Файл: Работа по развитию познавательного интереса на уроках математики у.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .......... 12 1.1 Понятия «интерес» и «познавательный интерес» в зарубежных ............... 12 и отечественных психолого-педагогических исследованиях ........................... 12 1.2 Понятие «исследовательская деятельность» в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях .............................. 23 1.3 Анализ программ и учебно-методических комплектов по математике в начальных классах по проблеме исследования.................................................. 32 1.4 Особенности развития познавательного интереса у младших ................... 46 школьников в исследовательской деятельности ................................................ 46 на математическом материале ............................................................................. 46
ГЛАВА
2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО
РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................... 59 2.1. Изучение начального уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста .................................................................. 59 2.2. Описание работы по развитию познавательного интереса на уроках математики в начальных классах с помощью исследовательской .................. 68 деятельности .......................................................................................................... 68 2.3.
Сравнительный анализ результатов исследования развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста .................... 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ................................................................................................ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ................................................................................................ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ................................................................................................ 107

3
ВВЕДЕНИЕ
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно- технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе, как указано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации [24].
В процессе социальных изменений обострились проблемы математического образования и науки:
- низкая учебная мотивация у школьников;
- содержание математического образования устаревает, остается формальным и оторванным от жизни;
- нехватка учителей, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы обучающихся.
Основное направление реализации Концепции в начальном общем образовании - широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики [24].
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в начальных классах учебная деятельность становится объектом специального формирования, поэтому ключевая компетентность умение учиться приобретает приоритетное значение. Основой этой компетентности в начальных классах является овладение младшими школьниками различными


4 учебными возможностями общеучебных умений и навыков [70]. Целью образовательной области «Математика» является формирование предметной математической и ключевых компетенций, необходимых для самореализации обучающихся в мире, который быстро меняется. Предметная математическая компетентность рассматривается как личностное образование, характеризующее способность ученика актуализировать, интегрировать и применять в процессе обучения математике опыт деятельности. Указанная цель реализуется путем решения ряда многих задач, среди которых большое значение имеет формирование у учащихся познавательного интереса к изучению математики, на что указывает В.А. Далингер [15], именно сейчас проблема развития познавательного интереса приобретает особую актуальность, так как она тесно связана с уровнем усвоения знаний и с воспитательными проблемами. С этой целью необходимо повышать эффективность и качество учебно-воспитательной работы. Достигать, чтобы каждое занятие способствовало развитию познавательного интереса, который активизирует и обеспечивает качественные, глубокие знания, умения и навыки самостоятельного пополнения знаний.
Математика, как учебный предмет имеет ряд особенностей. Логическая структура его такова, что пробелы в знаниях отдельных тем, разделов сказываются на успешности усвоения дальнейшего материала на данном этапе или значительно позже. Математикой нельзя овладеть путем простого заучивания отдельных фактов. Если нельзя выяснить назначение математических понятий, не видеть взаимосвязей и аналогий, то математика будет, как бесполезное накопление случайных определений, формул и задач.
Более того, на уроках мнение ученика часто работает в мире абстрактных понятий, иногда теряя связь с реальной действительностью. По мнению
Т.Е. Антоненко [3], отрыв математических знаний от практической жизни и приводит к тому, что математику считают тяжелой, даже не интересной наукой.

