Файл: Работа по развитию познавательного интереса на уроках математики у.pdf
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
Развитие любознательности возможно при условии демонстрации ученику противоречивых фактов, которые побуждают его к поиску причин этих противоречий.
3. Познавательный интерес обычно проявляется в осознании причинно- следственных связей и закономерностей, в выявлении общих принципов объектов и явлений, действующих в разных условиях. Стадия познавательного интереса связана с желанием ученика решить проблемный вопрос. В центре внимания школьника не деятельность, а вопрос, проблема.
Активно исследовал этот вопрос Т.И. Рудко [54]. По его мнению, познавательный интерес, как своеобразная ориентация человека на познание окружающего его мира, характеризуется непрерывным последовательным движением, облегчающим переход ученика от незнания к знаниям, от менее полного к более полному и более глубокому пониманию в сущность явлений.
Познавательный интерес характеризуется напряженностью мышления, усилением воли, проявлением чувств, ведущим к преодолению трудностей в решении проблем, к активному поиску ответов на проблемные вопросы.
4. Теоретический интерес продиктован как желанием познать сложные теоретические вопросы и проблемы конкретной науки, так и их использованием в качестве инструмента познания. Это этап активного влияния человека на мир, на его перестройку, что напрямую связано с мировоззрением человека, с его верой в силу и возможности науки.
Теоретический интерес характеризует не только познавательный принцип в структуре личности, но и личность как деятеля, субъекта, личности.
Таким образом, интерес обычно определяется как позитивно оценочное отношение человека к своей деятельности. Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов обучения, как устойчивую личностную черту и как эффективное средство обучения. В рамках данной работы мы станем придерживаться определения, предложенного
Г.И. Щукиной [75] -
познавательный интерес - это избирательная
23 направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Ученые выделяют следующие этапы его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Учителя обязаны понимать характерные особенности различных этапов развития познавательного интереса, уметь отличать у школьников малейшую искру интереса к любому виду деятельности, создавать все условия, чтобы разжечь ее и превратить в искренний интерес к науке, к знаниям.
1.2 Понятие «исследовательская деятельность» в зарубежных и
отечественных психолого-педагогических исследованиях
Для обучающегося исследование базируется на исследовательской активности, которая является основой исследовательского поведения и исследовательской деятельности; результатом же исследовательской деятельности является формирование исследовательских умений.
А.М. Матюшкин [34] рассматривает исследовательскую активность ребенка как выражение его творческих способностей, в основном проявляющихся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности.
Проанализировав современные подходы, можно сказать, что исследовательская активность — это стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенных методов, приемов и средств.
А.И. Савенков [57] писал о том, что большинство специалистов фактически сводят исследовательские способности к элементарным уровням проявления поисковой активности (элементарному экспериментированию и т.п.). Это, бесспорно, важное и интересное явление, его можно обозначить
24 как поисковую активность, но ни исследовательское поведение, ни тем более исследовательская деятельность этим не исчерпываются.
По мнению Л.Д. Скарбенко [68], исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Исследовательское поведение А.Н. Поддъяков [49] рассматривает: как поведение, направленное на поиск и получение новой информации; как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание; как неотъемлемая характеристика человеческой деятельности.
К.Н. Вентцель писал о том, что ребенок не только ученик, а еще и маленький «искатель истины». К.Н. Вентцель говорил о том, что необходимо
«питать в нем дух неугомонного искания истины», «лелеять проснувшуюся жажду знания». Педагог должен быть примером исследовательского поведения для ребенка. Создавать ситуации, «в которых жив дух искания истины».
К.Н. Вентцель [25] считал, что взрослый и сам ребенок, ориентируясь на склонности, интересы, потребности, должны определять содержание обучения.
По мнению большинства современных специалистов, в области педагогической психологии исследовательское обучение активизирует исследовательское поведение и обеспечивает позитивную динамику развития детской одаренности.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, основанный на базе исследовательского поведения (А.И. Савенков) [62].
Исследовательская деятельность учащихся, по мнению Е.Ю. Фроловой
[71], — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
25
Осуществление исследовательской деятельности может быть успешным при наличии исследовательских способностей, а также поисковой активности, глубине, владении способами и приемами исследовательской деятельности. Необходимо само стремление к поиску, способность оценивать и обрабатывать его результаты, а также умение строить свое дальнейшее поведение в условиях развивающейся ситуации, опираясь на них, что предлагал А.И. Савенков [63].
А.И. Савенков [60] рассматривает исследовательскую деятельность как целостное образование личности, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые, творческие процессы.
По мнению В.И. Панова [44], исследовательская деятельность это такая исследовательская активность, при которой «субъект спонтанной активности» превращается в
«субъект деятельности».
Субъект целенаправленно воплощающий свою исследовательскую активность в виде тех или иных исследовательских действий.
Н.А.
Семенова
[67] определяет учебно-исследовательскую деятельность как специально организованную познавательную креативную деятельность, в процессе реализации которой учащиеся осуществляют с различной степенью самостоятельности поиск и открытие знаний.
Результатом этой деятельности для учащегося является формирование новых знаний и способов деятельности, познавательных мотивов и исследовательских умений
А.И. Савенков [61] отмечал, что исследовательская деятельность так же включает в себя анализ получаемых результатов и прогнозирование своих дальнейших действий. Ребенку более свойственно образное мышление, чем аналитическое. В исследовательском обучении ему отводится главная роль.
