Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3303
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§9.3. Понятие и значение прокурорского надзора в сфере
обеспечения законности деятельности органов
исполнительной власти
Прокурорский надзор – это особый вид государственной деятельности, который осуществляется специальной структурой
– единой централизованной системой органов прокуратуры Российской Федерации путем реализации надзора за соблюдением законности на всей территории нашей многонациональной страны.
Таким задачам органов прокуратуры соответствует и особый предмет правового регулирования. В соответствии со статьей 21 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации
75
, предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих законов России федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской
75
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации
–
1992
–
20 февраля
–
№ 8
–
Ст. 366.
обеспечения законности деятельности органов
исполнительной власти
Прокурорский надзор – это особый вид государственной деятельности, который осуществляется специальной структурой
– единой централизованной системой органов прокуратуры Российской Федерации путем реализации надзора за соблюдением законности на всей территории нашей многонациональной страны.
Таким задачам органов прокуратуры соответствует и особый предмет правового регулирования. В соответствии со статьей 21 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации
75
, предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих законов России федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской
75
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации
–
1992
–
20 февраля
–
№ 8
–
Ст. 366.
214
Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также должностными лицами, занимающими руководящие должности в коммерческих и некоммерческих организациях; проверка соответствия законам правовых актов управления, издаваемых органами власти и их должностными лицами.
Само понятие прокурорского надзора неразрывно связано с понятием законности, поскольку она обеспечивается с помощью осуществления прокуратурой РФ надзора за соблюдением действующего российского законодательства в различных сферах деятельности государства и в целом всего общества. Сущность законности заключается в строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми поднадзорными субъектами действующего законодательства в РФ, а прокурорский надзор обеспечивает этот конституционный принцип общественной жизни. Без становления режима законности на всей территории Российской Федерации, четкое понимание ее важности и необходимости, соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами власти и их должностными лицами невозможно построение демократического правового государства с развитым уровнем правовой культуры общества. Для таких целей и создана ныне действующая система органов прокуратуры, которые относятся к правоохранительным органам Российской Федерации.
Прокурорский надзор играет большую роль в предупреждении правонарушений различной направленности, поскольку именно с помощью надзорной деятельности достигается выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования посредством проведения прокурорских проверок уполномоченными должностными лицами. Надзорная деятельность прокуратуры распространяется на самые различные сферы общественной жизни. Например, в сфере трудовых прав граждан сотрудники прокуратуры имеют право опротестовывать незаконные локальные акты предприятий и учреждений, которые ущемляют естественные права граждан, могут выносить предупреждения должностным лицам и возбуждать гражданские и уголовные дела в отношении правонарушителей. В поднадзорную сферу входят и многие иные законные права граждан, например, в сфере жилищного, налогового, финансового, информационного законодательства и многих других.
Несомненной заслугой органов прокуратуры является выявление многочисленных нарушений прав несовершеннолетних. По материалам прокурорских проверок соблюдения прав и интересов несовершеннолетних могут возбуждаться уголовные и административные дела, виновные
215 должностные лица уполномоченных органов привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности.
Особое место в прокурорском надзоре уделено выявлению и пресечению правонарушений с участием должностных лиц уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, т.е. административной юстиции. Для достижения этих целей сотрудники прокуратуры принимают к рассмотрению заявления от граждан, пострадавших от неправомерных действий и решений должностных лиц органов власти и проведению должностных прокурорских проверок. В случае подтверждения фактов противоправных деяний виновных лиц можно привлечь к различным видам юридической ответственности по инициативе сотрудников прокуратуры.
Прокуратура России при реализации возложенных на нее государственных полномочий тесно взаимодействует с судебной ветвью власти. Такое взаимодействие происходит, во-первых, при обязательном участии прокурора в судебном процессе как «государственного обвинителя», т.е. лица представляющего интересы государства и защищающего общественные отношения, на которые велось посягательство вследствие свершившегося противоправного деяния. Во-вторых, прокурор выступает гарантом исполнения положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод при вынесении судебного решения (приговора) в отношении правонарушителя, поскольку его права так же могут быть нарушены. Таким образом, на прокурора возлагается большой объем обязанностей, связанный с гарантией обеспечения законности и правопорядка при осуществлении правосудия уполномоченными органами государственной власти.
