Файл: Курсовой проект особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Используя на занятиях показ и объяснение приемов конструирования, уточнение последовательности работы, нельзя забывать о мотивации работы, использовании художественного слова, игровых приемах обучения, которые могут найти место на разных этапах занятия. Решить эту задачу поможет построение занятия в игровой форме: «Путешествие с Лесовичком в страну умелых ручек», «Сокровища волшебного-сундучка», — когда педагог от имени сказочных персонажей показывает поделки, природный материал, инструменты и знакомит детей с правилами техники безопасности. Полезным для формирования интереса к работе с природным материалом будет применение выполненных поделок для оформления интерьера и использование их в качестве сувениров [7].

Хотя конструирование очень увлекательное занятие и дети занимаются с удовольствием, никогда не будет лишним проведение на занятии физкультурной минутки.

В подготовительной к школе группе дети делают поделки из растительного материала, начиная также с легких конструкций: вертолет, собачка Бобик, веселый человечек.

После закрепления навыка создавать игрушки легкой конструкции дети могут изготовить более сложные поделки: Чебурашка, девочка с коромыслом, Буратино, птичка, старик Хотта-быч, петушок (два варианта)

Таким образом, конструирование является универсальной деятельностью, позволяющей ребенку понять «часть» и «целое» предмета, объекта.


II. Проектная часть. Комплект материалов по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования

2.1. Пояснительная записка

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По нашим наблюдениям у детей улучшается подвижность артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений, которые оказывают благоприятное влияние на развитие речи.

Мы рекомендуем как можно чаще использовать в своей работе пособия, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям не только речевых, но и общеобразовательных групп.

Комплект материалов по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования будет включать в себя перечень предметов, материалов, инструментов для развития мелкой моторики, также в него войдет комплекс упражнений, разработки мероприятий, методические рекомендации по развитию мелкой моторики.


Комплект материалов предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Значимость данного продукта в том, что весь необходимый инструментарий воспитатель может найти в одном месте, при желании педагог сможет сам дополнить данный комплект, исходя из потребностей.

Основной упор в данном комплекте сделан на конструирование из природного материала.

Конструктивная деятельность является самым мощным средством по умственному развитию ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными и функциональными, пространственными характеристиками построенного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети строят разные конструкции и модели из строительного материала. Конструированию отводится важное место в работе с детьми всех возрастных групп, поскольку он обладает широкими возможностями для трудового воспитания, умственного, эстетического и нравственного. Во время конструирования развивается сенсорные и мыслительные способности детей, развиваются мелкие моторные навыки у рук. Мышление детей в процессе конструктивное деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается способность планировать свою деятельность, что является необходимым фактором в формировании деятельности [1].

2.2. Перспективный план по развитию мелкой моторики у младших дошкольников

месяц

тема

цель

задачи

сентябрь

Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги

развивать мелкую моторику пальцев

Познакомить с качеством и свойством бумаги;

Развить воображение, умение видеть новый предмет




«Найди и положи рядом такой же»

развивать мелкую моторику пальцев

Научить раскладывать геометрические фигуры по цвету и форме;

октябрь

«Собираем урожай»

развивать мелкую моторику пальцев

Научить лепить разноцветные шарики из пластилина




«Строим забор» из счетных палочек

развивать мелкую моторику пальцев

Познакомить детей с счётными палочками;

Закрепить цвета




«Разрезные картинки»

Сформировать представление о целостном образе предмета

Научить собирать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки)

ноябрь

«Собери инструменты» – из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).

развивать мелкую моторику пальцев;

Сформировать представление о целостном образе предмета

Познакомить с инструментами;

Научить собирать картинку по образцу




«Разложи по своим местам»

развивать мелкую моторику пальцев;

Сформировать представление о целостном образе предмета

в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.




«Почини инструменты»

развивать мелкую моторику пальцев;

Сформировать представление о целостном образе предмета

Научить находить и добавлять недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.

декабрь

«Город»

Строим дом из кубиков

Учить детей строить дом из двух разных по величине кубиков, развивать память, мышление

Формировать умение сооружать постройки дома по образцу




«Выложи дом из цветных геометрических фигур».

развивать мелкую моторику пальцев;

Сформировать представление о целостном образе предмета

Закрепить понятие о геометрических фигурах;

Повторить цвета




«Лепим снежки большие и маленькие» – сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

развивать мелкую моторику пальцев;

Развить воображение, умение видеть новый предмет




«Снежная баба» – лепка из пластилина.

развивать мелкую моторику пальцев;

продолжать формировать умение отламывать комочки;

Закрепить умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней, пальцев. -Продолжать формировать умение делать из шара различные формы (делать лепешку прищипывая пальчиками)




« Выложи медведя из геометрических фигур».

