Файл: Тема. Технология проведения анализа и самоанализа урока (занятия, внеклассного, воспитательного мероприятия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Механизмом реализации системно-деятельностного подхода является технология деятельностного метода. Базовый уровень технологии деятельностного метода - урок открытия нового знания (ОНЗ).

Характеристика структуры уроков введения нового знания для учащихся начальной школы

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обу­чающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Актуализация и пробное учебное действие

На данном этапе организуется подготовка учащихся к над­лежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построе­ния нового знания, и их обобщение; тренировку соответствующих мыслительных операций; мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

Выявление места и причины затруднения

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью: выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение; учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникше­го затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят про­ект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

Реализация построенного проекта

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: об­суждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Первичное закрепление с комментированием

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осу­ществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная на­правленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и вы­полняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками соб­ственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.



Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от возрастного этапа обучения младших школьников и типа урока.

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и другие. не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Кризис современного образования заключается в «обнищании души» при обогащении информацией. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен. Следовательно, задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает и становление духовно-нравственной личности.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов образования.

Системный подход к педагогическому самоанализу урока

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность приобретает важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему освоит ГОС НОО.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;



- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Структура типов уроков

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Примерная структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока.

3) Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

5) Первичное усвоение новых знаний.

6) Первичная проверка понимания.

7) Первичное закрепление.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний:

- с целью подготовки к контрольному уроку;

- с целью подготовки к изучению новой темы.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Обобщение и систематизация знаний.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов).

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление:

- в знакомой ситуации (типовые);

- в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).


6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений (задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов).

Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов? Для построения урока в рамках системно-деятельностного урока, важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.


1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Организация класса

Готовность рабочих мест, классной комнаты, психологическая готовность учащихся (мобилизация

внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя).

Готовность к уроку и учебная документация учителя

Наличие рабочей программы, конспекта урока, классного журнала, а также готовность доски, оборудования, наглядности, качество дидактических средств, их содержание и оформление.

Речевой режим

Соблюдение «Методических рекомендаций по выполнению единых требований к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива» (приложение № 5 к приказу МОН ЛНР от 17.08.2018 № 774-од).

Тип и структура урока

Целесообразность типа урока с точки зрения темы в целом; этапы урока (назвать). Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока; завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.

Мотивация учебной деятельности

Осознанность учителем целей (задач) урока; четкость и доступность постановки цели для детей; обучение учащихся целеполаганию.

Актуализация опорных знаний

Опора на изученный материал и опыт детей.

Содержание урока

Соответствие содержания программе; место урока в системе уроков по разделу; точность формулировки

соблюдение научности, фактической точности и доступности; полнота освещения темы; логичность и системность изложения; доказательность, иллюстративность; выделение главного, наличие выводов; воспитывающий характер содержания;

эффективность методов и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие; межпредметные связи и универсальные учебные действия, эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся; связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний; наличие заданий поискового характера; уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).

Контакт с классом

Педагогический такт учителя, темп урока, организация учебного диалога.

Руководство учебной деятельностью

Наличие дифференцированного и лично-ориентированного подхода, а также сотрудничество при работе в парах, группах, «учитель-ученик», рациональность использования учебного времени. Организация самостоятельной работы.

Домашнее задание

Рациональность подбора, доступность и объем выполнения домашнего задания; осуществление индивидуального и дифференцированного подходов.

Демонстрационный материал

Эффективность использования наглядности, ТСО и ИКТ.

Проверка и оценка учебных достижений учащихся

Проверка знаний, умений и навыков на различных этапах урока; использование приемов, форм, их разнообразие; характеристика качества ответов учащихся; характер вопросов и заданий ученику;

адекватность отметки качеству ответа; реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки; формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).

Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний

Обеспечение постепенного усложнения заданий и увеличение самостоятельности учащихся; разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений; соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке; четкое и грамотное в речевом отношении выполнение задания; объяснение методики выполнения заданий; уместность игровых и занимательных моментов на уроке.

Ведение тетрадей

Соблюдение «Единого орфографического режима начального общего образования для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики (приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505).

Выполнение санитарно-гигиенических норм

соблюдение «Временных санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждённые постановлением Правительства ЛНР от 03.11.2020 № 846/20)

Уровень самоанализа урока учителем

Степень достижения поставленных целей; достоинства, удачи, причины ошибок и неудач; выводы и предложения по совершенствованию урока.