Файл: Рассказ. Учебная лекция. Беседа. Наглядные и практические методы обучения Метод иллюстраций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41. Методы обучения специальной педагогики
Словесные методы обучения
Рассказ.
Учебная лекция.
Беседа.
Наглядные и практические методы обучения
Метод иллюстраций
Метод демонстраций
К практическим методам относят письменные упражнения, лабораторные опыты (фронтальные лабораторные работы и фронтальные опыты и наблюдения (занимают не целый урок, а небольшую его часть), учебные практикумы, выполнение трудовых заданий в мастерских, занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения
Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Проблемно-поисковые методыобучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание.
Методы самостоятельной работы
Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.
Методы стимулирования учебной деятельности школьников
Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся (1) положительной эмоцией по отношению к деятельности
,
2) наличием познавательной стороны этой эмоции,
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.) Во второй – методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулирования и мотивации учения школьников.
Методы формирования познавательных интересов у учащихся
Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,
2) наличием познавательной стороны этой эмоции,
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Учебные дискуссии.
Методы формирования чувства долга и ответственности в учении.
Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов:
разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения;
предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего гражданского, нравственного, сыновнего (дочернего) долга;
приучения к выполнению требований;
поощрения за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей;
оперативного контроля выполнения требований и в необходимых случаях указания на недостатки.
Поощрение и порицание в учении
Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в учебной деятельности. Круг поощрений в школе весьма разнообразен. В учебном процессе – это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность учения школьников.
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.
Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и пр.
Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
42. Этика общения с детьми-инвалидами
Правила этикета при общении с детьми-инвалидами:
-
Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю. -
Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом. -
При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. -
Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите. -
Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми. -
Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. -
Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника -
Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. -
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. -
Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
43. Общие образовательные потребности детей с ОВЗ
К общим особым образовательным потребностям детей с ОВЗ относятся: коррекционные программы образования, введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников; специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечиваю-щие реализацию «обходных путей» обучения; бол2 ьшая степень ин-дивидуализации обучения, чем для нормально развивающихся детей; особая образовательная среда (временная, пространственная) и др.
44. Методы воспитания специальной педагогики
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья м принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, остановимся на трех основных их группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании:
информационные методы(беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
практически-действенные методы— приучение, упражнение,
воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы — арттерапия
(коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия
(коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.;
побудительно-оценочные методы(педагогическое требование,
поощрение, осуждение, порицание, наказание).