Файл: Курсовая работа мдк. 04. 01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов студентка гр.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» | | |||||||
| | |||||||
| | |||||||
| | |||||||
| | |||||||
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА | | |||||||
Курсовая работа МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов | | |||||||
| | |||||||
Выполнила: студентка гр. | 2Нб | | ||||||
специальности | 44.02.02 | | ||||||
Преподавание в начальных классах | | |||||||
Насырова Екатерина Игоревна | | |||||||
Руководитель: | | |||||||
Бирюкова Любовь Викторовна | | |||||||
| | |||||||
| Дата защиты | Работа защищена с отметкой | ||||||
| | | | | ||||
| | |
2022 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Школьный возраст в развитии ребенка – это время, когда закладываются основы его здоровья и физического развития. Анализ имеющихся данных показывает, что состояние здоровья детей в настоящее время не соответствует потребностям и возможностям современного общества, так как уровень заболеваемости среди школьников остается высоким и имеет тенденцию к росту.
Массовый характер нарушений осанки и искривлений позвоночника – одна из наиболее злободневных проблем современного общества. Еленой Витальевной Давиденко установлено, что к старшим классам как минимум 60 % учеников имеют искривление осанки и деформацию позвоночника. А по данным исследований начала ХХI века Булгаковой Нины Жановны - российской учёной, в области физического образования и детско-юношеского спорта, более 75 % школьников имеют нарушения осанки.
Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Нарушения осанки, искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы), чрезмерные отклонения назад (кифозы) и вперед, в поясничном отделе (лордозы), к сожалению, весьма распространены. Эти дефекты нередко наблюдаются у младших школьников.
Несмотря на меры, которые пытаются предпринимать учителя и работники физической культуры, количество детей с нарушением осанки продолжает расти [12, с. 10].
Изучению и формированию правильной осанки огромное внимание уделяют как ученые, так и практики, такие как Вадим Константинович Бальсевич, Николай Александрович Бернштейн, Эмма Яковлевна Степаненкова и др.
Если своевременно начать проводить оздоровительные мероприятия по лечению нарушений осанки, то болезнь не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, сколиотическая болезнь постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.
С колиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. В связи с этим назрела острая необходимость в совершенствовании
учебного процесса путем поиска новых форм, средств, методов организации занятий, усиления мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема курсовой работы «Специальные физические упражнения как средство формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса».
Таким образом, объектом исследования является: процесс формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса.
Предмет: специальные физические упражнения как средство формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса.
Цель: выявить роль специальных физических упражнений в процессе формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса на уроках физической культуры.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
-
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования и дать характеристику понятиям «осанка», «физические упражнения». -
Описать особенности формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса. -
Описать возможности применения специальных физических упражнений для формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса. -
Подобрать методики и провести диагностику на выявление уровня сформированности правильной осанки у обучающихся 3 класса. -
Подобрать комплексы специальных физических упражнений для формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если при обучении в 3 классе на уроках физической культуры применять специальные физические упражнения, то это будет способствовать повышению уровня сформированности правильной осанки у обучающихся 3 класса при соблюдении следующих условий:
1. Учёт возрастных особенностей младших школьников.
2. Последовательность формирования правильной осанки.
3. Систематическое проведение уроков физической культуры с применением специальных физических упражнений.
Методы исследования:
-
теоретический анализ -
педагогический эксперимент
Этапы исследования:
I этап – изучение методической и педагогической литературы по теме исследования; рассмотрение ведущих понятий.
II этап - подбор методики и выявление уровней сформированности правильной осанки у обучающихся 3 класса; подбор комплекса специальных физических упражнений.
III этап – завершение (защита) курсовой работы.
Практическая значимость состоит в том, что подобранный комплекс специальных физических упражнений на уроках физической культуры может быть использован в практической деятельности, как студентами, так и учителями начальных классов на уроках физической культуры.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования правильной осанки
Задачи главы:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования и дать характеристику понятиям «осанка», «физические упражнения».
2. Описать особенности формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса.
3. Описать возможности применения специальных физических упражнений для формирования правильной осанки у обучающихся 3 класса.
§ 1. Характеристика понятий «осанка», «физические упражнения» и типы нарушений осанки
Изучив и проанализировав педагогическую литературу по теме исследования, мы выбрали следующие определения понятия «Осанка»:
«Осанка — это характеристика состояния опорно-двигательного аппарата уровня физического развития и сформированности поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.) и рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений» [11].
«Осанка — это манера держаться, положение корпуса свойственное кому-либо» [7].
«Осанка — это внешность, манера держать свою фигуру (премущ.о стройности и представительности в складе фигуры)» [20, с. 447].
«Осанка — привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания» [3, с. 224].
«Осанка — привычное положение тела человека в покое и движении. При правильной О. тело постоянно и без напряжения сохраняет выпрямленное положение, плечи слегка отведены назад, живот подобран» [2, с. 181].
Изучив и проанализировав разные подходы теоретиков к определению понятия «осанка» в своей работе будем руководствоваться определением Александра Николаевича Блеера.
А. Н. Блеер считал, что «Осанка — привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания» [3, с. 224]
Кроме того, мы изучили и проанализировали разные подходы теоретиков к определению «физические упражнения»
«Физические упражнения — это такие виды двигательных действий (включая и совокупности их), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.» [13, с.29].
«Физические упражнения — основное средство физического воспитания» [14, с. 49].
«Физические упражнения — это движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания» [6, с. 10].
Рассмотрев разные подходы к определению «физические упражнения», мы в своей работе будем руководствоваться определением Светланы Евгеньевны Оправхаты.
С. Е. Оправхата считала, что «физические упражнения — основное средство физического воспитания» [14, с. 49]
Ключевое звено хорошей осанки — правильно развитые мышцы спины. Конечно, наша осанка зависит и от состояния самого позвоночника. Но гораздо больше она зависит от состояния мышц-сгибателей и мышц-разгибателей спины, которые помогают удерживать правильное положение тела. При этом главное для правильной осанки не абсолютная сила мышц, а их равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги. Порой у очень сильных людей, регулярно выполняющих тяжелую физическую работу, или у людей, неправильно выполняющих силовые тренировочные упражнения, бывают тяжелейшие перекосы и искривления позвоночника. И это происходит как раз потому, что одни мышцы у них значительно сильнее других. В результате происходит перекос спины в сторону более сильных мышц. Но чаще всего нарушения осанки возникают у людей, ведущих малоподвижный образ жизни и почти не занимающихся спортом или гимнастикой.
Различают три степени нарушения осанки:
Для детей школьного возраста характерны – II-III степени.
Типы осанки (Схема 1):
Выделяют 5 различных типов осанки:
Схема 1. Типы осанки.
Круглая спина или сутулость обусловлена избыточной выраженностью грудного кифоза. В том случае, если он проявлен очень сильно, и захватывает даже часть поясничного отдела, такая спина называется тотально-круглой.
Для плоской спины характерна сглаженность всех физиологических изгибов позвоночника, уменьшение угла наклона таза и уплощение грудной клетки. При таком типе осанки сильно нарушается амортизаторная функция позвоночного столба. Плоская спина часто сочетается с боковыми искривлениями позвоночника - сколиозами.