Файл: Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения направления подготовки 38. 03. 01 Экономика, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Факультет дистанционного обучения (ФДО)
Т. Д. Санникова, М. А. Афонасова
МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения направления подготовки 38.03.01 Экономика, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий
Томск 2018

Корректор: А.Н. Миронова
Санникова Т.Д.
Менеджмент : методические указания по организации самосто- ятельной работы для студентов заочной формы обучения направле- ния подготовки 38.03.01 Экономика, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий / Т. Д. Санникова,
М. А. Афонасова. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2018. – 22 с.
©
Санникова Т. Д., Афонасова М. А., 2018
© ФДО, ТУСУР, 2018

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 4
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .......................................... 6
1 Рабочая программа и план обучения ............................................................... 7
2 Теоретический материал ................................................................................. 8
3 Консультации .................................................................................................. 10
4 Практические и лабораторные работы ...................................................... 14
5 Курсовая работа (проект) ............................................................................. 16
6 Контрольные мероприятия ........................................................................... 18
7 Итоговая аттестация ................................................................................... 20
ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................................... 22

4
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа – основной вид учебной деятельности студен- тов ФДО ТУСУР, который позволяет овладевать фундаментальными знани- ями, профессиональными умениями и навыками в конкретных областях зна- ний и (или) виде (видах) деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата; получать опыт творческой и исследовательской деятельности; развивать такие качества личности, как самостоятельность в принятии реше- ний, ответственность, организованность; использовать творческий подход к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Задачи самостоятельной работы студента:
– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
– углубление и расширение теоретической подготовки; формирова- ние умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
– развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
– формирование самостоятельности мышления, способностей к са- моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;
– развитие исследовательских умений;
– использование материала, собранного и полученного в ходе само- стоятельных занятий, при написании курсовых и выпускной ква- лификационной работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.
Основные черты самостоятельной деятельности в высшей школе:

целенаправленность, т. е. такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели;


5

продуманность, т. е. анализ ситуации и выбор способов и средств достижения цели и последовательности будущих действий;

осознанность, планирование и предвидение возможного резуль- тата, наличие логической схемы;

структурность, специфический набор действий и последователь- ность их осуществления;

результативность, когда деятельность находит свое завершение в результате.
Целью предлагаемых методических указаний является знакомство с по- рядком организации самостоятельной работы по изучению дисциплины с при- менением дистанционных образовательных технологий.
В рабочем учебном плане (
https://edu.tusur.ru/opops
) приведен перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, а также ука- зана совокупность тех знаний, умений и навыков, которые должны стать ре- зультатом освоения материалов курса.

6
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Изучение дисциплины включает следующие виды деятельности:
1) знакомство с рабочей программой дисциплины;
2) составление плана обучения по дисциплине;
3) изучение теоретического материала;
4) выполнение практических и учебно-исследовательских работ (прак- тические задания для самостоятельного изучения, лабораторные ра- боты, курсовая работа / курсовой проект);
5) прохождение промежуточной аттестации (контрольные работы);
6) прохождение итоговой аттестации (экзамен, зачет).
Необходимо отметить, что приведенный перечень не предполагает стро- гой последовательности действий. На любом этапе возможно внесение кор- ректировок в план работы. Возвращение к теоретическому материалу необхо- димо при подготовке ко всем видам контрольных мероприятий, итоговой ат- тестации и т. д.
Все теоретические и вспомогательные материалы по дисциплине разме- щаются в соответствующем электронном курсе.

7
1
Рабочая программа и план обучения
Рабочая программа дисциплины – программа освоения учебного мате- риала, соответствующая требованиям государственного образовательного стандарта высшего образования и учитывающая специфику подготовки сту- дентов по выбранному направлению.
В рабочей программе дана общая информация по дисциплине: цели и за- дачи дисциплины, место в образовательной программе, требование к резуль- татам освоения дисциплины (на формирование каких компетенций направ- лена), объем и виды учебной работы, формы аттестации, основная и дополни- тельная литература, примерные оценочные материалы.
Рабочая программа позволяет представить объем предстоящей работы по дисциплине и составить план самостоятельного обучения. План должен включать следующие важные составляющие: 1) изучение теоретического ма- териала дисциплины, освоение терминологии, ознакомление с классификаци- ями и др. (для этого необходимо оценить объем материалов электронного курса и дополнительной литературы); 2) подготовка и выполнение контроль- ных и/или лабораторных работ; 3) подготовка и прохождение итоговой атте- стации по дисциплине.
Рабочая программа дисциплины доступна из рабочего учебного плана соответствующей основной профессиональной образовательной программы
(
https://edu.tusur.ru/opops
).


8
2 Теоретический материал
Теоретический материал может быть представлен одним или несколь- кими видами из нижеперечисленных.

тексто-графические материалы;

видеоматериалы;

вебинары;

презентации.
Тексто-графические материалы
Учебное пособие (теоретический материал электронного курса) содер- жит основную теоретическую информацию по дисциплине. Деление на главы
(темы) позволяет проследить логику изложения материала и равномерно рас- пределить его в своем плане обучения. Составление конспектов по каждой теме поможет закрепить материал. Особое внимание следует обращать на блоки теоретического материала, выделенные пиктограммами. Данный ма- териал обязателен для усвоения и запоминания. Рекомендуется уделить вни- мание содержанию таблиц и информации представленной на рисунках, явля- ющихся источниками важной наглядной и структурированной информации.
Самостоятельная работа предполагает обязательное изучение рекомен- дованной литературы, выполнение практических заданий и закрепление усво- енного материала. Для углубленного изучения тем рекомендуется использо- вать дополнительные литературные источники.
Для удобства обучающихся предоставляется доступ из личного каби- нета в электронную библиотеку ФДО
, в которой представлены все разработан- ные на факультете учебные материалы.
Студенты ФДО имеют доступ к полным текстам изданий электронных библиотечных систем «
ЮРАЙТ
» и «
ЛАНЬ
».

