Файл: Тюремная библиотека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тюремная библиотека

Выпуск 4


Г. С. Човдырова

Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции
Редакционный совет:

Александров Ю.К. (член правления общественной организации «Новый Дом», консультант Нью-Йоркского института здравоохранения) – руководитель; Зайцев И.Н. (генеральный директор издательства «Права человека»); Пономаренко О.И. (директор программ Нью-Йоркского института здравоохранения); Клименко С.К. (старший прокурор Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ, старший советник юстиции, кандидат юридических наук); Иванова Н.И. (исполнительный директор общественной организации «Новый Дом»); Полозюк В.Л. (заместитель начальника Управления воспитательной работы с осужденными ГУИН МЮ РФ, полковник вн. сл.); Кудиненко В.А. (кандидат психологических наук, полковник запаса).
Издание осуществлено общественной организацией «Новый Дом» при финансовой и информационной поддержке Европейской Комиссии и Нью-Йоркского института здравоохранения.

Только для бесплатного распространения.
В книге изложены результаты изучения стресcогенных проявлений, выявленных в пенитенциарной практике.

Описаны последствия психотравмирующего влияния фактора длительной изоляции как у подследственных и осужденных, так и военнослужащих по призыву ВВ и сотрудников ОВД, находившихся в условиях военного конфликта в Чечне. Выявленные механизмы развития стресса позволили автору разработать адекватные методики психопрофилактики состояний психической дезадаптации и повышения психологической стрессоустойчивости.

Книга предназначена – для психиатров, психологов, воспитателей, командиров специальных подразделений МЮ, МВД и МЧС России, занимающихся обучением и оказанием психотерапевтической помощи.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. Стресс, стрессогенные факторы и общие проблемы адаптации личности к экстремальным условиям деятельности 8

1. Общие механизмы развития стресса и адаптации 8


2. Классификация стрессогенных факторов, вызывающих психическую дезадаптацию в экстремальных условиях 18

ГЛАВА 2. Социальная изоляция как модель изучения
различных клинико-психологических проявлений стресса 28

1. Клинико-психологические проявления стресса у подследственных и их профилактика 28

2. Социально-правовая защищенность и клинические
проявления психической дезадаптации военнослужащих
по призыву в условиях армейской изоляции (конфликты
и реактивно-агрессивные проявления стресса типа «дедовщины») 47

3. Социально-психологические и правовые механизмы психопрофилактики девиантного поведения личности 91

ГЛАВА 3. Общие механизмы развития состояний
психической дезадаптации и посттравматических
стрессовых расстройств в экстремальных условиях 118

1. Условия оперативно-служебной деятельности, предрасполагающие к развитию состояний психической дезадаптации (обзор литературы) 118

2. Стресс и его клинико-психопатологические проявления 133

3. Посттравматические стрессовые расстройства и проблемы адаптации и реадаптации к социальным условиям 143

ГЛАВА 4. Методологические основы концепции психопрофилактики и обеспечения стрессоустойчивости
в экстремальных условиях 166

1. Социально-психологические и правовые механизмы устранения профессиональных факторов риска психических расстройств 166

2. Духовно-психологические методы психопрофилактики
и повышения стрессоустойчивости 188

3. Основные принципы и методы психокоррекции состояний психической дезадаптации, соответствующие профессиональным особенностям служб и направленные
на обеспечение безопасности жизнедеятельности 203

4. Методологические основы безопасности
жизнедеятельности личного состава 230

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 248

ПРИЛОЖЕНИЯ 256

ЛИТЕРАТУРА 268

«Ни знание предмета твоего исследования и мощь твоих инструментов, ни обширность твоих знаний и точность твоих планов никогда не смогут заменить оригинальности твоей мысли и зоркости твоего наблюдения».

Г. Селье

ВВЕДЕНИЕ
События последних лет – социально-экономический кризис в стране, проблемы Чечни, массовые беспорядки, разгул терроризма, организованной преступности, коррупция на фоне духовного кризиса, опустошенности, утраты нравственных принципов, убеждений, идеалов – являются стрессогенными и оказывают сильное воздействие на психологическое и физическое состояние людей и являются одной из причин роста криминогенного потенциала [204, 177, 184, 124, 92, 94, 95, 96, 97, 82, 36, 76, 36]

1.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных подходов к профилактике состояний психической дезадаптации и повышению стрессоустойчивости в чрезвычайно напряженных условиях социально-политического кризиса в стране [165, 237, 231–237, 116].

Стрессоустойчивость личности необходима не только для обеспечения общественного порядка и безопасности жизнедеятельности населения в экстремальных условиях [45, 46, 127, 131, 145, 61, 39], но и для жизнестойкости и социальной адаптации [128, 134, 135, 143, 197, 198, 110–113].

Предварительный анализ состояния проблемы позволил нам предположить, что длительное пребывание и функционирование личности в экстремальных условиях является причиной возникновения стрессовых реакций, способствующих истощению адаптационных возможностей и во многих случаях способствующих развитию психических и соматических нарушений.

