Файл: Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Основные проблемы развития предпринимательства в России
В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна.
Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами:
-
отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; -
пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом; -
нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; -
сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.; -
неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; -
отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; -
нестабильность экономической ситуации в стране; -
недобросовестность крупного бизнеса; -
доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования; -
правовая неграмотность самих предпринимателей; -
отсутствие явного развития производства; -
недостаточность кадрового потенциала; -
длительное оформление документации, особенно на землю.
Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».
2.3. Перспектива развития предпринимательства в России
Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства. Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказание услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.
Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах законов о дебюрократизации. Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. Это может резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать 20–30 процентные «резервы» от объема продукции и доходов для «отступных». В результате у предпринимателей появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени».
Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей.
Третье условие – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:
-
создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей; -
увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2–3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей; -
эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса.
Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Принципиально важно разделить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, с одной стороны, отвечающими за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, с другой – отвечающими за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки мало8го предпринимательства и по упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.
Пятое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30–40 % населения) консервативного типа потребительского поведения. На мой взгляд, это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания, крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.
Можно выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни:
1) Большие индустриальные предприятия могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства путем предоставления последнему производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д.
2) Усиление инвестиционной активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, амортизационные отчисления. При наличии столь большого числа каналов финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать благоприятным.
Несовершенство налоговой системы становится все более очевидным. Она должна способствовать развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства по регионам.
С экономической точки зрения выделяются четыре группы регионов:
-
регионы с высоким уровнем социально-экономического развития; -
депрессивные регионы; -
регионы с преобладающей добычей и переработкой природных ресурсов; -
регионы аграрного типа.
Очевидно, для регионов первой группы дифференциация налогов должна исходить из приоритетности конкретного вида производства, тогда как для депрессивных регионов возможны максимально выгодные налоги, вплоть до их отмены на определенный период. Для регионов четвертой группы налоговая политика должна состоять в создании максимального протекционизма сельскохозяйственному производству, преследую конечную цель – обеспечение продовольственной безопасности страны.
В настоящее время процесс регистрации малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления многочисленных бумаг и значительных затрат. Еще до начала работы предприятия, получения прибыли, предприниматель уже обязан потратить большие суммы: внести часть уставного капитала, оплатить услуги регистрирующего органа, органов статистики и др.
Очень много вопросов касающихся несовершенства системы лицензирования. Четкий порядок отсутствует, что приводит к необоснованному расширению сферы лицензионных видов деятельности. Важно придерживаться концепции, согласно которой государственная власть должна максимально упростить взаимоотношения предпринимателя с разрешительной системой.
Заключение
Данная работа показала, что современное положение нашей страны показывает, что без сильного производственного предпринимательства нет нормальной экономики, нет гарантированной социальной жизни, нет здорового общества. В связи с этим приходится удивляться, что в России не создано и пока еще не наблюдается стремление к созданию так называемого предпринимательского пространства, включающего в себя правовую, социальную и экономическую сферы. Возрождение нормальных, естественных условий нашего бытия ориентировано на возврат в общее русло развития цивилизации.
Возможные направления преодоления препятствий:
-
укрепление стабильности экономического развития; -
совершенствование правового воздействия и повышения правовой культуры населения; -
создание современного законодательства о предпринимательстве; -
неукоснительное выполнение законов и иных правовых актов; -
активизация деятельности самих предпринимателей.
За предпринимательством в России будущее. Но следует помнить, что только глубокая вера в свои собственные силы предпринимателей, их способность к объединению для защиты свободного предпринимательства может стать залогом всех позитивных достижений и перемен в экономике.
Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства. Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказание услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.
Таким образом, мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание общества невозможно.
Список используемой литературы
-
Бунеева; Организация И Управление Коммерческой Деятельностью Предприятий В Розничной Торговле /; Бунеева. - Москва: Огни, 2017. - 108 c. -
Гарбузова В. Ф. Финансы и статистика / В.Ф. Гарбузова - М.: 2014. - 250с. -
Дробозиной Л.А., Финансы учебник для вузов: Финансы. 2014 г. -
Муравьев, А. И. Предпринимательство / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. - М.: Лань, 2018. - 696 c. -
Панибратов, А. Ю. Введение в бизнес / А.Ю. Панибратов. - М.: Издательство СПбГУ, 2017. - 188 c. -
Пелиха А.С., Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие, 2015 г. -
Родионовой В.М., Финансы. Учебник: Финансы и статистика, 2015 г. -
Финансы: учебник / Ю. С. Долганова, Н.Ю. Исакова, Н.А. Истомина [и др.]; под общ. ред. канд. экон. наук, доц. Н.Ю. Исаковой; Мин-во обр. и науки РФ. — Екатеринбур: Изд‑во Урал. ун‑та, 2019. — 336 с. -
Черняк, В. З. История предпринимательства / В.З. Черняк. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 608 c. -
Яковлев Г. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. 2014 г. -
Справочно-правовая система «Гарант», 2022 г.