Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
В работах ряда ученых-юристов анализировались общие проблемы государственного управления и его правового регулирования. К ним, в частности, относились такие проблемы, как правовое закрепление принципов государственного управления, система государственных органов и их административно-правовой статус, методы государственного управления и другие.

§1.2. Управленческая деятельность, ее формы и методы
В научной литературе, в том числе юридической, государственное управление рассматривается не только с точки зрения юридической науки, исходя из анализа его государственно-правовой природы, но и с позиций кибернетики, социологии и теории управления менеджмента.
В литературе имеется около двухсот определений понятия управления. По большей части все они акцентируют внимание на том, что управление – это процесс воздействия субъекта на объект, но выражают эту мысль по-разному. Например, В. И. Кнорринг пишет: «управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность.
Управление есть процесс, а система управления – механизм, который обеспечивает этот процесс».
Управление выступает в роли регулятора поведения людей в рамках общественных связей, являющихся управленческими отношениями, и базируется на подчиненности воли людей
– участников общественных отношений. Отсюда возникает такая черта социального управления, как его властность, означающая, что субъект управления формирует и реализует волевое воздействие, а объект подчиняется ему. Так характеризуется властно-волевой момент социального управления. В связи с этим социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, определенных методах, включая принуждение.
Система управления обществом предопределяет и механизм осуществления государственного управления, которое осуществляется циклами управления, каждый из которых состоит из двух этапов. На первом этапе осуществляется определение конкретных задач управления и их приоритетности. Второй этап – этап реализации каждой конкретной задачи управления, который называется регулированием. Регулирование заключается в сравнении фактического состояния общества с конкретной задачей управления – выявлении рассогласованности между ними с последующим уменьшением этой рассогласованности управляющей подсистемой. Задача субъекта управления в связи с этим состоит в том, чтобы постоянно преодолевать рассогласованность, избегать недопустимого отклонения от движения к заданной цели, адаптировать или нейтрализовывать возмущающие воздействия извне или изнутри.


Социальное управление – воздействие на общество в целях его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
В рамках кибернетико-социологического подхода к анализу проблем государственного управления с начала 70-х гг. ХХ в. стал популярным и так называемый системный подход, т. е. применение теории систем к государственному управлению. Главная идея системного подхода к

12 государственному управлению заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы государственного управления с внешней средой, т. е. с обществом в целом.
Центральной идеей такого подхода является анализ проблем государственного управления в той или иной области государственной жизни через рассмотрение такой категории, как организационная система, характеризуемой определенной целостностью целей и задач всех уровней организации управления.
Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса.
Распространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.
Иным подходом к определению понятия «государственное управление» следует считать теорию научного управления или менеджмента. Основоположниками этой теории стали Ф.
Тейлор, А. Файоль и Г. Эмерсон, в трудах которых анализируется понятие и сущность государственного управления с точки зрения менеджмента (научное управление). Такой подход стал особо популярен в юридической литературе в процессе определения понятия
«государственное управление», поскольку одним из принципов функционирования государственной службы в органах власти является эффективный менеджмент и подбор персонала (служащих).
Научное управление, или менеджмент, представляет собой функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, в том числе и в государственных органах, а также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Теория научного управления (менеджмента) включает разработку таких проблем, как организация и процесс управления, модели и методы принятия решений, функции управления, организация руководства коллективом, обеспечение эффективности деятельности организации.
Под формами управленческой деятельности следует понимать внешние постоянно фиксируемые проявления активности субъекта в практической управленческой деятельности по формированию и реализации управленческих задач и функций, поддерживанию возможности их жизнедеятельности. Научная литература выделяет две формы управленческой деятельности: правовые, посредством которых фиксируются управленческие решения и действия, и организационные, связанные с осуществлением определенных коллективных либо индивидуальных действий (оперативно-организационных и материально-технических операций).
Особое место занимают организационно-правовые формы, т. е. такие правовые формы управления, которые могут быть юридически корректными только в случае их принятия посредством установленных организационных форм.
Методы управленческой деятельности представляют собой способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей. При подготовке управленческих решений используются следующие способы и приемы действий: изучение конкретной ситуации в управляемых объектах, теоретическое осознание существа управленческой проблемы, ознакомление с имеющимся опытом решения подобной управленческой задачи, анализ статистических материалов и др., смысл которых сводится к тому, чтобы управленческое решение соответствовало управленческим потребностям. По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и