Состояния психической дезадаптации бывают острыми (непосредственно в период интенсивного воздействия стрессогенных факторов) и отдаленными, или отставленными (после прекращения действия стрессоров) и называются соответственно «острые стрессовые расстройства» (ОСР) и «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР), согласно международной классификации болезней – МКБ-10) [7, 114, 115, 202, 195, 219, 97, 98]. Именно поэтому в настоящее время является актуальным изучение факторов, противодействующих повреждающему влиянию стресса и способствующих повышению индивидуальной стрессоустойчивости [95, 150–152, 98, 5–7, 111–113, 226.

Решение этого вопроса может способствовать не только улучшению психофизического состояния личности, но и предотвращению других нарушений, связанных с их профессиональной деятельностью [78, 160, 230–231].

Одним из критериев снижения стрессоустойчивости является повышение под влиянием стрессогенных факторов уровня суицидов среди населения, контингента ИУ (исправительных учреждений) и личного состава различных подразделений МВД.

При этом нарушение психического состояния подследственного или осужденного может спровоцировать массовые беспорядки, поджоги, побеги или террористические акты в местах лишения свободы и т.д.

А изменение психического состояния сотрудника, находящегося на службе, в большинстве случаев вооруженного, может привести к нарушению привычного ритма общественной жизни, дезорганизовать работу государственных и общественных институтов, подвергнуть угрозе жизнь и здоровье людей, сохранность материальных ценностей, усугубить криминогенность обстановки и подорвать профессиональный авторитет сотрудников МВД среди населения [177, 124, 144, 133, 138–140, 205–206, 220, 140
].

Обосновывая важность и целесообразность исследования проблем стресса, адаптации и обеспечения стрессоустойчивости в экстремальных условиях, необходимо подчеркнуть, что изучение существующей практики такого обеспечения, подготовка материалов по применению психолого-психотерапевтических методик, формулировка комплекса актуальных вопросов, поиски путей его совершенствования имеют важное теоретическое и практическое значение не только в чрезвычайных ситуациях, но и в повседневной напряженной деятельности.

С учетом изложенного были изучены подследственные следственного изолятора (СИЗО), военнослужащие по призыву ВВ, при изучении стресса изоляции, сотрудники ОМОН, СОБР, длительно находившиеся под влиянием психически дезадаптирующих стрессогенных факторов, и других подразделений, принимавшие участие в боевых действиях в Чечне и в других чрезвычайных ситуациях, возникавших в процессе осуществления служебной деятельности.

Данная работа представляет собой первое комплексное исследование, целенаправленно выявляющее причины и условия развития постстрессовых состояний, посвященное изучению механизмов, влияющих на повышение стрессоустойчивости личности в экстремальных условиях, и их связи с дезадаптирующими стрессогенными факторами.

При этом впервые условия функционирования военнослужащих по призыву ВВ и содержание подследственных в СИЗО и осужденных в ИУ рассмотрены как модель для изучения стресса. В работе дана своя классификация стрессогенных факторов.

В исследовании впервые экстремальные условия функционирования рассматриваются с точки зрения их воздействия на все уровни психофизиологического состояния человека, находящегося в экстремальных условиях. Это позволило обосновать концепцию о возможности трансформации состояний психической дезадаптации в ПТСР под влиянием длительного воздействия стрессогенных факторов, а также разработать системный подход к проблемам психопрофилактики психотравмирующего влияния экстремальных условий деятельности.

Г л а в а 1
СТРЕСС, СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
И ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
ЛИЧНОСТИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Общие механизмы развития стресса и адаптации
В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние.


Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции – «эустрессом» [186–189].

В 1936 году в журнале «Nature» канадский физиолог Ганс Селье опубликовал короткое сообщение под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Будучи еще студентом, Г. Селье обратил внимание на то, что различные инфекционные болезни начинаются одинаково: подъем температуры, слабость, боли в суставах, ломота, озноб. Эксперименты подтвердили, что не только инфекции, но и такие вредоносные факторы, как охлаждения, ожоги, ранения, отравления, наряду с сугубо характерными только для них последствиями, вызывают ряд однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций.

В 1956 году, спустя двадцать лет после своей первой публикации, Г. Селье дал такое определение стресса: «Неспецифический ответ организма на любое требование, которое к нему предъявляется».

Что значит неспецифическая реакция? Это значит, что при различных экстремальных ситуациях внешне поведенческий ответ личности каждого человека будет разным, в то время как внутренний физиологический ответ будет одинаковым и выразится в трех стадиях развития стресса.

Г. Селье (1960, 1966) показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию [187–188].

То есть и в результате функционирования личного состава МВД в условиях Чечни, или обезвреживания вооруженных террористов при захвате заложников, или действий в условиях природных катастроф или техногенных аварий изменения в организме этих людей будут происходить одни и те же, характерные для адаптационного синдрома по Г. Селье, хотя поведение будет разным.

Совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих прежде всего защитное значение, была обозначена Г. Селье «как общий адаптационный синдром" [187]. Он имеет определенные и хорошо известные стадии:

1) тревоги, во время которой сопротивление организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы;

2) сопротивления (фаза адаптации), когда напряжением систем функционирования организма достигается его приспособление к новым условиям, предъявляющим повышенные требования;