ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Предмет и функции теории государства и права
Предмет ТГП – общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и связанных с ними государственно-правовых явлений.
функции:
1. Гносеологическая (познавательная) - выражается в том, что ТГП, как и любая другая наука, осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство и право, другие государственно-правовые явления, получает о них необходимую информацию и объясняет их с научных позиций, нацелена на изучение природы познание, его отношения к реальности и др.
2. Праксиологическая (практико-организационная) - выражается в том, что ТГП, как всякая другая наука должна обслуживать практику. Проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни. Она должна вырабатывать рекомендации и предложения по решению актуальных проблем в сфере совершенствования государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики.
3. Идеологическая - характеризуется тем, что эта наука вырабатывает различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанных с объяснением государственно-правовых явлений. Данная наука формирует в сознании людей определенные представления о государстве и праве и вырабатывает соответствующее отношение к ним.
4. Прогностическая - на основе познания закономерностей развития государства и права ТГП выдвигает гипотезы, способна давать прогнозы как на ближайшее будущее, так и на перспективу, истинность которых затем проверяется практикой.
5. Методологическая - выражается в том, что эта наука выступает в качестве своеобразной методологической основой для других юридических наук: вырабатывает фундаментальные понятия и методы для юридических наук.
-
Теория государства и права: роль и значение в развитии юридической науки.
Значение теории государства и права для наук, изучающих отрасли права, выражается прежде всего в том, что она является методологической, базовой наукой в системе юридических наук. Её выводы, положения и определения являются базовыми для решений специальных вопросов отраслевых наук. Именно поэтому общая теория государства и права по отношению к отраслевым юридическим наукам:
• является наукой обобщающей,
• имеющей руководящее, направляющее, методологическое значение при разработке специальных проблем, составляющих предмет отраслевых юридических наук.
При этом общая теория государства и права опирается также на достижения отраслевых юридических наук, обобщает, синтезирует и систематизирует их выводы.
Теория государства и права формулирует исходные понятия о государстве и праве и тем самым обеспечивает отраслевые юридические науки необходимой общетеоретической базой для выработки ими собственной теории, отраслевого научного аппарата.
-
Значение и роль теории государства и права в формировании правосознания личности.
Право и правосознание тесно связаны между собой. Требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только после этого получают выражение в качестве юридических норм. Правосознание тесно связано с правом и моралью, находится как бы на стыке этих общественных явлений. Правосознание родственно морали, поскольку содержится в общественном сознании, представляя собой систему оценочных суждений, посредством которых регулирует поведение членов общества таким же образом, как это поведение регулируется нормами морали.
Правосознание - это связующее звено между нормативными предписаниями, выражающими волю законодателя, и реальными общественными отношениями.
-
Общая характеристика методологии теории государства и права.
Методология - совокупность методов, применяемых в науке. Метод ТГП - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство. Методология очень важна в любой науке, и каждая наука стремится совершенствовать свою методологию, к примеру, возьмём микроскоп - сначала обычная лупа, затем микроскоп, лазерный микроскоп, и каждый шаг позволял всё глубже проникать в таинства природы.
Методология ТГП складывается из 3-х составляющих: Философские (общие) методы - охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Общенаучные методы - применяемые на отдельных стадиях научного познания. Частнонаучные методы - используются лишь в рамках определённой науки.
Философские (общие) методы тесно связаны с другими науками. Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом. Диалектико-материалистический метод - предполагает первичность экономического, и вторичность политического и правового. Явления изучаются в развитии, динамике. Основан на использовании диалектических законов: единства и борьбы противоположностей; закон перехода количества в качество; отрицание отрицания. В итоге => мир познаваем. Идеализм - связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало. В итоге => мир непознаваем. В 20-ом веке появляются подвиды идеализма: Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, истинна всё то, что приносит успех. Интуитивизм - исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья. Аксиологический - анализ государства и права, как специальных ценностей, которые регулируют поведение отдельных личностей.
-
Основные методы теории государства и права: классификация и характеристика.
1) Среди всеобщих методов выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм).
2) Общенаучные методы
Анализ — есть условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.
Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.
Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.
Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений по отношению к другим.
Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования.
3) Частнонаучные методы
Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.
Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.
Кибернетический метод — это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.
Математический метод — это приемы оперирования с количественными характеристиками.
Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия
Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы.
-
Причины и формы возникновения государства.
Причины возникновения государства:
1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.
Формы возникновения государства:
1) афинская– форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея,состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);
б) реформе Солона,направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
в) реформе Клисфена,состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);
2) римская– форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
3) древнегерманская– форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);
4) азиатская– форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
-
Социальные нормы в первобытном обществе.
Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.
Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.
Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.
-
Основные подходы к правопониманию.
Школа естественного права. Сторонники этой школы считают, что любое объяснение права должна содержать ссылки на мораль (прежде всего на справедливость), которая является воплощением этих природных основ.
Юридический позитивизм. Это направление правопонимания основывается на том, что необходимой связи между правом и моралью не существует. Норма является правовой независимо от его моральной оценки.
Классический позитивизм определяет право как приказ суверена и объясняет обязательность права существованием у подавляющего большинства членов общества принято повиноваться этим принудительным приказам.