Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

202 возможным вредом для общества, жизни и здоровья каждого человека в случае бездействия власти.
Введение военного положения возможно Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии (ч. 2 ст. 87 Конституции РФ). Военное положение вводится на территории России или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию Российской Федерации.
Более детально введение административно-правового режима военного положения регулирует Федеральный конституционный закон от 30 января
2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"
73
. В нем установлены цель, сроки и особенности режима военного положения, а так же возможные ограничения прав и свобод для жителей территорий, на которых введен этот режим.
Режим военного положения имеет своей целью создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Временные рамки действия административно-правового режима военного положения четко обозначены. Президент РФ своим указом о введении военного положения устанавливает дату и время начала действия этого режима и заканчивается с принятием указа Президента об отмене
(прекращения действия) военного положения.
Второй административно-правовой режим – это режим чрезвычайного положения. Возможность его введения предусмотрена 56 статьей
Конституции РФ. Так же как и во время действия режима военного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Положения
Конституции
РФ конкретизирует
Федеральный

конституционный

закон от 30

мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О

чрезвычайном

положении". Указанный закон

определяет

чрезвычайное

положение как вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
74 73
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ.
– 2002. – 4 февраля. – № 5. – Ст. 375.
74
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ
РФ. – 2001. – 4 июня. – № 23. – Ст. 2277.


203
Основанием введения административно-правового режима чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях могут служить обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья людей, связанные, например, со стихийным бедствием или катастрофой техногенного характера. Могут вводиться определенные ограничения для жителей территорий, на которых введен этот режим, однако, в любом случае не подлежат ограничению естественные права человека, неразрывно связанные с его личностью. Это такие права как право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на ознакомление с документами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека, свобода совести и вероисповедания, свобода экономической деятельности, право на жилище, права, связанные с правосудием и некоторые другие.

В Федеральном

конституционном

законе от 30

мая 2001 г. № 3-ФКЗ
«О

чрезвычайном

положении» так же устанавливается цель введения чрезвычайного положения, которой является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской
Федерации.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой административно-правовая форма?
2. Назовите основные виды административно-правовых форм.
3. Что такое правовой акт управления? Какие виды актов управления
вы знаете?
4. Что представляет собой административно-правовой метод?
5. Назовите и раскройте основные виды административно-правовых
методов.
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ
«О военном положении».
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О
чрезвычайном положении»

204
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О
Правительстве РФ».
5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» //
СЗ РФ.

2004.

N 11.

Ст. 945.
6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».
7. Алёхин А. П. Административное право России : учебник /
А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД : «Зерцало-М», 2013.
8. Россинский Б. В. Административное право : практикум /
Б. В. Россинский, Н. Г. Гончарова.

М. : Эксмо, 2006.


205
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

Глава 9. Законность и дисциплина в
сфере исполнительной власти
§9.1. Президентский контроль как способ обеспечения законности в деятельности органов государственной власти.
§9.2. Административный надзор.
§9.3. Понятие и значение прокурорского надзора в сфере обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.
§9.1. Президентский контроль как способ обеспечения
законности деятельности органов государственной власти
Контрольные полномочия Президента Российской Федерации находят свое отражение исходя из текста статьи 80 Конституции РФ, в соответствии с которой глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, а органы исполнительной власти используют свои ресурсы для осуществления этой политики. Соответственно Президент
РФ осуществляет контрольную деятельность за своевременным исполнением органами государственного управления своих указов и распоряжений в пределах полномочий конкретного органа исполнительной власти.
Президентские полномочия в сфере государственного управления весьма обширны. В соответствии со статьей 83 Конституции РФ, он вправе по своему усмотрению формировать федеральные органы исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») и контролировать их деятельность.
Само понятие «президентский контроль» отсутствует в Конституции
РФ, однако такая деятельность главы государства напрямую связана с его особым правовым статусом, например, правом принимать решение об отставке Правительства РФ.
Говоря о контрольных полномочиях Президента России, необходимо отметить его роль в формировании Правительства РФ. В соответствии с
Конституцией РФ, Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, и он предлагает Государственной Думе РФ кандидатуру нового председателя Правительства РФ. В случае трехкратного отклонения предложенной кандидатуры Президент РФ имеет право

206 распустить Государственную Думу и назначить председателя Правительства
РФ по своему усмотрению. Должностные лица, входящие в состав
Правительства РФ (заместители председателя, федеральные министры), также назначаются Президентом РФ и ответственны перед ним. Высшее должностное лицо РФ также формирует и остальные федеральные органы исполнительной власти. Так существующие в настоящее время федеральные министерства, службы и агентства были сформированы в результате проведенной в стране административной реформы в соответствии с Указом
Президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Кроме названных органов государственного управления, указами Президента РФ сформирован Совет
Безопасности и Администрация Президента РФ, назначено высшее командование Вооруженных Сил России.
Немалые полномочия Президент РФ имеет и в отношении высшего должностного лица субъекта РФ. Так, в соответствии со статьей 19
Федерального закона от 6 октября 1999 «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Президент РФ вправе досрочно отрешить от занимаемой должности высшее должностное лицо субъекта в связи с утратой к нему доверия.
Президент
РФ вправе председательствовать на заседаниях
Правительства РФ, тем самым осуществляя повседневный контроль за его деятельностью. Как Верховный главнокомандующий и Председатель Совета
Безопасности, Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за безопасность и оборону страны от внешних и внутренних угроз, ведает вопросами организации внутренних дел государства, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Президентский контроль выражается также в том, что Президент РФ постоянно контролирует законность издания актов управления органами исполнительной власти.
Нормативные и индивидуальные акты
Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти могут быть отменены Президентом РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам самого Президента РФ.
В осуществлении президентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти значительную роль играет Администрация
Президента РФ. Вышеназванный орган сформирован в соответствии со статьей 83 Конституции и обеспечивает деятельность Президента РФ


207 посредством осуществления контроля за исполнением указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Деятельность Администрации Президента РФ как самостоятельного обеспечительного органа власти состоит в организации систематического контроля за деятельностью органов исполнительной власти всех уровней, государственных предприятий и их руководителей. Такая деятельность чаще всего выражается в проверках проводимых уполномоченными должностными лицами. По результатам проверки Администрация
Президента РФ отчитывается перед Президентом РФ и в случае необходимости вносит предложения о возможных вариантах совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти. В ходе своей контрольной деятельности Администрация Президента
РФ выявляет нарушения в реализации полномочий органов исполнительной власти, направляет материалы в органы прокуратуры и заявляет требования об их скорейшем устранении.
Главному контрольному управлению Администрации Президента РФ поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений
Президента РФ органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности. Основные направления деятельности этого Управления – обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельности; ходом экономических реформ и выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных для определенных целей.
Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, имеющих социальную направленность.
Немаловажную роль в осуществлении президентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти играют полномочные представители Президента РФ, которые являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента
РФ. Они назначаются и освобождаются от занимаемой должности непосредственно Президентом РФ по представлению руководителя
Администрации. Деятельность полномочных представителей Президента РФ в органах власти направлена, прежде всего, на контроль за исполнением поручений Президента РФ органами власти и их должностными лицами.