Файл: Тема. Технология проведения анализа и самоанализа урока (занятия, внеклассного, воспитательного мероприятия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Достижение результативности решения предметных (образовательных), развивающих и воспитательных задач урока

Этап урока

Дидактические задачи урока

Показатели результативности задач урока

Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Подготовка к основному этапу

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

Закрепление знаний и способов

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включению частей в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

Контроль знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Подведение итогов

Анализ и оценка успешности достижения цели; перспектива последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.



Приложение 1

Примерная схема самоанализа урока (1 вариант)

Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?

Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?

Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?

Рационально ли было распределено время на этапы урока?

Логичны ли были связаны между собой этапы урока?

Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?

Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?
Примерная схема самоанализа урока (2 вариант)

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) …

Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла …, к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся … .

В данном классе …, поэтому я … .

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: … . Основным этапом был …, задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: … .

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что … .

Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что … . Учащиеся имели возможность выбора … .

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было … . Темп урока … .



Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что … .

Записи на доске … . Наглядный материал (другие средства обучения) … .

Цель урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что … .

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что … .

В целом урок можно считать … .
Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия
    Воспитательное мероприятие является одной из организационных форм, широко используемых в урочной и внеурочной воспитательной работе педагога начальных классов. Воспитательная работа учителя начальных классов в качестве классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий с определенной воспитательной целью (целями). Это – классные часы, конкурсы, викторины, проекты, встречи, утренники, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д.

Значение подобного способа организации деятельности учащихся начальной школы состоит в том, что оно позволяет выработать у детей определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные, моральные и нравственные потребности, ответственность за свои поступки. Также воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести младших школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое «последействие», т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.


Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса в целом, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к его осуществлению.

Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:

- анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;

- оптимальность применяемых форм и методов;

- реализация поставленных целей;

- отношение педагога и воспитанников;

- профессионализм педагога.

Примерный план анализа (самоанализа) внеклассного мероприятия

  1. Общие сведения:

- дата проведения;

- образовательное учреждение;

- класс (классы);

- педагог, который подготовил и проводит мероприятие;

- название мероприятия;

- цель и задачи мероприятия (на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие);

- психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: соответствие занятия общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся и их интересам.

  1. Анализ подготовки мероприятия:

- кто был инициатором данного мероприятия;

- в чем и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся при подготовке к мероприятию;

- удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

3. Анализ хода мероприятия:

- организация класса (группы);

- выполнение единого речевого режима;

- соответствие структуры занятия (целям и задачам, содержанию и методам обучения);

- учебная документация педагога;

- мотивация деятельности;

- целесообразность методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями;

- актуализация опорных знаний;

- контакт с детьми;

- уровень самостоятельности детей;

- наличие дифференцированного подхода;

- доступность (научность) изложения материала;

- межпредметные связи;

- практическая направленность мероприятия;

- использование личного опыта детей;

- оценивание деятельности детей;

- выполнение санитарно-гигиенических норм;

- рациональность использования времени;

- наличие заданий (творческого, поискового и т.д.) характера;

- уровень самоанализа мероприятия педагога.

4. Деятельность педагога:


- убедительность, четкость, доступность, образность, эмоциональность, логичность раскрытия цели и задач предстоящей деятельности;

- уровень содержательности, интереса и организованности, в котором проходила данная работа;

- какие знания приобрели учащиеся и ходе мероприятия, какие социальные установки, чувства и убеждения формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие;

- какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение, каких результатов достигли;

- эффективны ли были выбранные формы и методы работы;

- уровень эффективности использования ИКТ и ТСО;

- как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношения;

- возможные последствия этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности; воздействие на учащихся;

- эмоционально-эстетическая отзывчивость на мероприятие;

- этика труда, художественной деятельности;

- эстетика поведения мероприятия;

- форма проведения рефлексии;

- роль и место классного руководителя, социального педагога, руководителя кружка, воспитателя группы продленного дня на данном занятии (методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива);

- что способствовало проведению данной работы с учащимися (или наоборот, мешало);

- какие педагогические качества учителя проявились при проведении воспитательной работы с учащимися;

- проявился ли педагогический такт педагога, в чем именно (отмечены ли случаи нетактичности).

5. Общая оценка воспитательного мероприятия:

- насколько удалось решить поставленные задачи и цели (возможные причины успехов, неудач и ошибок);

- общая оценка воспитательной ценности проведенной работы;

- психолого-педагогические выводы и предложения в адрес педагога и учащихся.