Файл: Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По использованию в процессе деятельности инноваций (нововведений, трудовых технологий) для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения предпринимательская деятельность подразделяется на творческо-поисковую и продуктивную.
В зависимости от количества участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское). Если в создании предпринимательского предприятия принимают участие иностранные учредители (участники), то предпринимательство является совместным. Выделяют также предприятия с иностранными инвестициями.
По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной, солидарной и субсидиарной ответственностью.
В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участников), процессов функционирования и управления предпринимательские организации бывают простыми и сложными.
1.5. Виды предпринимательства
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяют следующие виды предпринимательства:
-
Производственное; -
Коммерческо-торговое; -
Финансово-кредитное; -
Страховое; -
Посредническое.
Производственное предпринимательство – это процесс производства конкретных товаров, осуществления работы и оказания услуг для их реализации потребителям (покупателям). Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в материальной сфере, соответственно, выделяется предпринимательство по отраслям (например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т. д.). В широком смысле производственное предпринимательство – это создание любого полезного продукта, необходимого потребителям и обладающего способностью быть созданным.
С хозяйственной точки зрения производственное предпринимательство является самым важным и определяющим видом предпринимательства, так как именно в производственных организациях (компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции и товаров массового потребления. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей (населения, предприятий, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства.
Производственное предпринимательство в России является наиболее рисковым занятием. Риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.
Коммерческо-торговое предпринимательство – основной вид российского предпринимательства. Предприниматель здесь выступает в роли коммерсанта, непосредственного торговца, доводя готовые товары до конкретных потребителей. Этот вид предпринимательства включает поиск и закупку товаров, обеспечивает его сохранность, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товаров, продажное и послепродажное обслуживание покупателя (доставка на дом, установка, устранение дефектов). Сюда же входит и документальное оформление торговых сделок.
Коммерческо-торговое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товара на товар. Хотя основу коммерческо-торгового предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
Сфера коммерческо-торгового предпринимательства – магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы и другие учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возрастает материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникают обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.
Для успешного занятия коммерческо-торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать на изменения спроса, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Для его развития необходимы как минимум два условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Коммерческо-торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска (особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования).
В финансово-кредитном предпринимательстве предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валюта и национальные деньги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. Этот вид предпринимательства осуществляется через коммерческие банки, финансово-кредитные компании, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций в России регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами, и нормативными актами Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации.
При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором страхования гарантируют страхователям возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия, потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь. При заключении договора страхования страховые компании получают соответствующую плату, то есть компенсируют свои издержки, вероятность риска и получения прибыли. Страховое предпринимательство – один из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страховая компания дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) на получение ими определенной компенсации при наступлении в их деятельности страхового случая, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.
Посредническая предпринимательская деятельность – это вид предпринимательской деятельности, при котором субъекты экономической деятельности непосредственно не производят и не продают товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями. Посредник – это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей.
В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере – коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность в значительной мере рискованна, поэтому предприниматель-посредник всегда должен учитывать степень риска при осуществлении посреднических операций.
В зависимости от предмета деятельности выделяются и такие виды предпринимательства, как консалтинг, образовательная деятельность, предоставление банковских услуг и т. д.
2. Особенности предпринимательства в России
2.1. Этапы развития предпринимательства в России
Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов, которая имеет поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.
В рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.
Верховный Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 года закона «Особенности в РСФСР». Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).
В течение 1991 года были приняты и ряд других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.
Приняты также законы «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об ограничении монополистической деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и многие другие.
Таким образом, была сформирована юридическая среда для проявления собственной инициативы и развития предпринимательской деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий.
Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.
Еще недавно вопрос о биржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.
1990 год принес революционные изменения в этой области. Вопрос о биржах вышел за рамки теоретических дискуссий и приобрел практическую значимость.
19 мая 1990 года была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово – однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель – без наличных денег.
Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж – Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа – это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам (курсам), регистрируемым на фондовой бирже.
Однако, создаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.
В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике – освобождение цен на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.
Освобождение цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.