Исходя из вышесказанного, можно однозначно утверждать что без деятельности органов прокуратуры доступ граждан к правосудию и справедливой защите своих законных прав и свобод был бы существенно затруднен. Кроме того, без сотрудников прокуратуры коррупционная деятельность должностных лиц органов власти была бы крайне распространена, поскольку отсутствие контроля и должностных проверок за лицами, обладающими существенным объемом государственных полномочий, неминуемо ведет к их злоупотреблению. По сути, прокуратура является вторым рубежом контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в случае если такие права нарушаются самими органами власти. Прокуратура осуществляет надзорную деятельность от имени
Российской Федерации в отношении органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; органами
216 государственной власти, исполняющими судебные решения (судебные приставы); администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера; администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; государственными органами, осуществляющими уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно- процессуальным законодательством; за правоохранительными органами по борьбе с организованной преступностью и т.д.
В заключение следует отметить, что для всесторонней и эффективной реализации своих полномочий органы прокуратуры могут являться субъектами правотворческой деятельности, преследуя при этом цель охранять и защищать права и свободы любого человека, находящегося на территории России.
Вопросы для самоконтроля
1. Какими полномочиями наделен Президент РФ для обеспечения
законности в деятельности органов исполнительной власти?
2. В чем проявляется сущность парламентского контроля?
3. Какие особенности судебного контроля за деятельностью органов
исполнительной власти?
4.
Какие
органы
государственной
власти
осуществляют
административный надзор? Назовите их основные полномочия.
5. Охарактеризуйте направления деятельности органов прокуратуры в
России. Какие формы прокурорского реагирования вы знаете?
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О
Правительстве РФ».
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О
чрезвычайном положении»
4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации».
217
5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» //
СЗ РФ от 15 марта 2004 г. N 11 ст. 945.
6. Алёхин А. П. Административное право России: учебник /
А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД : «Зерцало-М», 2013.
7. Россинский Б. В. Административное право: практикум /
Б. В. Россинский, Н. Г. Гончарова.
–
М.: Эксмо, 2006.
8. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор. Учебное пособие для вузов.
–
М. :
Юстицинформ, 2006.
218
Список литературы
1.
Конвенция Международной Организации Труда № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» (Женева, 27 июня 1978 г.) Российской
Федерацией не ратифицирована // Конвенции и рекомендации, принятые
Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II : сборник .
–
Женева,
Международное бюро труда, 1991.
2.
Международный Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами.
–
М., 1978.
–
Вып. XXXII.
3.
Международный Пакт «О гражданских и политических правах»
(Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами.
–
М., 1978.
–
Вып. XXXII.
4.
Международная Конвенция «О статусе беженцев» (Женева, 28 июля 1951г.) // Бюллетень международных договоров.
–
1993.
–
1 ноября.
–
№ 9.
5.
Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии
(Москва, 2 апреля 1996 г.) // СЗ РФ.
–
1996.
–
18 ноября.
–
№ 47.
–
Ст.
5300.
6.
Договор между Российской Федерацией и Республикой
Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.) // СЗ РФ .
–
2005.
–
14 февраля.
–
№ 7.
–
Ст. 495.
7.
Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря
1993 г.) // СЗ РФ.
–
1996.
–
4 марта.
–
№ 10.
–
Ст. 830.
8.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.
–
1993.
–
25 декабря.
–
№ 237.
9.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-
ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ.
–
2002.
–
4 февраля.
–
№ 5.
–
Ст.
375.
219 10.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-
ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ.
–
2001.
–
4 июня.
–
№ 23.
–
Ст. 2277.
11.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» // СЗ РФ.
–
1997.