Поэтому он предлагал использовать в обучении виды деятельности, опирающиеся преимущественно на образное мышление.
А.Н. Поддьяков [49] выделял следующие исследовательские умения:
26
- умения целенаправленно рассматривать, анализировать предметы, расчленять их на составные части, находить в частях составляющие детали и замечать способы их крепления;
- умения сравнивать предметы, отмечать общее и различное, проводить обобщения;
- умения находить варианты решения исследовательских задач, задавая вопросы, анализировать условия задач;
- умения планировать результат своей исследовательской деятельности.
В рамках исследовательской деятельности, по словам А.И. Савенковой
[59] понимается деятельность учеников, связанная с решением задач творческого исследования с ранее неизвестным решением и предполагающая следующие этапы: постановка проблемы, изучение теории, посвященной этой проблеме, отбор действий для исследования и практическое освоение их, наблюдение и сбор собственного материала, затем его анализ, обобщение и собственное заключение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
27
Рис.1 Классификация исследования
Преподаватель определяет уровень, форму, время исследования, в зависимости от возраста учащихся, их предрасположенности к исследовательской деятельности и конкретных педагогических задач. Исходя из этого, можно выделить следующие навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности (рис.2).
Исследо
вания
по количеству участников коллективные групповые индивидуальные по месту проведения урочные внеурочные по времени кратковременные долговременные по теме предметные свободные по проблеме освоение программного материала более глубокое освоение материала вопросы не входящие в учебную программу
28
Рис.2 Умения необходимые в исследовательской деятельности
Август Вильгельм Лай (1862–1926), деятельный сторонник педоцентризма, представлял «педагогику действия». Так же, как и Дж. Дьюи, он считал, что ребенок должен быть на первом месте, а учебный материал и будущая профессия отходить на второй план. Особое внимание он уделял среде обучения. Среда, формируемая «школой действия», создает большое пространство для активности ребенка, в ней ученик и жизнь объединяются.
В работах Марии Монтессори (1870–1952) особое внимание уделяется предметно-пространственной среде, в которой проходит обучение. М.
Монтессори считала, что наблюдать и направлять активность ребенка в необходимом направлении - главная функция учителя [42].
Умения видеть пробле- мы задават ь вопросы вырабаты
-вать гипотезы давать определ е-ния понятия м
классифи
- цировать проводит ь экспери- мент наблюдат ь
делать выводы и умозаклю
-чение структу- рироват ь материа л
доказы- вать и защищат ь свои идеи
29
По мнению А.И. Савенкова [62], в современной теории исследовательского обучения существует три уровня его практической реализации:
- педагог рассказывает учащимся о проблеме и предлагает стратегию ее решения, но найти решение они должны самостоятельно;
- педагог рассказывает учащимся только о проблеме, даже метод ее решения они должны найти самостоятельно или коллективно;
- на самом сложном уровне учащиеся самостоятельно ставят перед собой проблему, находят методы ее исследования и разрабатывают решения.
К основным идеям, на чем строится исследовательское обучение, могут быть отнесены следующие принципы (рис.3).
Рис. 3 Принципы исследовательского обучения
Принципы
Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.
Принцип формирования представлений о динамичности знания.
Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.
Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося.
Принцип использования авторских учебных программ.
30
Мы согласны с А.Б. Мухамбетовой [41], которая рассматривает исследовательские навыки как готовность выполнять определенные действия на основе сознательного использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств этой деятельности. В свою очередь, исследование - это изучение, выяснение любых фактов, процессов или явлений, основанных на существующих знаниях.
Важно, чтобы исследование имело следующие особенности: стремление определять и выражать качество неизвестного с помощью известного; в обязательном порядке измерить все, что можно измерить, показать численное соотношение изучаемого к известному; всегда определять место изучаемого в известной системе. Если научное исследование имеет эти три характеристики, то его можно назвать научным.
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом (Л.Д. Скрабенко) [69] (рис. 4).
Мы согласны с исследователем Савенковым А.И. [60] в том, что проведение практических образовательных исследований с младшими школьниками можно рассматривать как особую область внеурочной или внеклассной работы, тесно связанную с основным учебным процессом и ориентированную на развитие научных исследований, творческую активность детей, а также на углубление и закрепление своих знаний, навыков.
Таким образом, в контексте нашего исследования, говоря о сущности исследовательской деятельности младшего школьника, мы будем разделять позицию ученого Н.А. Семеновой [67], которая понимает под этим как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре, соответствующей научной деятельности, характеризуется целенаправленностью, активностью, объективностью, мотивацией и сознанием. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских навыков,
31 субъективно новых для учеников знаний и методов деятельности, личностного развития учеников.
Рис.4 Схема проведения исследования (Л.Д. Скрабенко)
С нашей точки зрения исследовательские умения, характерные для учащихся начальных классов, - это умение организовывать свою деятельность, работать с информацией, проводить образовательные
•выявить проблему и определить направление будущего исследования
1.Актуализация проблемы
•сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти
2.Определение сферы исследования
•обозначить границы исследования
3.Выбор темы исследования
•разработать гипотезу или гипотизы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провакационные идеи
4.Выработка гипотезы
•выбрать методы исследования
5.Выявление и систематизация подходов к решению
6.Определение последовательности проведения исследования
•зафиксировать полученные знания
7.Сбор и обработка информации
•структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы
8.Анализ и обобщение полученных материалов
•дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования
9.Подготовка отчета
• защищать его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы
10.Доклад
11.Обсуждение итогов завершенной работы