ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




УДК 376-056.2

ББК 74.5

И46

И
И46
льина
С. Ю.

Чтение. Методические рекомендации. 2–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Т. М. Головкина. — М. : Просвещение, 2020. — 235 с.

Методические рекомендации созданы к завершённой линии учебников «Чтение» для 2–4 классов (авторы-составители С. Ю. Ильина и др.), которые реализуют требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.

В работе рассматриваются психологические основы методики обучения чтению детей с умственной отсталостью, освещаются приёмы работы над техникой, осознанностью и выразительностью чтения, даются методические рекомендации по работе с учебниками для 2, 3 и 4 классов. Специальные разделы посвящены реализации в линии учебников требований разделов АООП «Программа формирования базовых учебных действий» и «Программа духовно-нравственного развития». Составной частью методических рекомендаций является рабочая программа с описанием содержания курса, личностных и предметных результатов обучения и тематическим планированием.

Пособие адресовано педагогам, обеспечивающим реализацию требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также студентам дефектологических факультетов.

УДК 376-056.2

ББК 74.5
© Издательство «Просвещение», 2020

© Художественное оформление

Издательство «Просвещение», 2020

Все права защищены

Чтение как учебный предмет для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учебный предмет «Чтение» во 2–4 классах играет особую роль в развитии обучающихся с нарушениями интеллекта. Формирование навыка чтения, с одной стороны, представляет собой важнейший результат изучения данного предмета, с другой – значимое средство освоения других учебных предметов. В процессе уроков чтения обучающиеся расширяют, систематизируют и обобщают знания об окружающей действительности, корректируется и развивается их аналитико-синтетическая деятельность, формируются коммуникативно-речевые навыки, необходимые для полноценной реализации диалогической и монологической форм речи. Чтение художественных произведений различных жанров способствует уточнению нравственных ориентиров, формированию основ нравственного сознания и поведения, развитию умения эмоционально сопереживать. Таким образом, уроки чтения в младших классах имеют большое значение не только для развития познавательной деятельности учеников с нарушениями интеллекта, но и для становления их личности.


Сказанное определяет основные цели обучения чтению учащихся во 2–4 классах.

● Воспитание интереса к чтению и формирование положительного отношения к нему как к одному из видов познавательной деятельности.

● Коррекция недостатков познавательных процессов, деятельности, эмоциональной сферы и личности младших школьников с лёгкими нарушениями интеллекта.

● Формирование технической стороны чтения: чтение знакомых и доступных по звуко-слоговой структуре слов без искажения этой структуры и с правильной постановкой ударения; постепенный переход от послогового чтения к чтению целыми словами.

● Формирование навыка осознанного чтения несложных по структуре и содержанию художественных и научно-познавательных текстов.

● Овладение практико-ориентированными навыками, прежде всего навыками общения, с помощью прочитанных и разобранных под руководством учителя произведений.

Как систематический курс уроки чтения начинаются со 2 класса, после завершения букварного периода. Однако в курс 2 класса включён материал послебукварного периода обучения грамоте. Это обусловлено необходимостью закрепить навык плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, в частности со стечением двух согласных и с разделительными Ь и Ъ, и навык плавного чтения слов с усвоенными слогами. Кроме того, в ходе изучения этого материала совершенствуется навык звуко-слогового анализа слов; развивается четкость произношения, усваиваются основы выразительной речи.

Содержание уроков чтения во 2–4 классах определяется разделом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП) «Чтение и развитие речи». Этот раздел входит в структуру программы учебного предмета «Русский язык». Таким образом, обучение чтению проводится параллельно урокам русского языка и речевой практики и в тесной взаимосвязи с ними, которая выражается в следующем.

1. Формируется внимание к слову как к основной единице языка: не только к его значению, но и к уместности его использования в определённом контексте. Всё это создаёт основу для расширения словарного запаса.

2. Развиваются навыки диалогического общения, связанные с умением не только отвечать, но и задавать вопросы, делиться впечатлениями, обмениваться элементарными суждениями и мнениями на основе ситуаций, как описанных в художественном тексте, так и специально смоделированных учителем.



Содержание программы «Чтение и развитие речи» представлено в АООП следующими разделами: «Содержание чтения (круг чтения)»; «Примерная тематика произведений»; «Жанровое разнообразие»; «Навык чтения»; «Работа над текстом»; «Внеклассное чтение».

Первые три раздела программы («Содержание чтения (круг чтения)», «Примерная тематика произведений», «Жанровое разнообразие») определяют тематику и жанры произведений, которые доступны младшим школьникам с нарушениями интеллекта по объёму, содержанию и языковому оформлению.

На уроках чтения изучаются малые и большие (сказки) формы устного народного творчества, художественные произведения отечественных и зарубежных писателей в различных жанрах, научно-художественные произведения и научно-популярные статьи, доступные обучающимся с нарушениями интеллекта по содержанию и языковому оформлению.

Тексты, представленные в учебниках рассматриваемой линии, структурированы по тематическому принципу, что позволяет опираться на личный опыт обучающихся и последовательно из года в год расширять каждую тематическую линию с помощью произведений, освещающих новые аспекты того или иного явления или события. В каждом из трёх учебников по жанровому принципу выделен раздел сказок, что соответствует возрастным особенностям детей. Таким образом, выдерживается концентричность структурирования материала со 2 по 4 класс.