–
22 декабря.
–
№ 51.
–
Ст.
5712.
12.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г.
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ
РФ.
–
1997.
–
3 марта.
–
№ 9.
–
Ст. 1011.
13.
Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ от 31 декабря
1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ.
–
1997.
–
6 января.
–
№ 1.
–
Ст. 1.
14.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ.
–
1994.
–
25 июля.
–
№ 13.
–
Ст. 1447.
15.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г.
№ 138-ФЗ // СЗ РФ.
–
2002.
–
18 ноября.
–
№ 46.
–
Ст. 4532.
16.
Кодекс
Российской
Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ.
–
2002.
–
7 января.
–
№ 1 (часть I) .
–
Ст. 1.
17.
Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ.
–
1998.
–
3 августа.
–
№ 31.
–
Ст. 3824.
18.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ.
–
1996.
–
17 июня.
–
№ 25.
–
Ст. 2954.
19.
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от
30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // СЗ РФ.
–
1994.
–
5 декабря.
–
№ 32.
–
Ст.
3301.
20.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» //
СЗ РФ.
–
2011.
–
14 февраля.
–
№ 7.
–
Ст. 900.
21.
Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-фз «О передаче религиозным организациям имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности» // СЗ
РФ.
–
2010.
–
6 декабря.
–
№ 49.
–
Ст. 6423.
22.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ.
–
2011.
–
3 января.
–
№ 1.
–
Ст. 2.
23.
Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных
220 граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» // СЗ РФ.
–
2010.
–
24 мая.
–
№ 21.
–
Ст. 2524.
24.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ.
–
2009.
–
5 января.
–
№ 1.
–
Ст.
15.
25.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ.
–
2008.
–
29 декабря.
–
№ 52 (часть I) .
–
Ст. 6249.
26.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ.
–
2006.
–
8 мая.
–
№ 19.
–
Ст. 2060.
27.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ.
–
2004.
–
2 августа.
–
№ 31.
–
Ст. 3215.
28.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
// СЗ РФ.
–
2003.
–
6 октября.
–
№ 40.
–
Ст. 3822.
29.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ.
–
2003.
–
2 июня.
–
№ 22.
–
Ст. 2063.
30.
Федеральный закон от 14 ноября 2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ.
–
2002.
–
2 декабря.
–
№ 48.
–
Ст. 4746.
31.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ.
–
2002.
–
28 октября.
–
№ 43.
–
Ст. 4190.
32.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
// СЗ РФ.
–
2003.
–
6 октября.
–
N 40.
–
Ст. 3822.
33.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ
РФ.
–
2002.
–
29 июля.
–
N 30.
–
Ст. 3032.
34.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ.
–
2002.
–
15 июля.
–
N 28.
–
Ст. 2790.
221 35.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации» // СЗ РФ.
–
2002.
–
1 июля.
–
№ 26.
–
Ст. 2519.
36.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» // СЗ РФ.
–
2002.
–
3 июня.
–
№ 22.
–
Ст. 2031.
37.
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ.
–
2002.
–
28 января.
–
№ 4.
–
Ст. 251.
38.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ.
–
2001.
–
13 августа.
–
№ 33 (Часть I) .
–
Ст.
3431.
39.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ.
–
2001.
–
13 августа.
–
№ 33 (Часть I) .
–
Ст. 3430.
40.
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ.
–
2001.
–
16 июля.
–
№ 29.
–
Ст. 2950.
41.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» // СЗ РФ.
–
1999.
–
18 октября.
–
№ 42.
–
Ст. 5005.
42.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ.
–
1998.
–
1 июня.
–
№ 22.
–
Ст. 2331.
43.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СЗ РФ.
–
1998.
–
20 апреля.
–
№ 16.
–
Ст. 1801.
44.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ.
–
1998.
–
30 марта.
–
№ 13.
–
Ст.
1475.
45.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ.
–
1998.
–
16 февраля.
–
№ 7.
–
Ст. 785.
46.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ.
–
1997.
–
29 сентября.
–
№ 39.
–
Ст. 4465.