Файл: Тюремная библиотека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
суицидов, дезертирства, гетероагрессии. Поэтому выражение «дедовщина» не соответствует действительному положению вещей, так как сами так называемые «деды» в конце службы оказываются подверженными влиянию стресса изоляции и дезадаптивному поведению, что еще раз подтверждает достоверность наших исследований. Выражение «неуставные взаимоотношения, вызванные стрессом изоляции» более реально отражает действительное положение вещей в армии.

Исследование проблемы стрессов и стрессоустойчивости столкнуло нас и с проблемами посттравматических стрессовых расстройств, которые стали еще более заметными и актуальными в стране после чеченских событий.

У сотрудников, участвовавших в вооруженных конфликтах, уровень реактивной тревожности остается высоким на всех этапах пребывания там и даже после 2-недельного отдыха. Обнаружено нарушение адаптации к мирным условиям жизни такое же, как у вьетнамских и афганских ветеранов (см. гл. 3).

Высокая степень немотивированной на первый взгляд гетероагрессивности у одних военнослужащих и бойцов ОМОН после Чечни и аутоагрессивности у других, которая и препятствует психосоциальной адаптации на третьей стадии пребывания в изоляции, наличие других признаков психической дезадаптации (высокий уровень тревоги) говорят, на наш взгляд, о трансформации этих явлений в ПТСР, при длительном воздействии стрессогенных факторов (схема 3, табл. 1, 2, 4).

В то же время острые стрессовые расстройства развивались на первой стадии пребывания в условиях изоляции в армии и в Чечне, также и в СИЗО у подследственных. Эти наблюдения подтверждают, что стадии стресса, описанные Г. Селье, лежат в основе патогенеза развития посттравматического стрессового расстройства. Только сам ученый, будучи психофизиологом, не мог предположить, что вторичные клинико-патопсихологические проявления стресса (адаптационного синдрома) будут названы в МКБ-10, ПТСР и ОСР.

Мы вполне допускаем, что этиологическое прерывание воздействия стрессогенных факторов на одной из стадий развития стресса приостанавливает его развитие вширь (охват новых уровней поражения организма). Но полученные данные позволяют заключить, что наступление стадии истощения адаптационных механизмов не предполагает их восстановления сразу при прекращении воздействия стрессогенных факторов. Восстановление психофизического гомеостаза, по-видимому, прямо пропорционально длительности воздействия стрессогенных факторов и их личностно-мотивационной значимости.


Основные принципы психопрофилактики, разработанные в ходе исследования, это: а) поэтапность – воздействие, направленное на адекватное построение лечебно-воспитательных и других программ согласно трем периодам стресса; б) этиологичность, т.е. работа в направлении прерывания действия стрессогенных факторов или смягчения их воздействия на психику; в) патогенетичность – воздействие, если это возможно, на уровни развития стресса (нейрогуморальный, соматический и патопсихологический).

Изучение состояний психической дезадаптации в различных экстремальных условиях деятельности позволило наметить три направления концепции (см. схему 3) как первичной, так и вторичной психопрофилактики и повышения стрессоустойчивости. Психопрофилактические возможности этих трех направлений действий (социально-правовового, духовно-психо-логического, психокоррекционного), конечно, раскрыты нами не полностью, но оставляют возможность дополнять их по мере изучения других сфер экстремальной деятельности личности и, в частности, это необходимо сделать в отношении осужденных и подследственных, что невозможно в рамках одного исследования.

Для целостного предствления нашей концепции развития стресса, психической дезадаптации и психопрофилактики этих состояний составлена схема 3.
Схема 3

Схематическая концепция развития стресса,
психической дезадаптации и ПТСР




Различные стрессогенные факторы




Стрессогенные факторы длительного действия
(изученные в диссертации)

Изоляция в армии

Боевые действия в Чечне

Изоляция в ИУ



Поэтапные механизмы развития стресса по Г. Селье

Тревоги

Адаптации

Истощения



Уровни развития стресса

Нейрогуморальный

Соматический

Поведенческий






Аутоагрессии
Гетероагрессии
«Самоволки»
Дезертирства
Употребление наркотиков и др.

Аутоагрессии
Гетероагресии
Дезертирства
Употребление наркотиков
«Самоволки» и др.



