Файл: Курсовой проект особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»


Кафедра методики дошкольного образования

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования



Допущена к защите

«_____»__________ г.
_____________________

Зав. отделением

Карюкина Н. В.





Выполнил(а):

студентка гр. Д-319/1-з специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Чувалова Людмила Александровна








Руководитель:

Меллем

Елизавета Геннадьевна

преподаватель первой квалификационной категории




____________________

Руководитель

Меллем Е.Г.

«_____»___________ г




Оценка__________________

«_____»___________20___г.
Зав.кафедрой

Уйман А.С.

___________________



2021

Оглавление

I. Пояснительная записка…………………………………………………...3

1.1. Квалификационные характеристики проекта……………………………3

1.2. Теоретические подходы к развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………4

1.3. Конструирование как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………10

II. Проектная часть. Комплект материалов по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования…….……………………………………………………….17

2.1. Пояснительная записка…………………………………………………...17

2.2. Перспективный план по развитию мелкой моторики у младших дошкольников………………………………………………………………….17

2.3.Методические аспекты организации конструирования, направленного на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста…...22

2.4. Список используемой литературы ……………………………………...25

Литература ……………………………………………………………………27







I. Пояснительная записка

1.1. Квалификационные характеристики проекта

Актуальной проблемой в современном мире становится полноценное развитие дошкольников. Главную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Это уникальная способность кистей и пальцев рук и ног выполнять точные и мелкие движения, скоординированные мышечной, нервной и костной системами.

Выяснив актуальность данной темы, мы определили идею проекта.

Педагогическая идея проекта – обобщение методических материалов по использованию конструирования в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Объект проектирования: мелкая моторика детей младшего дошкольного возраста.

Предмет проектирования: конструирование как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: обобщить теоретические и практические подходы к проблеме развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования конструирования.

Задачи проектной деятельности:

  1. Изучить теоретические подходы к проблеме развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством конструирования.

  2. Составить перспективный план по развитию мелкой моторики у младших дошкольников.

  3. Обозначить методические аспекты организации конструирования, направленного на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Тип проекта: методический, практико-ориентированный.

Методы проектирования:

– изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической;

– моделирование структуры и содержания методического комплекта.

Прикладная ценность проекта: повышение эффективности, проводимой в дошкольном образовательном учреждении работы, содействующей повышению уровня развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Практическая значимость:

– для дошкольных образовательных организаций предложен комплект материалов по использованию конструирования в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

– для профессионального становления воспитателя в ходе работы над проектом был получен опыт моделирования методического комплекта как вида методической продукции педагога.



База апробации проекта: МКДОУ Манзурский детский сад с.Манзурка Качугского района Иркутской области.

1.2. Теоретические подходы к развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста обширна и многообразна. Она требует от педагогов чёткой организации, чтобы ни одна задача не была упущена и ни один ребёнок не остался без внимания.

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику [17].

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Говоря о моторике человека в целом, определяют: моторику, мелкую и артикуляционную.

Общая (крупная) моторика — это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела [14]. У детей она развивается за счет любых подвижных игр, игр с мячом, скакалкой, обручем, гимнастики, танцев, беге, езде на велосипеде и т.д.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет [18].

Существует множество определений понятию «мелкая моторика», рассмотрим основные из них.

Т.А. Власова и М.С. Певзнер в своих работах писали о том, что мелкая моторика человека – это комплекс реакций, умений, навыков и сложных последовательных движений, характерных человеку [9].

А.Л. Сиротюк считал, что – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [10].

Н.В. Нижегородцева и В.Д Шадриков в своих работах определяли моторику рук как осуществление двигательных действий кисти, точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций [12].


К мелкой моторике можно отнести движения – начиная от примитивных жестов (захват объектов) заканчивая самыми тонкими движениями (почерк человека, работа с мелкими предметами). Мелкую моторику в свою очередь определяют моторные навыки, к ним относится: гибкость (активная и пассивная), ловкость, быстрота, синхронность, выносливость, точность [15].

