Файл: Работа по развитию познавательного интереса на уроках математики у.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
математические паралогизмы, софизмы и парадоксы.
Правдивый лжец
Как побриться парикмахеру
Рис. 11. Пример математически х паралогизмов, софизмов и парадоксов
В одной деревне был один-единственный парикмахер-брадобрей. Для работы ему было установлено твёрдое правило: он должен брить только тех жителей деревни, которые не бреются сами. Казалось бы, нормальное

81 правило. Вот только у самого брадобрея тоже растёт борода, и встал вопрос: может ли он сам себя побрить?
При разработке таких задач ученики наблюдали, анализировали данные, высказывали предположение, выдвигали гипотезы, приводили свое мнение. Нахождение и осознание ошибок при решении таких задач предотвращало их повторение в математических рассуждениях в других ситуациях. Использование таких типов задач, особенно без помощи учителя выступило эффективными упражнениями для развития логического мышления и стали основной формирования умений исследовательской деятельности. Для организации исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе нами были подобраны нестандартные задачи- исследования числовых закономерностей. На уроках математики предлагали учащимся исследовать многозначных число, ряд чисел, сумму, разность, произведение, часть.
К примеру, мы использовали такие задачи:

82
Рис. 12. Нестандартные задачи
ЛЕГО технологии в исследовательской деятельности
Кубики LEGO или «шесть кирпичиков» - это практический инструмент и действенное средство, которое позволяет реализовывать игровые и деятельностные методы обучения в начальной школе.
Цель: заинтересовать детей в изучении математики, научить искать и объяснять собственные решения, развить навыки логического мышления, способствовать развитию познавательного интереса.
Задача с использованием кубиков LEGO на уроках математики
1. Складываем выражения
Каждый ребенок на 3-х своих кирпичикам пишет цифры фломастером, а еще на 3-х - математические знаки «=», «+», «-». Из полученных цифр и знаков составляют выражения, записывают и решают. Можно меняться кубиками.
Вопросы к детям:
Что было сделать легко, трудно?
Сколько выражений у вас получилось?
2.Изучаем состав числа.
Например, у детей кирпичики 2 на 2 разного цвета. Создайте число «5» различными способами. Строим 2 столбца, затем просто перекладываем кирпичики.

83 3.Математический диктант «Строим дом».
Например, 1 этаж - это 4 кирпичика, 2 этаж - это на 1 кирпичик меньше,
3 этаж - это на 1 меньше, чем второй, 4 этаж - это на 1 меньше, чем третий.
4.Изучаем состав числа (работа в группе)
Например, изучаем состав числа «6». Ученики сидят по 6 за столами у каждого ребенка свой цвет (6 кирпичиков одного цвета). По часовой стрелке дети меняются кубиком, таким образом смотрят сколько у них осталось кубиков своего цвета и сколько кубиков в пирамиде другого цвета.
Вопросы к детям:
Как образовался состав числа?
Легким или сложным было задание?
5.Башня из примеров
Например, перед детьми лежит чистый лист бумаги и фломастер. По заданию учителя дети выкладывают башню из 5 кирпичиков (на бумаге) потом пишут фломастером математический знак «+» выкладывают башню из
3 кирпичиков. Считают и делают вывод, что башня будет состоять из 8 кирпичиков и строят рядом соответствующую башню.
6.Математическая цепочка.
Ребенок объединяет шесть кирпичиков в две группы - холодные и теплые цвета. Кирпичикам теплых цветов придают знак «+», а холодным «-».
Каждому кирпичику присваивается своя цифра. Например, Красная 1, желтая
2, оранжевая 3, зеленый 4, голубая 5, синяя 6. Дети по очереди выкладывают по одному кирпичику и ведут счет, в соответствии с условиями. Нужно использовать все свои кирпичики.
Вопросы к детям:
Где человеку могут понадобиться математические умения?
Что было бы, если бы люди не умели считать?
7.Прямые, кривые, ломаные линии
Дети вместе с учителем вспоминают понятие «точка», «линия». Какими могут быть линии - прямыми, кривыми, ломаными. Самостоятельно дети


