ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Кто разбудит Обломова?»
Тип урока: комбинированный
«Кто разбудит Обломова?»
Конспект урока в 10 классе (1 час)
Цели урока:
обучающая– обеспечить усвоение знаний о роли образа Штольца в романе «Обломов» и совершенствование навыков сравнительной характеристики героев;
развивающая– продолжить работу над овладением учащимися операциями синтеза и анализа, формированием умения обобщать и делать выводы, навыков самоанализа;
воспитательная – содействовать формированию мировоззренческих представлений об особенностях менталитета русской нации, способствовать воспитанию социальной ответственности
Тип урока: комбинированный
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная
Методы: эвристический, аналитико-синтетический
Средства обучения: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», видеоматериалы – фрагменты из кинофильма «Несколько дней из жизни Обломова», раздаточный материал.
Основные этапы урока:
I. Организация начала урока.
II. Актуализация читательского восприятия.
III. Анализ текста.
IV.Подведение итогов
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
-
Организация начала урока
Задача:познакомить учащихся с темой и целью урока
Читая первую часть романа «Обломов», мы с вами размышляли над необычностью главного героя, задаваясь вопросом «Отчего он такой». «Кто разбудит Обломова?» - такой вопрос ставит перед нами Гончаров во 2 части романа с появлением на его страницах нового героя – Андрея Штольца. И наша с вами читательская задача – понять, как его появление помогает нам глубже проникнуть в суть характера Обломова. Итак, цель сегодняшнего урока – определить роль образа Штольца в романе «Обломов».
Запись темы урока в тетрадь.
-
Актуализация читательского восприятия
Задача: организовать деятельность учащихся по применению навыков сравнительной характеристики героев, способствовать формированию умения обобщать и делать выводы
Андрей Иванович Штольц появляется в романе как персонаж, которого давно ждет главный герой. Сцена этой встречи замечательно воспроизведена в фильме, снятом по мотивам романа, – «Несколько дней из жизни Обломова». Давайте вместе посмотрим этот фрагмент. Обратите внимание, как ведет себя главный герой при встрече.
Просмотр фрагмента кинофильма «Несколько дней из жизни Обломова»– эпизод первого появления Андрея Штольца.
-
Что в поведении Обломова, в его реакции на приезд друга сразу выделяет Штольца среди всех персонажей, с которыми мы встретились в 1 части романа? -
Почему именно Штольцу навстречу поднимается Илья Ильич Обломов?
Очевидно, что Штольц выведен в романе как противоположность Обломову. Даже самый неопытный читатель сразу заметит, насколько разными изображает Гончаров своих героев. Являются ли они антиподами? Или в них есть нечто общее? Давайте определим гончаровскую точку зрения на этот вопрос.
Задание: Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
(Таблица роздана на карточках каждому учащемуся до начала урока, работа выполняется каждым учащимся индивидуально, время на выполнение задания – 5-7 минут).
Параметры сравнения | Обломов | Штольц |
Образ жизни | | |
Отношения в семье, к родителям | | |
Взгляды на образование | | |
Поведение в обществе и на службе | | |
Восприятие любви | | |
Предполагаемый ответ-вывод учащегося: образы этих героев в романе противопоставлены по всем параметрам. Но нельзя сказать, что противопоставление это абсолютно строгое. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущений. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве, привязанность к матери.
-
Как Гончаров объясняет взаимную привязанность этих героев? Найдите ответ в тексте романа (2 часть, конец 2 главы).
-
Как называется художественный прием, который использует Гончаров в обрисовке образов Обломова и Штольца? -
Для чего писатель прибегает к использованию приема антитезы? Как это помогает читателю в восприятии героев романа?
-
Анализ текста.