Сформировать представление о целостном образе предмета

Повторить геометрические фигуры

январь

«Ежи и ежата» – втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей

Слепить ежа по образцу;

Повторить, как делать кружки из пластилина




«Собери семью» – наложить на контур соответствующий трафарет животного.

Сформировать представление о животных

Повторить животных;

Закрепить навыки работы с трафоретом

февраль

«Кто это?» – Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу

сенсорное развитие детей младшего возраста

Закреплять знание детей плоскостных геометрических фигур;

Закрепить навыки работы по образцу




«Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?»

развивать мелкую моторику пальцев;

Закрепить цвета и формы;

Повторить животных и их жилища




«Витаминный завод» – лепим «витамины» из пластилина

и складываем в коробочки

сенсорное развитие детей младшего возраста

Повторить навык работы с пластилином;

Повторить цвета




«Собрать машинку из геометрических фигур».

сенсорное развитие детей младшего возраста

Закреплять знание детей плоскостных геометрических фигур;

Закрепить навыки работы по образцу

март

Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка)

развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами

Научить делать подарки своими руками

учить создавать композицию, складывать квадрат бумаги и вырезать цветок




«Солнце светит ярко-ярко»

развивать мелкую моторику

выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка




«Собери пирамидку», «Матрешки разбежались»

формировать умение группировать по цвету,

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой

Знакомство с новой геометрической фигурой;

Собрать матрёшку

апрель

Недошитое платье.

развивать мелкую моторику

Научить «Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы. Дополнить картонный трафарет нужной деталью




«Кто, где живет?»

Сформировать представление о домиках животных, развить мелкую моторику

называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).




Коллективная работа «Весенний луг»

расширять представление детей о разнообразии цветов

учить ценить красоту природы; воспитывать бережное отношение к природе

май

«Строим дачный дом»

развивать мелкую моторику

Познакомить детей с конструктором


2.3. Методические аспекты организации конструирования, направленного на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Дополнить параграф – когда осуществляется работа по развитию мелкой моторики, в какие режимные моменты, в каких формах работы, в какое время дня и т.д.

Важным методическим моментом является организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторике. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.) [3].

Также при конструировании можно использовать выкладывание различных фигур.

Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т.д. [4].

Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья [2].

Также под детским конструированием понимаются: различные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги и картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего похоже на изобразительную деятельность с игрой, в нем отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки для игры, поделки для украшения елки, для подарка маме и папе и т.д.), поэтому они должны соответствовать по своему назначению [3].

При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

Размеры поделок.


Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).

Сложность поделок, разнообразие применяемых техник.

Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов) [5].

Доступность и лёгкость использования материала.

Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов.

Эстетика.

Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя. Тем не менее необходимо прививать им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже).

Цвета рекомендуется использовать яркие и разных оттенков, материалы лучше выбирать с разнообразной фактурой (детям будет приятно перебирать их, потому что большинство детей визуалы и кинестетики).

Безопасность.

Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание) воспитатель должен проводить заранее самостоятельно, давая детям уже подготовленные детали конструкции. Постепенно можно вводить в употребление
детьми безопасные инструменты и красители, при этом тщательно контролируя их применение и объясняя правила использования и технику безопасности.

Индивидуальный подход и эмоциональная поддержка.

Даже в группе одного возраста (и тем более в разновозрастной группе) дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Степень усидчивости, аккуратности и внимания к деталям будет сильно отличаться в том числе и в связи с физическим и психологическим здоровьем конкретного ребёнка. Поэтому допускается дифференциация заданий по степени сложности для разных детей, а также индивидуальная система оценки каждой работы. В качестве одного из вариантов организации такой схемы работы можно привести распределение детей по подгруппам с разными по сложности задачами [1].

Необходимо помнить о правильной подаче обратной связи, оценки результата труда ребёнка. Ребёнок из проблемной семьи, болезненный ребёнок, ребёнок гиперактивный (с синдромом дефицита внимания) — все они будут очень чувствительны к негативным оценкам своего труда. Даже если воспитатель не выскажет свои мысли вслух, он может проявить их невербально или случайно продемонстрировать игнорированием и пренебрежением, вниманием к поделке одного ребёнка в ущерб поделке другого.

Диагностика занятия по конструированию.

Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период.

Целый блок таких навыков обычно и называют конструкторскими умениями. Уметь определять эти аспекты важно, так как с самого начала работы с группой диагностика позволяет увидеть степень готовности ребёнка к восприятию той или иной техники работы, к взаимодействию с определённым уровнем сложности Занятия по конструированию являются одним из универсальных способов развития и обучения ребёнка новым навыкам в игровой форме. Необходимо помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования всегда требует и непосредственного человеческого внимания воспитателя. В своём стремлении дать детям как можно больше знаний нельзя забывать и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе [5].