84 выкладывают с помощью кирпичиков прямую линию, а затем кривую. Затем в парах дети выкладывают короткую прямую линию, и самую длинную ломаную линию (меняют местами). Считают с помощью скольких кирпичиков у них получилась кривая линия, прямая линия.
Вопросы к детям:
Где в жизни мы встречаем «точку»?
Можно нарисовать линию без точки?
Где в жизни мы встречаем прямую линию?
Можно ли из кирпичиков выложить прямую (вертикальную или горизонтальную, кривую или ломаную линию)?
В ходе практической работы предлагали детям самостоятельно составить и решить задачу с помощью кубиков о конфетах и мороженом.
Детям были предложены упражнения, разнообразные по форме, содержанию и степени сложности. Использовали задачи тренировочного, контролирующего и обобщающего характера. Отметим, что учитель по своему усмотрению может использовать их при подготовке к изучению нового материала, первичного ознакомления, закрепления, для ликвидации пробелов в знаниях учащихся, в процессе формирования умений и навыков применять полученные знания в подобных и новых ситуациях. Эти упражнения являются базой и для формирования общих учебных навыков.
Некоторые вопросы можно использовать для домашних заданий, проведения небольших контрольных работ и зачетов по отдельным темам
Во время практического использования материала мы обращали внимание на такие методические рекомендации:
1. Подбирать упражнения к уроку необходимо с учетом реальных возможностей учащихся и наличии времени для этого.
2. Формы использования материала на уроке необходимо разнообразить.
3. Упражнения, проектирование условия на доску, использование карточек или таблиц, математические диктанты и тому подобное. Во всех

85 случаях необходимо максимально стимулировать мышление учащихся, подводить их к необходимости сопоставлять, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, критически относиться к утверждению.
4. В течение всего периода обучения целесообразно требовать от учеников полных и обоснованных ответов на каждый поставленный вопрос; формирование логической и языковой культуры должно быть постоянным.
В заключение отметим, что познавательный интерес у детей младшего школьного возраста важно формировать и развивать, в частности на уроках математики. Помочь в этом может систематическое и последовательное использование элементов исследовательской деятельности на уроках математики. Знания школьников необходимо обогащать новой и интересной информацией, которая будет вызывать у них положительные эмоции и интерес к изучаемому материалу и к предмету.
Исследовательская деятельность является высшей формой самообразовательной деятельности ученика.
Именно организация исследовательской деятельности позволяет развить у младших школьников познавательный интерес, повысить уровень познавательной активности, учебной мотивации, развивает способность к самостоятельному мышлению.
Организация исследовательской деятельности способствует созданию проблемных ситуаций, способствующих активизации самостоятельно- творческой деятельности учащихся. Для того чтобы младшие школьники активно приобщились к исследовательской деятельности, учитель должен избегать предоставления ученикам готовых способов действий при решении тех или иных типов задач.
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования развития
познавательного интереса детей младшего школьного возраста
На итоговом этапе опытно-поисковой работы было повторно организовано и проведено исследование уровня развития познавательного


86 интереса детей младшего школьного возраста. На итоговом этапе диагностики использовался тот диагностический инструментарий, что и на начальном этапе исследования. Результаты исследования представлены в
Приложении 3.
Для определения уровня познавательного интересавоспитанников использовался «Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся» (по Б.К. Пашнева). На начальном этапе диагностики мы установили:
− низкий уровень познавательного интереса обнаружен у 33% учеников экспериментальной группы и у 32% школьников из контрольной группы;
− средний уровень познавательного интереса обнаружен у 42% учеников экспериментальной группы и у 40% школьников из контрольной группы;
− высокий уровень познавательного интереса обнаружен у 25% учеников экспериментальной группы и у 28% школьников из контрольной группы.
Итоговая диагностика показала значительные сдвиги в показателях детей экспериментальной группы, тех детей, которые приняли участие в специально организованной нами работе по развитию познавательного интереса (таблица 2).
В экспериментальной группе наблюдаются значительные сдвиги в повышении среднего и высокого уровней познавательного интереса и активности. В контрольной группе не наблюдалось значительных сдвигов.
Таблица 2
Результаты начальной и итоговой диагностики уровня развития познавательного интереса и активности младших школьников
Экспериментальная группа
Контрольная группа

87
Уровни Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Низкий
33%
25% (-8%)
32%
32%
Средний 42%
47% (+5%)
40%
41%
Высокий 25%
28% (+3%)
28%
27%
Дети, принявшие участие в формирующем эксперименте, стали больше демонстрировать направленность на окружающий мир, с проявлением таких характеристик, как активность, избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира. При этом все это сопровождалось положительными эмоциями, которые мы наблюдали у детей при проведении заданий.
Далее склонность к творчеству изучалась с помощью «Опросника личностной склонности к творчеству» (по Г. Дэвису) (таблица 3).
Таблица 3
Результаты по методике «Опросник личностной склонности к творчеству»
(по Г. Дэвису)
Уровни
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Низкий
17%
10% (-10%)
20%
22%
Средний 55%
55%
57%
54%
Высокий 28%
35% (+7%)
23%
24%
Повторная диагностика подтверждает полученные нами ранее результаты, о том, что организация и внедрение элементов исследовательской деятельности на уроках математики в начальных классах способствует развитию творческого подхода у учеников, их познавательной мотивации. Далее была использована методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» по Ксензoвой Г.Ю. (таблица 4).
Таблица 4
Результаты диагностики по методике «Шкала выраженности учебно- познавательного интереса» по Ксензoвой Г.Ю.