Задача: организовать деятельность учащихся по рассмотрению нового материала, способствовать овладению учащимися операциями синтеза и анализа, формированию умения обобщать и делать выводы
1. Выявление роли образа Штольца в сюжетно-композиционной организации романа
Итак, в романе появляется энергичный, сильный, целеустремленный герой, который поднимает сонного, апатичного лежебоку Обломова с дивана. Именно этим заканчивается 1 часть романа – то, чего ждал читатель с его первых страниц, наконец, свершилось. Этот важный момент подчеркнут существенными изменениями в изображении времени и пространства вокруг главного героя во второй и последующих частях романа.
-
Как меняется изображение времени и пространства в романе с появлением Штольца?-
Сравните промежуток времени, описанный в 1 части романа, с тем, сколько длятся события 2, 3 4 частей романа (по 3 и 4 частям отвечают учащиеся, прочитавшие роман до конца). -
Какие пространственные границы, очерченные писателем в 1 части романа вокруг главного героя, преодолевает Обломов после появления Штольца? -
К чему приводит нарушение привычных для Обломова границ?
-
Изменения в изображении пространства и времени связаны с особой композиционной ролью эпизода приезда Штольца к Обломову на Гороховую: Гончаров завершает экспозицию романа и начинает развитие основного действия, причем Штольцу в нем отведена особая роль. Роль эту очень тонко почувствовал режиссер фильма, эпизод из которого мы только что с вами смотрели, Н. Михалков. (В поисках ответов на следующие вопросы учитель опирается на тех учащихся, которые прочитали роман до конца)
-
Как вы думаете, почему фильм назван иначе, чем роман: не «Обломов», а «Несколько дней из жизни Обломова»? -
Какую особенность сюжета и композиции романа подчеркивает такое название фильма? -
Как образ Штольца связан с развитием действия романа? -
Сделайте первый вывод о сюжетно-композиционной роли образа Штольца в романе.
После заслушивания ответа учащегося и соответствующей коррекции его учителем вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.
Предполагаемый вариант ответа: Все сюжетные события романа сосредоточены вокруг Ильи Ильича Обломова, главного героя романа. Описывая его, писатель не ставит своей целью изображение каждодневного, последовательно перетекающего изо дня в день существования героя, как нам могло показаться при чтении 1 части романа. Повествование «выхватывает» из общего потока времени важные моменты – дни в жизни Обломова, каждый из них так или иначе связан с появлением на страницах романа Штольца, вмешательство которого в жизнь Обломова приводит его к столкновению с обществом.
2. Анализ эпизода
Вмешательство Штольца в жизнь Обломова приводит к столкновению героя с обществом. Как проявляет себя Обломов в этом столкновении? В романе есть эпизод, вполне дающий ответ на этот вопрос. Он описан в 4 главе 2 части. В фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» этот эпизод воспроизведен достаточно полно, кроме того, он дает образец мастерской игры актеров, исполняющих главные роли, О.Табакова и Ю.Богатырева. Давайте посмотрим этот эпизод.
Перед просмотром эпизода перед учащимися ставится задача (одна из трех – задание написано на доске, выполняется по рядам):
-
Выделите ключевые фразы в рассуждениях Обломова, раскрывающие суть отношения героя к современной ему действительности. -
Проследите, всегда ли Штольц находит, что возразить своему другу. Как он уходит от прямого ответа на рассуждения Обломова? -
Выделите микротемы в данном эпизоде. Проследите, как воспринимает слова Обломова Штольц в каждом из микроэпизодов.
После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы. Ориентировочные варианты ответов:
По 1 заданию
-
«Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» -
«Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» -
«Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!» -
«Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом» -
«Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»
По 2 заданию
-
Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.
По 3 заданию
-
Обломов о петербургской «обломовщине» (Штольц не воспринимает слов Обломова всерьез, иронизирует над ним) -
Обломов о своем жизненном идеале (Штольц не оставляет «небрежно насмешливого тона», не приемлет позиции Обломова) -
Исповедь Обломова (Штольц «слушает и угрюмо молчит»)
-
Почему Обломов не приемлет современную норму жизни? -
Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга? -
В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель? -
В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде? -
Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем? -
В чем все-таки причина угасания Обломова? -
Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?
После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.
Предполагаемый вариант ответа-вывода: Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.