5
Вопросам формирования познавательного интереса посвящены исследования В.А. Сухомлинского, К.Д. Скрипченко, А.К. Марковой, Г.С.
Костюка, К.Д. Ушинского, Я.А. Каменского, Г.И. Щукиной, Н.Г Морозовой и др. Закономерности познавательной деятельности, моделирование как средство познания и др. рассмотрены в работах Г.А. Балла, А.В.
Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Г.С. Костюка,
А.Н. Леонтьева, А.Н. Матюшкина и др. Однако, несмотря на наличие в педагогике значительного количества исследуемого материала по развитию познавательного интереса, в практике недостаточно ведутся работы, которые конкретизируют систему средств, методов, форм оптимизации учебной деятельности при изучении математики и формировании математической компетентности. Во многих случаях процесс формирования познавательного интереса происходит не целенаправленно, а периодически, в зависимости от количества выделенного времени, индивидуально-личностных характеристик учителя и его профессиональной компетентности, на что указывает
А.С. Чашечникова [72].
Интерес к математике можно определить, как эмоционально- познавательное отношение человека к изучению структур (в современной математике под ними понимают множество объектов, в которой задано некоторые операции-отношения или действия). Математические интересы проявляются и в различных подходах к решению задач, и в легком, свободном переходе от одной умственной операции к другой. Умение при необходимости отойти от шаблонного, трафаретного решения задачи, найти новые пути, причем стремится к наиболее четкому, простому, рациональному и экономному решению. Мышление характеризуется тенденцией к сравнительно быстрым и широким обобщениям (каждая конкретная задача решается как типовая), к «свернутым» умозаключениям.
Ученики с развитым познавательным интересом к математике запоминают не всю математическую информацию, поступающую к ним, а только
«очищенную», необходимую для решения типичных задач. Как отмечает


6
В.Ф. Феоктистова [20], решая задачи, они стараются не опираться на наглядные образы (даже тогда, когда задача «наталкивает» на это): логичность часто заменяет им образность. Названные признаки проявления познавательного интереса формируются и проявляются постепенно. При научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации компетентностного подхода к обучению математике на первый план, по мнению Т.Е. Антоненко [3], выходят три социальных фактора интеллектуального развития личности: фактор мотивов и потребностей
(мотивационно-потребностная сфера личности, мотивы собственно интеллектуальной деятельности, наличие устойчивой мотивационной потребности, система ценностей, стимулы деятельности и т.д.); фактор опыта
(предыдущий жизненный, практический ментальный опыт личности); фактор компенсации (наличие компенсаторных возможностей субъекта: силы воли, усидчивости, настойчивости, терпения, целеустремленности и т.п.).
Анализ нормативных документов, научной, методической, учебной литературы и педагогической практики по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
На социально-педагогическом уровне – между необходимостью воспитания личности, способной эффективно работать и учиться в течение жизни и проблемами педагогического руководства формированием познавательного интереса учащихся, которое определяется требованиями
ФГОС НОО и социальным заказом.
На научно-педагогическом уровне – между необходимостью развития познавательного интереса у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ их развития.
На
научно-методическом
уровне

между возможностями исследовательской деятельности для развития у детей младшего школьного возраста познавательного интереса на уроках математики и недостаточной разработанностью методики развития исследовательской деятельности на уроках математики.

7
Необходимость разрешения вышеизложенных противоречий обусловливает актуальность диссертационного исследования и определяет его проблему: как с помощью исследовательской деятельности на уроках математики развить познавательный интерес у младших школьников?
В рамках решения данной проблемы была определена тема исследования: Развитие познавательного интереса у младших школьников в исследовательской деятельности на уроках математики.
Целью исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективных форм, методов и приемов развития познавательного интереса у младших школьников посредством исследовательской деятельности.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования – исследовательская деятельность на уроках математики как средство развития познавательного интереса учеников начальной школы.
В своем исследовании мы исходили из гипотезы о том, что процесс развития познавательного интереса у младших школьников будет осуществляться результативно, если:
- будет разработана и апробирована система уроков, основанных на исследовательской деятельности обучающихся (урок-исследование, урок- лаборатория, урок фантастического проекта, урок изобретательства, урок открытых мыслей);
- в процессе обучения математике использовать элементы исследовательской деятельности;
- образовательный процесс обучения математике будет адаптирован к уровню развития обучающихся (усложнение материала, формирование универсальных учебных действий);
- обогащать процесс обучения математике современными активными формами, методами и технологиями исследовательской деятельности


