, творческих и иных работ, которые должны оказываться платно, но в рамках данной «сделки» оказываются безвозмездно или по явно заниженной стоимости. Так же в качестве выгоды могут рассматриваться прощение долга, переуступка требования, получение кредита по минимальному проценту, заключение заведомо невыгодных сделок с организациями, принадлежащими родственникам должностного лица и иные.

Подводя итог вышесказанному, необходимо еще раз подчеркнуть, что любые объекты, передаваемые к качестве предмета коррупционного преступления, должны носить имущественный характер, так как главным признаком любого коррупционного преступления является наличие корыстного мотива.


Все вышеперечисленные предметы можно также условно подразделить на материальные и нематериальные.

В 90% случаев в форме взятки принимаются именно материальные блага, 70% которых составляют наличные денежные средства в иностранной валюте и валюте Российской Федерации. Реже среди материальных благ встречаются ценные бумаги, транспортные средства, оплата туристических путевок и другие подарки, они составляют примерно 22%.

К нематериальным благам относятся различного рода услуги и выгоды, предоставление всевозможных преимуществ, описанных выше.

Продолжая исследовать криминологическую характеристику данного рода преступлений необходимо отметить высочайший уровень их латентности.

В теории криминологии выделено три вида латентности преступлений:

  • естественная;

  • искусственная;

  • пограничная.

Латентность именно коррупционной преступности обусловлена, в первую очередь, самим служебным положением лиц, состоящих на государственной и иной службе. Именно поэтому, ее можно отнести к искусственному виду латентности.

Вследствие развития такого высокого уровня латентности данной категории преступлений, по мнению многих экспертов, нельзя доверять статистическим показателям именно по данной категории дел, ведь до 90% из всей совокупности совершаемых преступлений данной направленности остаются латентными.

С данным признаком непосредственно связан следующий элемент криминологической характеристики преступности – время совершения преступных деяний. С данной точки зрения коррупционные преступления отличаются своей продолжительностью. Ведь многие коррумпированные чиновники занимают свои должности в течение длинного промежутка времени, на протяжении которого неоднократно совершают те или иные действия из корыстных побуждений. По данным статистики в 60% случаев коррупционная деятельность продолжалась в течение полугода, а 20% - более года.

Исходя из описанной выше криминологической характеристики коррупционной преступности можно дать ее наиболее полное определение.

Итак, коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ различного рода лицам, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах, обусловленная взаимной выгодой обеих сторон и причиняющая непосредственный вред обществу и государству в целом.




1.2. Современное состояние коррупционной преступности в Российской Федерации

 Проводя анализ состояния коррупционной преступности и мер по борьбе с ней на современном историческом этапе, необходимо отметить, что после распада СССР в 1991 году принят целый ряд нормативных актов, регулирующих данную область общественных отношений.

4 апреля 1992 года Борис Ельцин подписал Указ «о борьбе с коррупцией в системе государственной службы» №361. В нем содержалась информация о том, что любые проявления коррупции в органах власти ущемляют конституционные права и интересы граждан, дискредитируют деятельность всего государственного аппарата в целом, а также нарушают принцип законности.

Данный указ, помимо этого, содержал в себе некоторые запреты для государственных служащих:

  • на занятие предпринимательской деятельностью;

  • на оказание содействия в осуществлении такой деятельности любым физическим и юридическим лицам;

  • на участие в управлении акционерными обществами и товариществами с ограниченной ответственностью.

Также в 1992 году образован Совет безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией. В 1993 году общее руководство данным органом в связи с растущими масштабами коррупции, представляющей серьезную угрозу интересам государства, возлагалось на плечи президента.

Необходимо отметить, что уровень коррупции на данном этапе возрастает не только в России, но и в других странах. В связи с этим, 31.10.2003 принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции18.

В данном документе очень подробно раскрыто содержание международной коррупции, ее основные характеристики, а также конкретные меры по ее преодолению. Специальным аппаратом ООН сформирована официальная терминология, обеспечивающая единое толкование данной проблемы в разных государствах. Большое внимание в конвенции уделяется именно порядку найма граждан на государственную службу.

Данная конвенция ратифицирована Российской Федерацией в 2006 году. Ратифицировав данную конвенцию, Россия приняла на себя обязательства по выявлению случаев коррупционной деятельности и борьбе с ней. Необходимо отметить, что государства, ратифицировавшие данную конвенцию, имеют обязательства по ее реализации исключительно в рамках национального законодательства. То есть, если какое-либо положение не обговорено в законодательстве Российской Федерации, то неисполнение Государством данного положения не является нарушением данного положения.


В рамках данной конвенции регулярно, не реже 1 раза в 2 года, созывается конференция представителей государств, ратифицировавших ее положения. В рамках данной конференции происходит обновление сведений по предпринятым мерам. В 2017 году такая конференция была проведена в г. Санкт-Петербурге.

В том же году была ратифицирована Конвенция Совета Европы «об уголовной ответственности за коррупцию» принятая 27 января 1999 года. Данный нормативный акт содержит общий подход и основные правила квалификации отдельных уголовных преступлений в данной сфере. Необходимо отметить, что государства, ратифицировавшие данную конвенцию, обязаны закрепить в национальном законодательстве нормы, устанавливающие ответственность за такие преступления, как подкуп, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов, незаконное обогащение и др., в случае отсутствия данных норм в национальном уголовном законодательстве. Также данная конвенция предусматривает регулярный контроль за соблюдением положений данной конвенции посредством проведения ежегодного мониторинга Группой государств против коррупции «ГРЕКО». В данную группу входят по несколько представителей от каждого государства, ратифицировавшего указанную конвенцию. Целью «ГРЕКО» является контроль соблюдения и правильности применения положений конвенции в отдельных государствах.

Национальное законодательство Российской Федерации также не стоит на месте. Уже в то время Государственной Думой был разработан проект Федерального закона «о борьбе с коррупцией». Несколько проектов данного закона, разрабатываемых вплоть до 2002 года не получали одобрения на одном из этапов принятия нормативно-правового акта.

В рамках противодействия коррупции в 2008 году в Российской Федерации был создан Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Задачами данного Совета являются:

  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

  • контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.