13 функций управленческой деятельности подразделяются на морально-этические, социальные, экономические и административные.
Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности, цикличности, диктуемой интересами и целями подготовки, принятия и исполнения управленческих решений, проведения организационных мероприятий. Этапы управленческой деятельности со своим набором форм и методов именуются в научной литературе стадиями (циклами) управленческой деятельности. Сами стадии имеют логическую связь и образуют в совокупности известный кругооборот управленческих действий – единичный виток управленческого процесса. В литературе выделяют семь стадий управленческой деятельности: 1) анализ и оценка управленческой ситуации; 2) прогнозирование и моделирование необходимых и возможных действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации в субъекте и объектах управления; 3) разработка предполагаемых правовых актов и осуществление организационных мероприятий; 4) принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий; 5) организация исполнения принятых решений; 6) контроль выполнения и оперативное информирование; 7) обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации. Ключевым в управленческой деятельности является выработка управленческого решения, которое заключается в издании соответствующих правовых актов и (или) осуществлении организационных мероприятий.
Подводя итог, понятие «управление» можно рассматривать в значении управленческой деятельности как специфического вида труда, направленного на организацию деятельности организации (учреждения, государственного органа), требующего определенных методов правового регулирования, способов и форм обеспечения такой деятельности.
§1.3. Государственное и социальное управление
Государственное управление является разновидностью социального управления.
Социальное управление как особый вид управления представляет собой целенаправленное воздействие одних людей или их групп на других, чаще всего с помощью информационных технологий, в целях упорядочения функционирования сфер жизни общества, обеспечения устойчивости и развития социальной системы государства.
Социальное управление не может сводиться только к волевому воздействию на поведение людей (например, призыв на военную службу).
Оно служит так же и возможностью воздействовать на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ между участниками такого процесса. Субъект управления воздействует на объект (общественные


14 отношения) через волю и сознание людей. Организация управления всегда проявляется в упорядочении деятельности других субъектов.
Отличительными признаками социального и государственного управления являются:

Сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Подразумевается, что в процессе управленческой деятельности уполномоченный субъект реализует управление посредством выражения своей воли в определенном действии или решении.

Целенаправленность (адресность) воздействия субъекта управления.
Этот признак выражается в том, что управленческая деятельность осуществляется целенаправленно, с целью выполнить определенную задачу посредством навязывания своей воли противоположной стороне. Подобный диалог субъектов должен осуществляться в рамках правового поля. Этому служат акты управления, которые должны соответствовать требованиям законности и целесообразности.

В системе управления существуют следующие элементы:
1) руководитель как субъект управления и подчиненные как объекты управления;
2) прямые связи (устные и письменные приказы (указания) руководителя к подчиненным);
3) обратные связи (информация, которую получает руководитель по результатам работы подчиненных, включая различные формы контрольной деятельности).

Правовая регламентация процесса организации управления (в случае с обществом это нормативные акты управления, направленные требования к неопределенному кругу лиц).
Регламентация управленческого процесса происходит посредством принятия административно-правовых норм, которые закрепляют права, обязанности субъектов управления, их функции, устанавливают меры ответственности органов власти и их должностных лиц, устанавливают четкое разграничение полномочий и исключают дублирование компетенции субъектов управления. Таким образом, административно-правовые нормы являются связующим звеном между субъектом и объектом управления, служат средством установления контакта между ними, придают ему вид согласованной и целенаправленной деятельности, а так же организуют деятельность органов исполнительной власти.
Видами социального управления являются:
- государственное управление;
- управление органов местного самоуправления;

15
- управление объединениями граждан;
- управление в сфере производства;
- семейное управление.
Интерес представляет государственное управление, на сферу деятельности которого в основном и распространяются нормы административного права. Государственное управление – это подзаконная юридически властная деятельность органов государства исполнительно- распорядительного характера, которая направлена на реализацию законов, практическое исполнение задач и функций государства, с помощью которой осуществляется организующее влияние на общественные отношения в сферах экономики, социально-культурного и административно- политического строительства.
Государственное управление в самом общем определении – деятельность государства в целом, всех государственных органов и структур.
В узком смысле государственное управление понимается как один из видов государственной деятельности наряду с другими видами властной деятельности – законодательной, судебной и другими. Следует отметить, что данный термин не нашел своего законодательного закрепления и в
Конституции используется только понятие «исполнительная власть».
Государственное управление в разных нормативных актах называлось по-разному, при этом имея один и тот же смысл. Среди таких названий использовались «административная деятельность», «администрация»,
«исполнительная власть» и другие. Несмотря на это государственное управление базируется на определенных принципах.
Под принципами государственного управления в административно- правовой литературе понимаются теоретические положения, в том числе закрепленные в федеральных законах и других нормативных правовых актах и отражающие его объективные закономерности и существенные стороны его организации. Содержание принципов объективно выражает сущность государственного управления как вида государственной деятельности, его наиболее характерные черты.
Большинство принципов государственного управления получили свое закрепление в правовой форме в виде правовых норм. Вместе с тем некоторые принципы-идеи не находят своего закрепления в законодательстве. К таким принципам-идеям относятся, например, гуманизм и социальная справедливость. Идеи социальной справедливости и гуманизма должны пронизывать всю исполнительную деятельность субъектов управления.