8 обучающихся (кейс технологии, STEM технологии, ЛЕГО технологии, метод сторинга, метод перевернутого обучения, метод квестов, метод «Шесть шляп
Боно», комплексные задачи и задачи различных типов (с меняющимся содержанием, на понимание, логическое мышление, с недостающими данными, с несформулированным вопросом)).
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте.
2. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме организации исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать учебно-методические комплекты по математике в начальной школе.
4. Определить показатели и подобрать соответствующий диагностический инструментарий для оценки познавательного интереса ребенка младшего школьного возраста.
5. Разработать и апробировать систему деятельности по развитию познавательного интереса младших школьников, основанную на использовании заданий исследовательского характера и уроков- исследований.
6. Провести сравнительный анализ результатов диссертационного исследования по развитию познавательного интереса детей младшего школьного возраста посредством исследовательской деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
− теория познания, которая раскрывает суть проблемы знания для современной личности (В.А. Лекторский, Л.А. Микешина);
− теория системного изучения психолого-педагогического явления, дает возможность раскрыть интегративные системные свойства, а так же

9 качественные характеристики познавательного интереса (Ю.К.
Бабанский, В.А. Сластенина и др.)
− теория деятельностного подхода, дает возможность рассматривать деятельность, как средство развития и становления субъектности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
− фундаментальные положения личностно–ориентированного подхода в образовании (О.С. Газман, В.В. Сериков, В.А. Петровский).
− теория культурно–историческая формирования психики ребенка (Л.С.
Выготский);
− теоретические положения российских психологов и педагогов о развитии личности в онтогенезе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И.
Лисина, А.А. Люблинская);
− теоретические положения развития познавательного интереса (Г.И.
Щукина, Н.Г. Морозова).
Теоретическая и практическая направленность диссертационного исследования определила выбор методов:
− теоретических: теоретико-методологический и системно–структурный анализ, обобщение, синтез, сравнение, прогнозирование результатов;
− эмпирических: беседы с детьми, наблюдение; педагогический эксперимент, мониторинг детских вопросов; методы математической статистики и качественной обработки результатов.
Этапы исследования:
Исследование было проведено с 01.11.2017 г. по 30.05.2019 г.
Первый этап (ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.) Изучение и теоретическое обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
Второй этап (май 2018 г. – сентябрь 2018 г.) Определение показателей оценки, подбор диагностического инструментария, проведение констатирующего этапа исследования. Разработка системы деятельности по


10 развитию познавательного интереса младшего школьного возраста посредством исследовательской деятельности.
Третий этап (октябрь 2018 г. – май 2019 г.) Внедрение системы деятельности по развитию познавательного интереса младшего школьного возраста посредством исследовательской деятельности. Проведение контрольного этапа исследования. Систематизация и обобщение результатов исследования, их оформление.
Научная новизна исследования заключается: в разработке и апробации системы деятельности по развитию познавательного интереса старших дошкольников, основанной на использовании в образовательном процессе элементов исследовательской деятельности, системы нестандартных уроков, современных методов и форм работы в сочетании с другими современными образовательными технологиями.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структурными компонентами познавательного интереса выступают: интеллектуальный, отличающийся наличием у ребенка познавательных вопросов прогнозирующего характера, обращенность к изучаемому объекту и его свойствам и назначению; эмоционально – волевой, связанный с проявлением эмоций, сопровождающих процесс и результат познания, обеспечивающий сохранение устойчивого внимания к познавательной информации; процессуальный, направленный на использование вариативных способов решения поисковой задачи.
2. Педагогическими условиями развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста выступают: в процессе обучения математике использовать элементы исследовательской деятельности, образовательный процесс обучения математике будет адаптирован к уровню развития обучающихся (усложнение материала, формирование УУД), обогащение процесса обучения математике современными активными формами, методами и технологиями исследовательской деятельности обучающихся (кейс технологии, STEM технологии, ЛЕГО технологии, метод

11 сторинга, метод перевернутого обучения, метод квестов, метод «Шесть шляп
Боно», комплексные задачи и задачи различных типов (с меняющимся содержанием, на понимание, логическое мышление, с недостающими данными, с несформулированным вопросом)).
База исследования: Свердловская область, городской округ Реж,
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» - «МБОУ СОШ №7» городского округа Реж. В исследовании приняли участие 20 учеников 4 «А» класса - экспериментальная группа и 20 учеников 4 «Б» класса – контрольная группа.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.