Развивается ОСР

Формируется ПТСР





Психопрофилактика, основанная на принципах поэтапности и этиопатогенетичности

Социально-правовое направление

Духовно-психологическое направление

Психокоррекционное направление


ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Частота возникновения стрессовых ситуаций и средней величины
стрессовой напряженности у сотрудников английской полиции
по G.H. Gudjonsson, K.R.S. Adlam [178]





Позиции

Стажеры
(75 человек)


Сержанты
(35 человек)


Старшие офицеры

(33 чело-века)







Час-тота стресса (ЧС) %

Вели-чина стресса (ВС), %

ЧС, %

ВС, %

ЧС,

%

ВС, %

1.

2.
3.

4.

5.
6.


7.


8.

9.


10.


11.


12.

13.

14.


15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Долгие часы работы
Сменная работа
Дача показаний
в суде
Письменная работа

(написание отчета)
Рабочие перегрузки
Опасное противоборство

Вручение сообщений
о смерти
Необходимость разбирать транспортн. происшеств.
Осмотр изуродованных трупов
Необходимость принять командование
Негативное отношение коллектива
Неопределенное положение
Необходимость принимать участие в подавлении беспорядков
Отсутствие поддержки старших офицеров
Отсутствие поддержки работников судопроизводства
Вовлечение
в скандалы
Замечания
за ошибки
Недостаточная подготовка
Непредвиден-

ные ситуации
Невозможность положиться на партнера

Неумение выразить то, что чувствуешь
Необходимость сдавать экзамены
Курсы переподготовки
Наличие жалоб
на Вас
Необходимость делать то, что противоречит моральным принципам



95
96
-

87

80

83

67

72


67


61


59

67

76


76

77

71

76

77

84


59


63

100

-

55
51


45
37
-

37

37

52

37

40


40


37


40

42

45


45

38

35

33

39

41


49


44

70

-

60
57


94
97
-

10

0

94

53

42


42


45


91

56

70


72

72

58

35

32

61


76


55

64

85

85
76


40
36
-

37

71

50

29

24


27


31


31

41

48


48

48

37

40

48

41


41


56

70

33

42
31


95
62
-

100

92

53

16

30


51


37


66

82

85


85

52

38

71

65

30


41


72

15

24

75
47


43
42
-

37

55

52

34

16


33


28


24

25

31


31

26

33

27

33

23


28


26

35

23

39
27



ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. М.: ВЮЗИ МВД СССР, 1988. С. 3–9.

2. Аведисова А.С. Особенности психофармакотерапии больных с пограничными психическими расстройствами / Автореф. докт. дисс. мед. наук. М., 1998. 51 с.

3. Акимов Г.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И. Некоторые вопросы организации психоневрологической помощи во время Великой Отечественной войны // Военно-медицинский журнал. 1985. № 11. С. 18–21.

4. Аккерман В.И. Психогении военного времени и отграничение от других форм нервно-психического расстройства: Сб. Ижевского гос. мед. ин-та. Ижевск, 1946. Т. 5. С. 19–21.

5. Александровский Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. С. 96.

6. Александровский Ю.А., Румянцева Г.М., Щукин Б.П. Медико-психологическая помощь во время и после стихийных бедствий и катастроф // Военно-медицинский журнал. 1990. № 8. С. 73–76.

7. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства:Руководство для врачей. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 576 с.

8. Анисимов В.М. Концептуальные основы военно-кадровой политики // Военная мысль. № 2. 1995. С. 31–37.

9. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. С. 9–18.

10. Андреев Н.В. Проблемы профессионального отбора кадров и работы с личным составом отрядов милиции особого назначения // Проблемы организации работы с личным составом органов внутренних дел: Труды Академии МВД России. М., 1993. С. 92–99.

11. Андреев Н.В., Хохлова Н.Г. Изучение проявлений стресса и проблем психологического обеспечения деятельности сотрудников ОМОН ГУВД г. Москвы в экстремальных условиях // Проблемы деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Сб. научных трудов ВНИИ МВД России. М., 1995. С. 88–96.

12. Андреев Н.В. Психологические особенности личности и коллектива сотрудников отряда милиции особого назначения / Авторефер. канд. психол. наук. М., 1991. С. 9.

13. Андреев Н. Морально-психологическая подготовка в вооруженных силах Ирана // Зарубежное военное обозрение. 1992. № 3–5, С. 33–35.

14. Алферов Ю.А., Байдаков Г.П. Предпосылки развития пенитенциарной концепции исправления и перевоспитания осужденных в современных условиях // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных. М., 1990. С. 66.

15. Антонян Ю.М. Что такое лишение свободы // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний. М., 1991. С. 36.

16. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.