Файл: По дисциплине Оценка эффективности реализации государственных проектов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания
Рейтинговая работа

по дисциплине «Оценка эффективности реализации государственных проектов»

Государственные программы по направлению «Инновационное развитие и модернизация российской экономики»: содержание, текущее состояние, особенности оценки эффективности

Оглавление


Введение 2

1 Программы модернизации и инновационного развития 4

2 Оценка эффективности программ модернизации и инновационного развития в России 6

2.1 Факторы, оказывающие влияние на эффективность программ развития 6

2.2 Основные показатели реализации программ модернизации и инновационного развития 8

2.3 Проблемы и перспективы реализации программ модернизации и инновационного развития 15

Заключение 16

Список использованных источников и литературы 18


Введение


В настоящее время человеческая цивилизация находится на рубеже смены технологических укладов. Концепция технологических укладов базируется на теории научно-технического прогресса.

Сегодня, в условиях формирования ориентиров стратегического развития и модернизации российской экономики, перед органами государственной власти стоит ряд задач, связанных с достижением приоритетных целей долгосрочного социально-экономического развития — это создание высокого уровня благосостояния населения при эффективном использовании экономического потенциала страны; повышение инвестиционной привлекательности отраслей и территорий; достижение конкурентоспособности отечественных производителей за счет инновационной направленности производства и роста его эффективности; выхода значительной доли бизнеса из теневой экономики; повышение эффективности человеческого капитала, а также создание благоприятного инвестиционного климата для эффективного взаимодействия органов государственной власти, общественных и научных организаций и бизнес-сообщества. Одним из инструментов достижения стратегически важных государственных задач обеспечения устойчивого экономического роста, ускорения научно-технологического прогресса, развития цифровой экономики и реализации крупных инфраструктурных проектов являются инвестиционные ресурсы. Так, в 2018 году Президентом России В. В. Путиным была поставлена перед Правительством Российской Федерации стратегическая задача по достижению ключевых показателей национальных проектов к 2024 году. Национальные проекты включают 12 основных направлений социально-экономического развития — это здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, автодороги, рынок тру да, наука и другие сферы деятельности и отрасли экономики, предусматривающие объем денежных средств в размере 25 триллионов рублей. При этом следует отметить, что национальные проекты являются инструментом для привлечения бизнеса в экономику страны с целью создания условий для социально-экономического развития регионов. В условиях ограниченности иностранного капитала и государственных бюджетных средств, являющихся движущей силой для развития национальной экономики, появляется необходимость поиска новых источников и драйверов экономического роста.


1 Программы модернизации и инновационного развития



На основании Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от 12.03.2020) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» в России действуют следующие программы, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Программы модернизации и инновационного развития

Отрасль

Программа

Период

Цель программы

Фармацевтика и медицина

Развитие фармацевтической и медицинской промышленности

2013-2020

Создание инновационной промышленности

Космос

Космическая деятельность

2013-2020

Обеспечение необходимого доступа и присутствия в космосе

Атомная энергетика

Ядерные энерготехнологии нового поколения

2010-2020

Развитие атомной энергетики

Информация

Информатизация экономики

2009-2020

Развитие информационных технологий

Электронная и радиоэлектронная промышленность

Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности

2013-2025

Повышение конкуренции радиоэлектронной промышленности

Судостроение

Развитие судостроения

2013-2020

Достижение целей конкуренции отрасли

Авиационная промышленность

Развитие авиационной промышленности

2013-2025

Создание высоко конкурентных предприятий отрасли

Наука и технологии

Развитие науки и технологий

2009-2025

Формирование конкурентного сектоар экономики

2 Оценка эффективности программ модернизации и инновационного развития в России

2.1 Факторы, оказывающие влияние на эффективность программ развития



Сегодня повышение экономического потенциала

, инвестиционной привлекательности и создание благоприятного инвестиционного климата в России определяется возможностью развития национальной экономики с учетом ее ресурсной, институциональной и законодательной базы, а также способностью адекватного ответа на внешние вызовы и угрозы под воздействием глобализации экономики. Стоит определить факторы, определяющие перспективы и направления развития национальной экономики в современных условиях:

  1. Антироссийские санкции являются ограничительными мерами для развития национальной экономики, привлечения сторонних инвестиций, развития финансовой и инновационной сферы и носят экономический и политический характер. Результатом применения данных мер по отношению к российской экономике стало развитие отечественных секторов экономики: сельского хозяйства, промышленности и сферы туризма.

  2. Ускорение технологического развития мировой экономики создает ситуацию повышения конкурентоспособности на международных инновационных рынках, особенно в высокотехнологич ных отраслях экономики среди стран-участников. Возрастает угроза снижения спроса и цен на ключевые товары отечественного сырьевого экспорта, сокращения поступлений в экономику финансовых средств, что может блокировать реализацию стратегических инвестиционных проектов, направленных на повышение роли России в глобальной экономике.