В разделе «Навык чтения» АООП определены общие требования к формированию отдельных качеств навыка полноценного чтения: правильности, беглости, осознанности и выразительности.

Ошибки, приводящие к нарушению правильности чтения (пропуски, перестановки, замены звуков и слогов и т. п.), невозможно преодолеть без целенаправленной работы. Поэтому во 2 классе на уроках послебукварного периода необходимо проводить специальные упражнения, направленные на дифференциацию на слух и в собственном произношении слогов и слов, включающих оппозиционные фонемы. Следует также уделять внимание чтению учениками слогов и слов со стечением двух согласных и включающих одинаковые гласные. В последующие годы обучения формирование правильности чтения осуществляется прежде всего перед прочитыванием текста учениками, когда они изучают многосложные и трудные по звуко-слоговой структуре слова, встречающиеся в тексте. Здесь могут быть использованы такие приёмы, как наращивание на слог согласной буквы (букв); сравнение, анализ и последующее прочтение слов, различающихся порядком букв, их количеством; прочтение слов, имеющих одинаковые корни, но различающихся другими частями слова, и т. п.


Развитие беглости обеспечивается постепенным переходом от слогового чтения к плавному чтению целым словом. Овладению этим навыком мешают инертность протекания психических процессов, привязанность к усвоенному способу чтения, узость поля зрения учащихся с лёгкими интеллектуальными нарушениями. В связи с этим необходимо широко использовать на уроках задания по повторному прочитыванию текста (выборочное чтение); подбору и прочитыванию отрывков текста, соответствующих содержанию иллюстративного материала, и т. д.

Осознанность – качество, характеризующее не внешнюю (формальную), а внутреннюю сторону процесса чтения, которое заключается в понимании учениками фактического содержания произведения; установлении смысловых отношений, прежде всего причинно-следственных; выявлении в отдельных случаях основной идеи (мысли) художественного произведения. Основным методом работы с этим навыком на всех этапах обучения является анализ прочитанного текста по вопросам учителя, содержание которых должно учитывать конкретность мышления учеников, бедность представлений об окружающей действительности, фрагментарность восприятия прочитанного текста. Важно, чтобы анализ текста не препятствовал непосредственному, эмоциональному его восприятию, сопереживанию поступкам героев, определению собственного отношения к героям. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, оценке поступков героев, мотивации этих поступков, выделении непонятных слов. Они овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Эти результаты достигаются путём подбора текстов, соответствующих интересам учащихся, а также с помощью целенаправленных вопросов учителя.

Работа над выразительностью чтения предполагает перенос опыта выразительной устной речи, приобретённого на уроках по речевой практике, на процесс чтения. С этой целью ученики:

● соотносят знаки препинания в конце отдельных предложений и интонацию, с которой эти предложения следует читать;

● определяют (с помощью учителя) необходимые силу и тон голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, удивление, грусть и т. д.);


● выделяют ремарки автора, определяющие интонацию, с которой следует читать слова героя, и т. п.

Раздел «Работа с текстом» содержит требования к аналитической деятельности учащихся, направленной на объяснение значений непонятных слов и смысла отдельных выражений, а также на подбор к слову синонимов, антонимов, определений. Формирование коммуникативно-речевых умений при работе с художественным или научно-художественным текстом связано с овладением различными видами пересказов на основе иллюстративного или словесно-логического плана, навыком составления рассказа по иллюстрации или по аналогии с прочитанным и т. д. Постепенно возрастает роль самостоятельности учащихся при работе над текстом: так, от собственной элементарной оценки событий или поступков героев с опорой на вопросы учителя («Хорошо или плохо? Почему?») они переходят к собственной оценке с опорой на личный опыт и текст произведения.

Последний раздел программы – «Внеклассное чтение» – нацелен на расширение читательских умений и читательского опыта учеников в процессе чтения доступных книг детской литературы. Таким образом формируются некоторые умения, необходимые для работы с книгой.

Реализация Программы духовно-нравственного развития на уроках чтения

Чтение художественных произведений открывает большие возможности для формирования у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Тексты, включённые в учебники по чтению рассматриваемой линии, в значительной степени способствуют решению задач в области личностной, социальной и семейной культуры, определённых разделом АООП «Программа духовно-нравственного развития».

Формирование личностной культуры, а именно развитие нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, а также создание у школьника внутренней установки «поступать хорошо», на уроках чтения осуществляется следующим образом.

1. В процессе выполнения заданий к произведениям, которые представлены в разделах «Что такое хорошо и что такое плохо» (2 класс); «Так нельзя, а так можно», «Учимся трудиться» (3 класс); «Жизнь дана на добрые дела» (4 класс).

2. В ходе выполнения заданий к отдельным произведениям из других разделов:

– «О каком правиле поведения забыли дети?»; «Почему плохо всем, когда на уроке шумно?» (2 класс, ч. 1, с. 6, раздел «Осень пришла – в школу пора!», вопросы к тексту «Первый урок»);