Файл: Курсовой проект особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие навыков мелкой моторики у руки можно сочетать с трудовым воспитанием дошкольника. Можно поручить ребенку сматывать в клубки нитки, или выполнить упражнения с игрой с разноцветными камушкам и перебирать крупу в разную посуду – это полезно для развития мелкой моторики у рук.

Одним из условий психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием.

В литературных источниках выделяют три уровня развития мелкой моторики у дошкольников: высокий, средний и низкий. И.А. Светлова характеризует эти уровни следующим образом:

Высокий уровень определяется хорошей согласованностью движений рук, точностью движений, ловкостью, плавностью, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием положения руки.

Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений [13].

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 3 лет и даже 4

должно соответствовать следующим нормативным требованиям:

  • Стучит предметом о предмет.

  • Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.

  • Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.

  • Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.

  • По аналогии строит мостик из 3 кубиков.

  • Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.

  • Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.

  • Перерисовывает крестик, круг, квадрат.

  • Рисует человечка с не менее чем 3 элементами.

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;

  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, координация, точность;

  • диагностируются недостатки психомоторики;

  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;

  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании,

  • аппликации;

  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать

  • силу нажима на них;

  • затруднения при использовании ножниц.


Таким образом, для успешного развития мелкой моторики необходимо дозревание центров на уровне нервной системы и головного мозга, а также раннее развитие и накопление двигательного опыта ребенка. Механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

1.3. Конструирование как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Огромное место в развитии мелкой моторики занимает конструирование. В педагогике конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка, оно тесно связано с игрой и потому является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Термин «конструирование» произошел от латинского «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов [3].

Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного

возраста рассматривали: Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях.

Такая специфическая направленность конструирования отличает его от

других видов деятельности. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие.

Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре. Созданные постройки

, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение [7].

По своему характеру конструирование более сходно изобразительной деятельностью и игрой. Постройки и поделки служат для практического использования (для игры и украшения группы, комнаты, для подарка близким, поэтому должен соответствовать своему назначению).

Для занятий с младшими дошкольниками можно выбрать разные типы конструирования. Например, возможен такой выбор:

Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.

Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы [10].

Далее разберем виды конструирования и его воздействие на мелкую моторику:

Бумажная пластика. В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. Благодаря своим выразительным и пластическим возможностям позволяет создавать интересные конструкции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее её преобразование развивает не только воображение у детей, но и мелкую моторику и укрепляет мышц руки, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может при соответствующих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д.

Оригами. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера [15].


Конструирование из: Лего, «Тико», магнитный, шарнирный, бросового материала, металлический конструктора.

Отечественный педагог Антон Семенович Макаренко подчёркивал, что

игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, "ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов

человек создаёт ценности и культуру". Таким образом, конструктивная деятельность детей близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности ещё не имеет общественного значения, ребёнок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества [3].

Именно конструирование из природного материала относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Создавая поделку, ребенок часто экспериментирует с природным материалом, знакомясь с его свойствами и учитывая их при выборе приемов выполнения изделия. Создавая поделку, ребенок использует естественную форму природного материала. Качество и выразительность работы достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой, что развивает фантазию, творческое воображение и изобретательность.

Конструировать поделки из природного материала дети начинают в средней группе, так как в данном возрасте у ребенка существует устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности. Кроме того, с развитием мелкой моторики руки у детей начинает получаться достаточно качественный продукт, что позволяет долго работать над ним, доделывая, улучшая, а затем используя его по своему желанию. Однако с самим природным материалом для конструирования дети могут познакомиться значительно раньше, уже в младших группах, когда собирают желуди, камушки, шишки, узнают их названия, сравнивают по форме, размеру, а затем и играют с ними. Позднее, в средней группе, дети наблюдают за тем, как природный материал превращается в руках воспитателя в поделку. Педагог обращает внимание детей на особенности природного материала, вместе с ними решает, какой орех подойдет для головы птички, а какой для ее туловища. Показывает, как кусочком пластилина соединяются детали поделки, как нанизываются на проволоку или нитку бусы из ягод или желудей. Постепенно и дети включаются в процесс творчества и начинают сами мастерить из пластилина и природного материала небольшие поделки. В старших группах работы дошкольников из природного материала становятся более сложными, а приемы обработки природного материала разнообразнее. На прогулках в лесу, в парке, на даче, огороде внимание старших детей следует привлекать к интересным сухим веточкам, плодам, семенам, камушкам. Вместе подумать, на что они похожи, пофантазировать, что можно сделать из той или иной находки, чем дополнить шишку или желудь, чтобы получилась фигурка человека или зверушки, предложить собрать весь этот природный материал для поделок [14].


Объемные поделки, которые могут выполнить дошкольники из природного материала, можно разделить на группы:

— изделия из глины и пластилина, дополненные мелкими деталями из природного материала (крылышки и хвостик птички, юбочка у куколки, ушки у разных зверей, колючки у ежа);

— поделки, часть основных деталей которых выполнена из природного материала, а часть сделана из пластилина (туловище ежа из шишки, а голова из пластилина);

— поделки, все основные детали которых выполнены только из природного материала и соединены между собой кусочками пластилина, заостренными веточками или палочками;

— поделки из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными спичками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги [12].

Первые поделки из природного материала дошкольники выполняют по образцу, затем создают изделия по указанию педагога на определенную тему или конструируют по собственному замыслу.

Работа с образцом позволяет ребенку не только понять, к какому результату он должен стремиться в процессе конструирования, но и учит анализировать изделие, помогает освоить приемы и последовательность работы с природным материалом, а также стимулирует желание создать такую же красивую поделку, как образец. Но даже в работе по образцу необходимо создавать условия для проявления фантазии, например, при оформлении изделия (шапочка, бантик, фартучек из ткани) или при объединении поделок в общую композицию.

Значительно больше возможностей для творчества и поисковой деятельности возникает у детей, когда они мастерят по собственному замыслу или на какую-то заданную тему, не имея перед собой образца. Однако эти виды конструирования возможны лишь тогда, когда у детей уже имеются определенные умения создания поделок из природного материала.

Изделия дошкольников усложняются постепенно за счет увеличения количества деталей, использования различных природных материалов и приемов его обработки, объединения отдельных предметов в сюжетные композиции [9].

Приемы конструирования поделки из одного вида природного материала переносятся на другой материал, что способствует развитию самостоятельности при выборе приемов и последовательности работы и способности к творчеству [15].

Дошкольники всегда любят мастерить, но чтобы в процессе конструирования ребенок почувствовал настоящую радость созидания и творчества, необходимо уже во время первого знакомства с поделками из природного материала показать разнообразие природного материала и его возможности превращения в красивые поделки, чтобы вызвать интерес к этому виду деятельности.