ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) идеалистическое отношение законодательных органов к праву, которое может выражаться в форме:
а) игнорирования реальной действительности при разработке и принятии нормативных актов;
б) непродуманности механизма по реализации нормативного акта;
в) недостаточного понимания связи, существующей между интересами населения и нормативным актом;
г) слепая вера в разрешение актуальных жизненных проблем посредством принятия НА и т. д.;
7) понимание государственными органами власти и должностными лицами возможностей нормативного акта и пределов правового воздействия, которые не соответствуют реальной обстановки;
8) акцентирование внимания только на формальной стороне права и т. д.
Причины распространения:
1) особенности в историческом развитии государства;
2) историческое могущество государства во всех сферах общественной жизни, а вследствие этого подчинение права государству;
3) недостаточное количество правовых норм, которое продолжалось на протяжении нескольких десятилетий и даже столетий;
4) ориентирование на западные правовые государства, их идеализация, а также заимствование их норм и традиций;
5) наличие неразвитого и искаженного правового сознания;
6) недостаток в развитии политической и правовой культуры;
7) юридическая неграмотность и т. д.
-
Правовое воспитание личности: понятие, задачи, система.
Правовое воспитание – это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры.
Стратегическая задача правового воспитания заключается в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности, что включает в себя:
-знание системы основных правовых предписаний, их правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
- внутреннее уважение к праву, законам страны, законности и правопорядку;
-умение на практике применять правовые знания, согласовывать повседневное поведение с полученными правовыми знаниями;
- привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.
В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты (органы, организации, специально уполномоченные государством лица), объекты (воспитываемые отдельные граждане или группы населения), совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах, с использованием специальных правовых средств и методов.
-
Понятие законности, гарантии и методы ее обеспечения.
Законность — это режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения требований законодательства всеми субъектами права.
Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди них рассматривают:
1. Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т. д.). Безработица также является «резервом» преступности.
2. Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.
3. Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.
4. Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).
Юридические гарантии (закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту).
Методы обеспечения законности: 1. Убеждение.2. Принуждение.
-
Понятие правопорядка.
Правопорядок — это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.
2. Это порядок, предусмотренный нормами права.
3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
4. Он обеспечивается государством.
-
Основные пути укрепления законности, правопорядка и дисциплины.
Укрепление законности и правопорядка - одна из главных задач, стоящих перед современным российским государством. Основными формами деятельности правоохранительных и иных органов по-прежнему являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
- Убеждение - как метод укрепления законности и правопорядка состоит в позитивном воздействии на правосознание как граждан, так и должностных лиц, побуждении к оптимальной правомерной деятельности.
- Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, умения защищать свои права и свободы законными средствами, т.д.
- Профилактика правонарушений отличается нацеленностью на предотвращение возможности правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствующих их совершению и др.
- Применение мер государственного принуждения - состоит в использовании правоохранительными органами государственно-властных полномочий в отношении лиц, совершивших правонарушения.
-
Понятие правомерного поведения, его виды.
Во всем многообразии представлений о понятии «правомерного поведения» можно выделить два основных подхода:
1. Правомерное поведение – такое поведение, которое соответствует нормам права.
2. Правомерное поведение – любое поведение, не запрещенное юридическими нормами.
Виды правомерного поведения:
I. В зависимости от субъекта, осуществляющего правомерное поведение:
- индивидуальное правомерное поведение (осуществляется физическим лицом или отдельным лицом).
- групповое правомерное поведение (осуществляется достаточно различными устойчивыми коллективами). Например, когда члены правительства принимают в соответствии с Конституцией решение.
- союзные государства, страны (в международной сфере правоотношений).
II. В зависимости от субъективной стороны (психологические особенности):
- убежденное правомерное поведение (основано на глубокой уверенности субъекта в правильности и необходимости такого поведения). Это идеальный вид поведения, свидетельствующий о высоком уровне правовой культуры.
- конформистское правомерное поведение (основано на нежелании субъекта выделяться на фоне окружающих его лиц).
- маргинальное правомерное поведение (в его основе лежит боязнь субъекта негативных юридических последствий, если он не будет действовать в рамках норм права).
- случайное или объективное правомерное поведение (субъекты поступают правомерно совершенно не задумываясь об этом, не осознавая юридического характера своих поступков). Такое поведение возможно, т.к. все юридические нормы основаны на здравом смысле.
III. В зависимости от объективной стороны (внешнее поведение):
- в форме действия (активное правомерное поведение).
- в форме бездействия (пассивная форма правомерного поведения).
IV. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм и принципов, которые регулируют правомерное поведение:
- гражданско-правовое правомерное поведение;
- уголовно-правовое правомерное поведение;
- административно-правовое правомерное поведение и т.п.
V. В зависимости от степени социальной значимости:
- необходимое правомерное поведение (обладает повышенной социальной значимостью, без него невозможно существование в принципе человеческого общества). Обычно оформляется такое правомерное поведение в юридических обязанностях.
- желательное правомерное поведение (полезно и желательно для общества, но не обладает столь высокой важностью, значимостью как необходимое правомерное поведение). Обычно закрепляется с помощью субъективных прав.
- допустимое правомерное поведение (не приносит пользы ни обществу, ни индивиду, но и не причиняет вреда, следовательно, это так называемое «нейтральное» поведение, например, отправление религиозных культов, отвечающих общепризнанным нормам нравственности и принципам; развод супругов).
VI. По форме реализации:
- использование субъективных прав;
- исполнение активных юридических обязанностей;
- соблюдение пассивных юридических обязанностей;
- применение норм права.
-
Понятие правонарушения, его признаки. Причины правонарушений и пути их устранения.
Правонарушение - это причиняющее вред общественным или личным интересам противоправное деяние (в форме действия или бездействия), которое совершено виновным деликтоспособным лицом.
В этом определении названы все обязательные признаки юридического состава правонарушения:
- Противоправность – правонарушение есть нарушение права, акт противный праву, его нормам;
- Деяние – выражается в действии (оно противоправно тогда, когда нарушаются правовые запреты) и бездействие (когда не исполняются юридические обязанности);
- Виновность – характеризует психическое отношение субъекта к совершенному правонарушению;
- Общественная опасность – состоит в том, что в результате свершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства;
- Наказуемость – проявляется в том, что за совершение любого правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность.
в связи с изменением отношений собственности в современной России созданы такие условия и такой характер разделения труда, оценки и распределения его результатов, которые порождают социальное и материальное неравенство людей, что вызывает естественное недовольство одной части населения и стремление обогатиться всеми законными и в основном незаконными способами другой части населения.
Этот процесс сопровождается и обостряется несовершенством принимаемых нормативно-правовых актов, малоэффективной работой правоохранительных органов, кризисом моральных ценностей, распространяющимися алкоголизмом и наркоманией, хаосом хозяйственных связей и другими обстоятельствами, вызывающими многочисленные корыстные преступления, активизацию теневой экономики, укрепление организованной, мафиозной преступности.
Однако никакие внешние обстоятельства не могут привести к правонарушению, пока они не стали движущим мотивом поведения личности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объективных причин и условий формируются субъективные причины и условия правонарушений, представляющие собой определенные элементы социальной психологии, получающие проявление в искаженных потребностях и интересах. Именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения личности.
Основные направления борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и условий, порождающих это явление.
Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.