9
Видеоматериалы
Большинство электронных курсов снабжены вводными видеолекциями, где преподаватели знакомят студентов с дисциплиной, представляют струк- туру и особенности курса, обосновывают его практическую и/или теоретиче- скую значимость, приводят наглядные примеры и т. д. Видеолекции сопро- вождаются графическим материалом и наглядным представлением тезисов.
Вебинар
На факультете дистанционного обучения (ФДО) с целью организации помощи по изучению сложных вопросов дисциплины организовано проведе- ние вебинаров по дисциплинам, формирующим направленность (профиль) программы бакалавриата. На вебинаре, как правило, более подробно рассмат- ривается какая-то тема дисциплины, подробно разбирается решение задачи, демонстрируются особенности работы с программным обеспечением, рас- сматриваются и разбираются сложные практические ситуации и т. п. Формат вебинара предполагает диалог студента с преподавателем, возможность задать вопросы по теме онлайн и получить на них ответы в режиме реального вре- мени.
Записи вебинаров публикуются в электронном курсе.
Презентация
Многие темы электронных кусов снабжены дополнительным материа- лом, представленным в виде презентаций. Этот вид методического обеспече- ния дисциплины позволяет наглядно представить обобщенную информацию по теме, практический разбор задач или ознакомить с новым материалом, тре- бующим визуализации.
Для получения разностороннего представления о содержании дисци- плины рекомендуется изучить все виды теоретического материала.


10
3
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой
Самостоятельная работа по освоению теоретического материала учеб- ного пособия и другой учебной и научной литературы (а также самостоятель- ное теоретическое исследование изучаемых проблем) – это важнейшее усло- вие формирования научного способа познания. Таким образом, чтение науч- ного текста является частью познавательной деятельности, главная цель кото- рой – извлечение из текста необходимой информации. Осознание читающим внутренней установки при обращении к печатному слову (выделение нужных сведений, усвоение информации полностью или частично, критический ана- лиз материала и т. п.) определяет эффективность осуществляемого действия.
Грамотная работа с книгой, особенно если речь идет о научной литера- туре, предполагает соблюдение ряда правил, для овладения которыми необхо- димо учиться. Прежде всего, при такой работе невозможен формальный, по- верхностный подход. Главное правило при работе над книгой – не механиче- ское заучивание, не простое накопление цитат, выдержек, а сознательное усво- ение прочитанного, осмысление его, стремление дойти до сути.
Изучение книги должно происходить в определенной последовательно- сти. Вначале следует ознакомиться с оглавлением (содержанием), предисло- вием, введением. Это позволяет получить общее представление о структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Затем можно переходить непо- средственно к чтению. Чтобы получить цельное представление о книге, пер- вый раз стоит прочитать ее от начала до конца. При повторном чтении проис- ходит постепенное глубокое осмысление каждой главы, критического матери- ала и позитивного изложения; выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т. д. Непременным правилом чтения должно быть выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, назва- ний. Важная роль в связи с этим принадлежит библиографической подготовке

11 студентов. Она включает в себя умение активно, быстро пользоваться науч- ным аппаратом книги, справочными изданиями, каталогами, умение вести по- иск необходимой информации, обрабатывать и систематизировать ее.
Рекомендуется использовать четыре основные установки в чтении науч- ного текста:
– информационно-поисковая (задача – найти, выделить искомую информацию);
– усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить, как сами сведения, излагае- мые автором, так и всю логику его рассуждений);
– аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыс- лить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему);
– творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для дей- ствия по аналогии и т. п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, допол- нить их, подвергнуть новой проверке).
Научная методика работы с литературой предусматривает фиксирова- ние прочитанной информации в систематизированных записях разного рода.
Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредото- чить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
– тезирование – лаконичное воспроизведение основных утвержде- ний автора без привлечения фактического материала;
– цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлече- ний, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
– конспектирование – краткое и последовательное изложение содер- жания прочитанного.


12
Методические рекомендации по составлению конспекта
Внимательно прочитайте текст. Уточните в глоссарии или справочной литературе непонятные слова. Выделите главное, составьте план, представля- ющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте. Это первый элемент конспекта.
Вторым элементом конспекта являются тезисы. Тезис – это кратко сфор- мулированное положение. Для лучшего усвоения и запоминания материала следует записывать тезисы своими словами. Тезисы, выдвигаемые в кон- спекте, нужно доказывать.
Третий элемент конспекта – основные доводы, доказывающие истин- ность рассматриваемого тезиса. В конспекте могут быть положения и при- меры.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспек- тировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконич- ность, значимость мысли.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последова- тельности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнений и дополнений необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целе- устремленности, повседневной самостоятельной работы. Конспект ускоряет повторение материала, экономит время при повторном обращении к работе.

13
4
Консультации
В связи с тем, что не всегда возможно самостоятельно найти ответы на возникшие в ходе изучения дисциплины вопросы, на факультете суще- ствует возможность задать вопрос преподавателю, записавшись к нему на кон- сультацию. Вопросы можно задавать как по теоретическому материалу, так и по подготовке, оформлению отчетов любого вида работ.
Предусмотрено несколько ресурсов, где можно задать вопрос:
– на учебном форуме, воспользовавшись формой отправки из учеб- ного плана или почтового агента в личном кабинете,
– написав письмо с любого другого почтового сервера на адрес problems@fdo.tusur.ru
Также существует возможность обсудить любой учебный вопрос на фо- руме с другими студентами, коллективно найти решение. Однако следует пом- нить, что мнения других студентов могут быть ошибочными, и критически от- носиться к высказанным идеям.