Файл: Курсовой проект особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Используя на занятиях показ и объяснение приемов конструирования, уточнение последовательности работы, нельзя забывать о мотивации работы, использовании художественного слова, игровых приемах обучения, которые могут найти место на разных этапах занятия. Решить эту задачу поможет построение занятия в игровой форме: «Путешествие с Лесовичком в страну умелых ручек», «Сокровища волшебного-сундучка», — когда педагог от имени сказочных персонажей показывает поделки, природный материал, инструменты и знакомит детей с правилами техники безопасности. Полезным для формирования интереса к работе с природным материалом будет применение выполненных поделок для оформления интерьера и использование их в качестве сувениров [7].
Хотя конструирование очень увлекательное занятие и дети занимаются с удовольствием, никогда не будет лишним проведение на занятии физкультурной минутки.
В подготовительной к школе группе дети делают поделки из растительного материала, начиная также с легких конструкций: вертолет, собачка Бобик, веселый человечек.
После закрепления навыка создавать игрушки легкой конструкции дети могут изготовить более сложные поделки: Чебурашка, девочка с коромыслом, Буратино, птичка, старик Хотта-быч, петушок (два варианта)
Таким образом, конструирование является универсальной деятельностью, позволяющей ребенку понять «часть» и «целое» предмета, объекта.
II. Проектная часть. Комплект материалов по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования
2.1. Пояснительная записка
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По нашим наблюдениям у детей улучшается подвижность артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений, которые оказывают благоприятное влияние на развитие речи.
Мы рекомендуем как можно чаще использовать в своей работе пособия, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям не только речевых, но и общеобразовательных групп.
Комплект материалов по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования будет включать в себя перечень предметов, материалов, инструментов для развития мелкой моторики, также в него войдет комплекс упражнений, разработки мероприятий, методические рекомендации по развитию мелкой моторики.
Комплект материалов предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Значимость данного продукта в том, что весь необходимый инструментарий воспитатель может найти в одном месте, при желании педагог сможет сам дополнить данный комплект, исходя из потребностей.
Основной упор в данном комплекте сделан на конструирование из природного материала.
Конструктивная деятельность является самым мощным средством по умственному развитию ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными и функциональными, пространственными характеристиками построенного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети строят разные конструкции и модели из строительного материала. Конструированию отводится важное место в работе с детьми всех возрастных групп, поскольку он обладает широкими возможностями для трудового воспитания, умственного, эстетического и нравственного. Во время конструирования развивается сенсорные и мыслительные способности детей, развиваются мелкие моторные навыки у рук. Мышление детей в процессе конструктивное деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается способность планировать свою деятельность, что является необходимым фактором в формировании деятельности [1].
2.2. Перспективный план по развитию мелкой моторики у младших дошкольников
месяц | тема | цель | задачи |
сентябрь | Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги | развивать мелкую моторику пальцев | Познакомить с качеством и свойством бумаги; Развить воображение, умение видеть новый предмет |
| «Найди и положи рядом такой же» | развивать мелкую моторику пальцев | Научить раскладывать геометрические фигуры по цвету и форме; |
октябрь | «Собираем урожай» | развивать мелкую моторику пальцев | Научить лепить разноцветные шарики из пластилина |
| «Строим забор» из счетных палочек | развивать мелкую моторику пальцев | Познакомить детей с счётными палочками; Закрепить цвета |
| «Разрезные картинки» | Сформировать представление о целостном образе предмета | Научить собирать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки) |
ноябрь | «Собери инструменты» – из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток). | развивать мелкую моторику пальцев; Сформировать представление о целостном образе предмета | Познакомить с инструментами; Научить собирать картинку по образцу |
| «Разложи по своим местам» | развивать мелкую моторику пальцев; Сформировать представление о целостном образе предмета | в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток. |
| «Почини инструменты» | развивать мелкую моторику пальцев; Сформировать представление о целостном образе предмета | Научить находить и добавлять недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д. |
декабрь | «Город» Строим дом из кубиков | Учить детей строить дом из двух разных по величине кубиков, развивать память, мышление | Формировать умение сооружать постройки дома по образцу |
| «Выложи дом из цветных геометрических фигур». | развивать мелкую моторику пальцев; Сформировать представление о целостном образе предмета | Закрепить понятие о геометрических фигурах; Повторить цвета |
| «Лепим снежки большие и маленькие» – сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями. | развивать мелкую моторику пальцев; | Развить воображение, умение видеть новый предмет |
| «Снежная баба» – лепка из пластилина. | развивать мелкую моторику пальцев; | продолжать формировать умение отламывать комочки; Закрепить умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней, пальцев. -Продолжать формировать умение делать из шара различные формы (делать лепешку прищипывая пальчиками) |
| « Выложи медведя из геометрических фигур». | Сформировать представление о целостном образе предмета | Повторить геометрические фигуры |
январь | «Ежи и ежата» – втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек. | Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей | Слепить ежа по образцу; Повторить, как делать кружки из пластилина |
