Файл: Тема. Технология проведения анализа и самоанализа урока (занятия, внеклассного, воспитательного мероприятия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема. Технология проведения анализа и самоанализа урока (занятия, внеклассного, воспитательного мероприятия)
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег


План

1. Анализ урока

2. Самоанализ урока

3. Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия
Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность и задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определение дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства.

Анализ урока позволяет реализовать ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания). В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы:

- научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная функция);

- достижения и недостатки работы учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны конкретные советы по повышению педагогического мастерства (обучающая функция);

- деловые и эстетические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе педагог дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом, почему именно так решил провести урок, что его заставило выбрать данные методики, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям участников образовательного процесса.


При анализе урока необходимо учитывать его индивидуальность особенности, дарования, сильные стороны учителя. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя на его сильные стороны. Недостатки и слабости надо объяснить таким способом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры я методики урока.

Стоит отметить, что целесообразно взаимопосещение уроков. Анализ уроков коллег — хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Важным этапом в развитии образования в настоящее время является внедрение в практику обучения, построенного по типу учебной деятельности учащихся.

В 30-х годах прошлого столетия Лев Семенович Выготский разработал инновационную модель обучения, которая опережает развитие. По Л.С. Выготскому, процессы развития идут вслед за обучением, создавая зону ближайшего развития. Она включает те действия, которые ребенок, опережая естественное развитие, способен выполнить в совместной деятельности с учителем, но которые бы он не выполнил самостоятельно или выполнил позднее и медленней. В этой зоне реализуются те познавательные возможности, которые обычно не раскрываются в традиционном обучении. Л.С. Выготский ввел в науку понятия «уровень актуального развития», который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач (это и есть сте­пень зрелости функций ребенка), и «зона ближайшего развития», которой ребенок достигает при решении задач в сотрудничестве с взрослым. Так, в любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания:

- самостоятельное выполнение - это актуальный уровень развития;

- выполнение в сотрудничестве с взрослым - это зона ближайшего раз­вития (более высокий уровень)

Зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуаль­ного развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (его ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вче­рашний, а на завтрашний день детского развития». Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития ведет развитие вперед, так как то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенству­ется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя. По мнению Л.С. Выготского, возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, является самым чувствительным симптомом успешности умственной деятельности ребенка, она совпадает с зоной его ближайшего развития.



Поэтому очень важно организовать обучение так, чтобы оно опиралось на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе с взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. Зона ближайшего развития помогает охарактеризовать возможности и пер­спективу развития ребенка. Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве.

Таким образом, ещё в 30-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обосновал обучение, которое в настоящее время определяют как развивающее. Оно базируется на зоне ближайшего развития ребенка.

Важный этап разработки теории развивающего обучения и вне­дрения ее на уроках связан с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Одним из основных методических принципов этой системы в начальных классах является деятельностный подход. Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Он ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность младших школьников. На этом этапе становления личности и учебной деятельности школьников характерна общность их предметной и умственной деятельности.

Развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося - субъекта учебной деятельности - в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируются теоретическое мышление и творческие способности.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода, без ЗУНов ничего не получится. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность. Компетентность - это знание в действии.

Системно-деятельностный подход базируется на следующих основополагающих тезисах:

Окружающий мир - объект познания учащихся – имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.


Если рассматривать объекты познания как системы, то со­ответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Системно-деятельностный подход - основа стандартов начального общего образования, сущностью которой является формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Системно-деятельностный подход выдвигает школьника в собственной учебной деятельности на позицию ее субъекта. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель (субъект-объектная ситуация), ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат». Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно только при переходе с традиционного обучения на техноло­гию развивающего обучения.

Системно-деятельностный подход не является компонентом традиционного обучения.

Развивающее обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, преобразует традиционное обучение в развивающее, что можно выявить при их сравнении.

Традиционное обучение

Развивающее обучение, основанное на СДП

базируется на принципе доступности

опирается на зону ближайшего развития

учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности

учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности

ориентировано на усвоение определенной суммы знаний

нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

на первый план выступают учебные задачи, решая их, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности

в результате формируется индивид - человек, способный к исполнительской деятельности

формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности



Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. При построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Принципы построения урока в рамках системно-деятельностного подхода

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способ­ностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обоб­щенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна пред­ложить ученику возможность освоения содержания образования на макси­мальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития воз­растной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному при­нятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творче­ское начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собствен­ного опыта творческой деятельности.