Файл: Протокол Приказ от рабочая программа учителялогопеда для детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №* ***»
СОГЛАСОВАНО УТВЕЖДЕНО

на заседании Заведующий МАДОУ №7

педагогического совета _____________ А.Ю. Ч*

от _____ 201_г., протокол № Приказ № __ от ______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТЕРЕМОК»

Составитель учитель-логопед:

Меньшенина Ирина Валентиновна, логопед высшей квалификационной категории
Новосибирск 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка.……………………………………...........................3

1.2

Цель и задачи реализации Программы……………………………………9

1.3

Теоретическая основа Программы…………………………………………12

1.4

Характеристика детей посещающих логопедическую группу…………16

1.5

Подходы и принципы к формированию Программы…………………….25

1.6

Планируемые результаты освоения Программы………………………….28

2.Содержательный раздел

2.1

Календарно-тематическое планирование………………………………….35

2.2

Перспективное планирование


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
АООП ДО ТНР предназначена для специалистов дошкольных групп, в которых воспитываются дети с ТНР.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Кгруппе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности.

Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В настоящее время выделяют три уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Р. Е. Левина).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).



Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).


Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих детей протекает, как правило, более благополучно, чем развитие речи. Начиная со старшего дошкольного возраста для них характерна критичность к речевой недостаточности. Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие приближается к нормативному.

Нарушения устной речи детей с ТНР приводят в дальнейшем к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи.

Дифференциация детей на группы по уровню речевого развития принципиально недостаточна для выбора оптимального образовательного маршрута и определения содержания коррекционно-развивающей области - требуется учет механизма речевого нарушения, определяющего структуру речевого дефекта при разных формах речевой патологии.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Теремок» (далее МАДОУ - детский сад «Теремок», ДОУ) и программа «Грамотейка», формируемая участниками образовательных отношений по образовательной области «речевое развитие», разработаны в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)

https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=sjzSkbTmo7ewu0AB1&cacheid=E61E5B208FC442B89102958AFF41398D&mode=splus&rnd=tlk6bg&base=LAW&n=440020&dst=1000000001#P6WTkbTcNGt6EmDt

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стан-дарта дошкольного образования" (Зареги-стрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=sjzSkbTmo7ewu0AB1&cacheid=E7FDBE342A350F3C69B14111939D3F25&mode=splus&rnd=tlk6bg&base=LAW&n=439313#4KsUkbTRQNNuwMT

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к орга-низациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=sjzSkbTmo7ewu0AB1&cacheid=E7CA2E3225C4ABF7D68A47F5369BFFFB&mode=splus&rnd=tlk6bg&base=LAW&n=371594#AsJVkbTwzi1jBC0r


4. "Примерная основная образовательная программа начального общего образования" (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15.09.2022 N 6/22)

Приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 N 992 утверждена федеральная образовательная программа начального общего образова-ния.

https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=sjzSkbTmo7ewu0AB1&cache-id=FC8DFEF8AAB48CD0840F480516364E95&mode=splus&rnd=tlk6bg&base=LAW&n=432835#fKwVkbTyP7h0c5Bm

5. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 429 «Теремок»

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. https://fgosreestr.ru/uploads/files/d7e2c7fd22cd9f1159cdd5453610b719.pdf

  1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Теремок»

8. Программы дошкольных образовательных учреждений компен-сирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. // Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа ло-гопедической работы по преодолению общегонедоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008 – 272с. – с. 72- 117

9. Примерная адаптированная основная образовательная програм-ма для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баря-ева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с

10. Комплексная образовательная программа дошкольного образо-вания для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответ-ствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТ-СТВО-ПРЕСС», 2021. — 240 с.

    1. Цели и задачи основной и вариативной части Программы

Целью реализации основной части рабочей программы учителя логопеда является – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей.

Задачи:

• овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками соответственно возрасту;

• расширение словарного запаса, связанного с эмоциональным, бытовым, социальным и игровым опытом детей, знакомство с многозначностью слов, обучение подбору синонимов и антонимов;