88
Уровни
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Низкий
39%
21% (-18%)
40%
35%
Средний 46%
54% (+8%)
49%
50%
Высокий 15%
25% (+10%)
11%
15%
Изначально нами было установлено, что по данной методике у детей выявлены самые низкие показатели развития познавательного интереса и познавательной активности, дети продемонстрировали очень низкие показатели. Изменения, произошедшие в экспериментальной группе, носят позитивный характер, у детей при повторной диагностике мы установили повышение уровня учебно-познавательного интереса, дети проявляли живой интерес к предложенным заданиям, стали значительно дольше удерживать свое внимание на поставленных задачах.
Также нами было проведено наблюдение за детьми в естественных для них условиях учебно-воспитательного процесса (таблица 5).
Таблица 5
Результаты наблюдения за детьми
Уровни
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Низкий
30%
20% (-10%)
28%
26%
Средний 52%
53%(+1%)
54%
56%
Высокий 18%
27% (+9%)
18%
18%
Повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе вырос процент тех детей, которые поднялись на поисково-исполнительский и поисково-продуктивный уровни развитости познавательного интереса. Дети стали больше проявлять инициативность и самостоятельность в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Эмоциональное отношение детей к проблемным задачам стало более положительным. Проанализировав все результаты проведенных диагностических методик, мы сделали вывод, что
23% обучающихся экспериментальной группы и 20% контрольной группы

89 имеют высокий уровень познавательного интереса, 52% учеников экспериментальной группы и 50% контрольной группы средний, 25% учеников экспериментальной группы и 30% учеников контрольной группы – низкий (таблица 6).
Таблица 6
Результаты начальной и итоговой диагностики уровня развития познавательного интереса младших школьников
Уровни
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
Низкий
25%
17% (-9%)
30%
27%
Средний 52%
55% (+3%)
50%
52%
Высокий 23%
28% (+5%)
20%
21%
При повторной диагностике в экспериментальной группе получены значительные сдвиги, которые свидетельствуют об эффективности и результативности проведенной нами работы. Таким образом, процесс развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста осуществляется результативно, если: в процессе обучения математике использовать элементы исследовательской деятельности, образовательный процесс обучения математике будет адаптирован к уровню развития обучающихся (усложнение материала, формирование УУД), использование современных методов и форм работы, обогащение урока математики современными технологиями. В частности, нами были использованы следующие технологии при организации исследовательской деятельности учеников на уроках математики в начальных классах: кейс технологии, перевернутое обучение, STEM технологии, математический квест, задачи: с несколькими решениями, сменяющимся содержанием, на понимание, логическое мышление, с недостающими данными, с несформулированным вопросом, использование математических паралогизмов, софизмов и парадоксов, ЛЕГО технологии в исследовательской деятельности.


90
С целью эффективного развития познавательного интереса воспитанников рекомендуется:
1. Практическому психологу:
1.1. Осуществлять просветительскую работу с родителями и педагогами по возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
1.2. Знакомить родителей и педагогов с результатами психодиагностического обследования воспитанников по уровню развития познавательного интереса, индивидуальных черт характера. Предоставлять рекомендации по развитию познавательного интереса.
1.3. С воспитанниками проводить развивающую работу на развитие познавательного интереса.
2. Педагогам:
2.1. Для развития познавательного интереса внедрять активные и интерактивные методы обучения, предусматривающие дискуссии, оригинальные эксперименты, конкурсы, обязательно включать элементы исследовательской деятельности. Заботясь о развитии познавательного интереса, учить их не только тому, как решать те или иные проблемы, но и потому, где можно найти ответы на поставленные вопросы.
2.2. Создавать атмосферу любознательности на занятиях и формировать умение спрашивать и отвечать.
2.3. Систематически применять парные и групповые формы работы в поисковой деятельности.
2.4. Давать задания нескольких вариантов сложности, чтобы предотвратить неуспеваемость.
3. Родителям:
3.1.
Включайте в занятия задачи, требующие длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и тому подобное.

91 3.2. Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; незаконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить.
3.3. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Таким образом, разработанные нами педагогические условия, в частности: разработка и апробация система уроков, основанных на исследовательской деятельности обучающихся (урок-исследование, урок- лаборатория, урок фантастического проекта, урок изобретательства, урок открытых мыслей), использование в процессе обучения математике использовать элементы исследовательской деятельности, обогащение процесса обучения математике современными активными формами, методами и технологиями исследовательской деятельности обучающихся
(кейс технологии, STEM технологии, ЛЕГО технологии, метод сторинга, метод перевернутого обучения, метод квестов, метод «Шесть шляп Боно», комплексные задачи и задачи различных типов (с меняющимся содержанием, на понимание, логическое мышление, с недостающими данными, с несформулированным вопросом) способствовали развитию познавательного интереса детей.