  3. Развитие цифровизации мирового экономического пространства способствует повышению экономической эффективности деятельности компаний, отраслей экономики и стран, занимающихся исследованиями и разработками в сфере цифровых технологий. Происходит создание новых высокоэффективных производств, технологий и обмен ими в общемировом масштабе, а также формируются новые предпосылки инновационной трансформации, расширения и развития мирового рынка [1].

  4. Глобализация проявляется в интеграции мировых экономик с целью формирования единого общемирового финансово-информационного пространства [2].

  5. Усиление конкурентной борьбы в глобальном масштабе за факторы, определяющие конкурентоспособность. Современная национальная экономическая система России не обладает достаточными конкурентными преимуществами по сравнению со странами — лидерами в области экономического развития и инноваций.

Сегодня устойчивое инновационно-инвестиционное развитие страны может обеспечить высокую динамику экономического роста, повышение производительности факторов производства в ведущих отраслях экономки и наращивание конкурентного потенциала российского бизнеса на международных рынках путем разработки и реализации новых инвестиционных проектов инновационной направленности в результате создания эффективной системы интегрированного взаимодействия науки, производства и образования [3].


6. Происходит возрастающее влияние экзогенных факторов на национальную экономику и национальную безопасность, ориентиры — повышение конкурентоспособности, организация импортозамещающего производства (технологий, товаров, услуг) и создание благоприятных условий для экономического роста [4, 5].

2.2 Основные показатели реализации программ модернизации и инновационного развития




Основные показатели реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период до 2020 года представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Основные показатели реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период до 2020 года

Показатели

2018

2020

1. Объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, млрд. руб.

22,5

27,2

2. Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации, %

73,6

95,4

3. Позиция России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», место

20

20

4. Количество рабочих мест, созданных резидентами особых экономических зон (накопительным итогом),ед.

31617

34858

5. Объем инвестиций резидентов особых экономических зон (накопительным итогом), млрд. руб.

353,8

390,0

6. Объем инвестиций в основной капитал, в том числе внебюджетных, за счет прямой поддержки некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» (нарастающим итогом), млрд. руб.

62,1

85,1

7. Объем вложений частных средств в инвестиционные проекты предприятий реального сектора экономики, реализуемые в рамках «фабрики» проектного финансирования, млрд. руб.

87,0

710,5


Сегодня созданная на территории Российской Федерации инновационная инфраструктура не в полной мере отвечает мировым тенденциям развития инновационного потенциала реального сектора.

Важнейшие отрасли экономики России (нефтегазодобыча, обрабатывающая и лесная промышленность, приборостроение, финансовый сектор, сфера услуг) являются аутсайдерами по таким показателям, как инвестиции в НИОКР, соотношение затрат на исследования и разработки к объему продаж в сравнении с мировыми лидерами.


В федеральном бюджете на стимулирование инновационного развития экономики предусмотрены бюджетные ассигнования: на 2018 год в размере 42,5 млрд рублей, на 2019 год — 41,0 млрд рублей, на 2020 год — 41,4 млрд рублей, что в десятки раз меньше затрат на аналогичные проекты в США (2018 год ≈ 450 млрд $) [6].

Поэтому одним из ориентиров стратегического развития страны и ее регионов должно стать формирование современной модели инновационноинвестиционного развития, предусматривающей субъект и объект управления, ресурсный блок, крупные и локальные подсистемы, инвестиционные драйверы развития и эффективные взаимосвязи между органами государственной власти, субъектами экономической деятельности, научными организациями и институтами (особенно в сфере исследований и разработок) [7].

Учитывая особенности, проблематику и ориентиры социально-экономического развития страны, направления инвестиционной политики, а также факторы и условия формирования устойчивой инновационной экономики, авторы предлагают следующую комплексную модель инновационно-инвестиционного развития страны (рис. 1).

Рисунок 1 – Комплексная модель инновационно-инвестиционного развития страны
Комплексная модель инновационно-инвестиционного развития страны представляет собой сложную систему, имеющую множество параметров и блоков управления, включающую этапы «входа-выхода».

В рамках заданных направлений развития (инвестиционная и инновационная сферы — объекты управления), являющихся ключевой движущей силой экономического роста, определяются современные тенденции и ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности, конкурентные преимущества, а также происходит корректировка основной модели развития страны.

При этом для достижения цели и задач необходимо обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инвестиционного и инновационного процессов с целью координации и обеспечения условий для достижения установленных показателей, повышения результативности их деятельности, а также развития инновационно-инвестиционного цикла на каждом этапе функционирования системы.

Модель должна служить катализатором инвестиционно-инновационных процессов, обеспечивающих повышение результативности и эффективности этапов, начиная от зарождения инновационной идеи и заканчивая выпуском современной продукции, а также служить инструментом для разработки и реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики и формирование благоприятного инвестиционного имиджа как регионов, так и страны в целом.