Высокая развитость мелкой моторики является важной составляющей быта человека. Так как ежедневно приходиться совершать огромное количество мелко-моторных действий: застегивание пуговиц, открывание и закрывание крышек, завязывание шнурков, письмо, рисование, манипулирование мелкими предметами.

О влиянии мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно в 11ст. н.е. в Китае. Игры с участием пальцев и рук способствуют гармоничному развитию тела и разума, поддерживают в надлежащем состоянии мозговые системы. Регулярные упражнения на развитие моторики, пальчиковая гимнастика улучшают развитие познавательных процессов, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, умственные способности ребенка, уменьшают эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус [6]. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит – развитию речи ребенка. Проблемы развития мелкой моторики всегда в центре внимания и изучаются довольно давно. И.П. Павлов считал, что речь – это мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Многие ученные, в том числе и современные считают, что все способности детей находятся в кончиках их пальцев. Опираясь на исследования М.М. Кольцовой отметим, что писание шариковой ручкой и рисование карандашом, работа с ножницами, складывание бумаги являются одним из эффективных и действенных средств развития мелкой моторики. В процессе выполнения упражнений мышцы рук выполняют три ключевые функции: органов чувств, органов познания, аккумуляторов энергии. Если ребенок активно манипулирует предметами, то мышцы и кожа рук во время действия «учат» мозг видеть, различать, осязать, запоминать. На основании обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрастным особенностям, то и речевое развитие соответствует норме; если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается, то видна четкая речевая задержка у дошкольника [9]. В.М. Бехтерев в своих исследованиях доказал, что простые движения рук помогают снятию умственной усталости, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка [14]. Педагогам необходимо учесть, что в работе с детьми (а особенно с теми, у кого уже имеются речевые нарушения), особое внимание нужно уделять развитию функции мелких мышц рук. Как известно, речь улучшается и совершенствуется под воздействием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обратим внимание на то, что в основном ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет, делать анализ, выводы, логически рассуждает. У него на достаточном высоком уровне находится формирование активной детской речи, реже встречаются нарушения звукопроизношения.


Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [6]. Знаменитый немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга [9]. Как мы отмечали ранее важно с самого раннего возраста начинать работу по развитию мелкой моторики. Такая работа должна проводиться регулярно, только тогда можно достичь хороших результатов. Необходимо пополнять и расширять развивающую предметно-пространственную среду игрушками – шнуровками, предметами, помогающими развитию мелкой моторики (бутылочки с крышками, коврики с мелкими деталями, конструкторы, вертушки и др.).

Рассмотрим подробнее развитие мелкой моторики рук в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом, основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка – характера, способностей, навыков. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье настолько важно, ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное – любви и заботе [11]. Дошкольный возраст – это один из важнейших этапов жизни малыша, ведь в это время формируется его характер, его личность. Ребенок уже очень многое понимает, а главное хочет научиться многому, и, важно – помочь ему в его начинаниях. Обеспечить ребенку всестороннее развитие к школе – задача взрослого.

Можно отметить, что именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики необходимо обратить особое внимание потому как, к моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны соответствовать возрастной норме.

Как мы уже отметили, развитие мелкой моторики у дошкольников – это одна из задач поставленная перед педагогом, с целью подготовки ребенка к школьному обучению. Этот процесс можно ускорить различными формами и методами работы, к наиболее распространенным из которых относятся:

  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

  • игры с мелкими предметами (мозаика, конструкторы, пазлы, счетные палочки, бусины и т. п.);

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;

  • образовательная деятельность по изодеятельности (лепка, рисование, различные виды рукоделия и др.);

  • развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п.);

  • кукольный театр из перчаток, пальчиковый театр, теневой театр;

  • упражнения и игры на обведение контуров предметов, рисование по клеточкам и трафаретами, штриховку, раскрашивание.