| «Собери семью» – наложить на контур соответствующий трафарет животного. | Сформировать представление о животных | Повторить животных; Закрепить навыки работы с трафоретом |
февраль | «Кто это?» – Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу | сенсорное развитие детей младшего возраста | Закреплять знание детей плоскостных геометрических фигур; Закрепить навыки работы по образцу |
| «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?» | развивать мелкую моторику пальцев; | Закрепить цвета и формы; Повторить животных и их жилища |
| «Витаминный завод» – лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки | сенсорное развитие детей младшего возраста | Повторить навык работы с пластилином; Повторить цвета |
| «Собрать машинку из геометрических фигур». | сенсорное развитие детей младшего возраста | Закреплять знание детей плоскостных геометрических фигур; Закрепить навыки работы по образцу |
март | Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка) | развивать мелкую моторику, совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами | Научить делать подарки своими руками учить создавать композицию, складывать квадрат бумаги и вырезать цветок |
| «Солнце светит ярко-ярко» | развивать мелкую моторику | выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка |
| «Собери пирамидку», «Матрешки разбежались» | формировать умение группировать по цвету, Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой | Знакомство с новой геометрической фигурой; Собрать матрёшку |
апрель | Недошитое платье. | развивать мелкую моторику | Научить «Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы. Дополнить картонный трафарет нужной деталью |
| «Кто, где живет?» | Сформировать представление о домиках животных, развить мелкую моторику | называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай). |
| Коллективная работа «Весенний луг» | расширять представление детей о разнообразии цветов | учить ценить красоту природы; воспитывать бережное отношение к природе |
май | «Строим дачный дом» | развивать мелкую моторику | Познакомить детей с конструктором |
2.3. Методические аспекты организации конструирования, направленного на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Дополнить параграф – когда осуществляется работа по развитию мелкой моторики, в какие режимные моменты, в каких формах работы, в какое время дня и т.д.
Важным методическим моментом является организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторике. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.) [3].
Также при конструировании можно использовать выкладывание различных фигур.
Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т.д. [4].
Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья [2].
Также под детским конструированием понимаются: различные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги и картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего похоже на изобразительную деятельность с игрой, в нем отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки для игры, поделки для украшения елки, для подарка маме и папе и т.д.), поэтому они должны соответствовать по своему назначению [3].
При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:
Размеры поделок.
Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
Сложность поделок, разнообразие применяемых техник.
Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов) [5].
Доступность и лёгкость использования материала.
Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов.
Эстетика.
Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя. Тем не менее необходимо прививать им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже).
Цвета рекомендуется использовать яркие и разных оттенков, материалы лучше выбирать с разнообразной фактурой (детям будет приятно перебирать их, потому что большинство детей визуалы и кинестетики).
Безопасность.
Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание) воспитатель должен проводить заранее самостоятельно, давая детям уже подготовленные детали конструкции. Постепенно можно вводить в употребление
детьми безопасные инструменты и красители, при этом тщательно контролируя их применение и объясняя правила использования и технику безопасности.
Индивидуальный подход и эмоциональная поддержка.
Даже в группе одного возраста (и тем более в разновозрастной группе) дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Степень усидчивости, аккуратности и внимания к деталям будет сильно отличаться в том числе и в связи с физическим и психологическим здоровьем конкретного ребёнка. Поэтому допускается дифференциация заданий по степени сложности для разных детей, а также индивидуальная система оценки каждой работы. В качестве одного из вариантов организации такой схемы работы можно привести распределение детей по подгруппам с разными по сложности задачами [1].
Необходимо помнить о правильной подаче обратной связи, оценки результата труда ребёнка. Ребёнок из проблемной семьи, болезненный ребёнок, ребёнок гиперактивный (с синдромом дефицита внимания) — все они будут очень чувствительны к негативным оценкам своего труда. Даже если воспитатель не выскажет свои мысли вслух, он может проявить их невербально или случайно продемонстрировать игнорированием и пренебрежением, вниманием к поделке одного ребёнка в ущерб поделке другого.
Диагностика занятия по конструированию.
Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период.
Целый блок таких навыков обычно и называют конструкторскими умениями. Уметь определять эти аспекты важно, так как с самого начала работы с группой диагностика позволяет увидеть степень готовности ребёнка к восприятию той или иной техники работы, к взаимодействию с определённым уровнем сложности Занятия по конструированию являются одним из универсальных способов развития и обучения ребёнка новым навыкам в игровой форме. Необходимо помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования всегда требует и непосредственного человеческого внимания воспитателя. В своём стремлении дать детям как можно больше знаний нельзя забывать и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе [5].