Файл: 1 Определение психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1. Определение психологической готовности обучающихся к
действиям в опасной ситуации
Безопасность жизни является главной потребностью в жизни человека.
Сегодня, объективной реальностью стали: рост количества и масштабов аварий и катастроф, чрезвычайные ситуации техногенного характера, террористические акты, экстремистская деятельность. В связи с этим, важнейшей задачей государства становится развитие культуры безопасности и формирование безопасного поведения подрастающего поколения.
Неумение адекватно действовать, несформированные навыки правильного поведения в чрезвычайной ситуации стали недопустимы. Возрастает ответственность учителей, в частности преподавателей-организаторов ОБЖ, психологов школы, не только за высокий уровень знаний, умений, навыков, но и за умение все эти знания применить на практике, то есть в условиях угрозы своей жизни и здоровью. Для этого необходимо преподавателю- организатору ОБЖ, совместно с психологом школы разработать методы, приемы, технологии, которые будут направлены не только на развитие прикладных умений и навыков, но и на их совершенствование. Это поспособствует формированию психологической готовности к действиям в опасной ситуации.
Изучением проблем области обеспечения безопасности в опасных ситуациях занимались многие исследователи и ученые, например, К.В.
Сельченок, А.В. Гостюшин, А.А. Осипова, А.Е. Тарас, А.П. Назаретян , И.Г.
Малкина-Пых и др. Рад отечественных ученых (В.Н. Мошкина, Л.В.
Сорокиной А.В. Шигаева, Н.В. Елисеевой, В.В. Даниловой, В.А. Сидоркина и др.) занимались способами формирования у обучающихся готовности действовать в опасной ситуации.
Большое значение при действиях в опасной ситуации имеет морально – психологический фактор, который вызывает стрессы, психические расстройства. Но большего всего этот фактор отрицательно влияет на
психику человека. Происходит нарушение процесса мышления, послабление или полное отключение контроля над своим поведением, которое может привести к неоправданным и не предсказуемым последствиям.
У психологически неподготовленных людей в опасной ситуации появляется чувство страха, стремление убежать с места возникновениях ситуации, психологический шок, который выражается в оцепенении мышц.
Нервные процессы могут выражаться по-разному:

расширение зрачков;

нарушение дыхания;

учащенное сердцебиение;

бледнеет кожа;

холодный пот;

слабость мышц;

изменение тембра голоса или потеря речи;

смерть
[3].
Изучение влияния опасных факторов на психику человека привела к возникновению и активному развитию новой сферы психологической науки и практики, которая получила название «Экстремальная психология». Эта наука занимается изучением общих психологических закономерностей жизни и деятельности человека в измененных условиях существования. Основной задачей экстремальной психологии является улучшение или совершенствование психологической подготовки в ходе работы в несвойственных для человека в условиях существованиях, а также поиск способов защиты от воздействия психогенных факторов.
(Психология.
Словарь, 1990).
Понятия экстремальной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дипломной работы мы будем использовать следующие определения.
Экстремальная ситуация (от лат. extrеmus – крайний, критический) – внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно

воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.
Экстремальные ситуации (ЭС) ставят перед человеком большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможностей, они выходят за пределы обычного, «нормального» человеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.
Действия в экстремальной ситуации часто имеют решающее значение для успеха. Они – пик профессионализма и подготовленности человека к реалиям жизни. В последние десятилетия происходит рост экстремальности в жизни и деятельности практически всех граждан, что повышает значение их экстремальной подготовленности [26].
Существуют следующие опасные ситуации по источнику происхождения (Рисунок 1).
Рисунок 1. Опасные ситуации
Рассмотрим каждую из ситуаций отдельно. Опасные ситуации техногенного характера связаны чаще всего с деятельностью человека. К ним
можно отнести аварии и катастрофы на транспорте, пожары, взрывы или угроза взрыва, аварии связанные с выбросом химических, биологических и радиоактивных веществ, а также разрушение зданий и сооружений.
Опасные ситуации природного характера уже не зависят от деятельности человека. Они возникают в результате стихийных бедствий, такие как, землетрясения, ураганы, бури, смерчи. То есть, это ситуации, которые вызваны естественными причинами.
Опасности социально-биологического характеры вызваны массовыми заболеваниями людей различными инфекционными заболеваниями
(эпидемии).
Опасности социального характера возникают в результате нарушения людьми правил общественной безопасности, которые угрожают жизни и здоровью других людей. К этим опасностям можно отнести: терроризм, массовые общественные беспорядки, кража, грабеж и др.
В последнее время происходят много опасных ситуаций. И поведение человека невозможно предугадать, так как могут возникнуть различные негативные психические реакции, для которых характерны стресс или острые эмоциональные переживания.
Что же такое опасная или экстремальная ситуация? Экстремальная ситуация – это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, природного явления или катастрофы, повлекшая за собой человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью или окружающей среде, а также материального ущерба.
Экстремальные ситуации подразделяются на:

экстремальные ситуации техногенного характера (пожары, взрывы, транспортные аварии с выбросом различных веществ, в том числе аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, обрушение зданий и сооружений);



экстремальные ситуации природного характера (аварии, которые происходят в результате геофизических процессов (землетрясения, цунами, ураганы, бури, смерчи);

экстремальные ситуации социального характера ( алкоголизм, наркомания, токсикомания, общественные беспорядки, террористические акты).
В опасных ситуациях существует два вида психологических реакций
(Рисунок 2). Обе эти реакции в какой-либо ситуации могут способствовать либо успеху в действии в этой ситуации, либо наоборот, ухудшить.
Рисунок 2. Виды психологических реакций
Для успеха в действии в опасной ситуации необходима психологическая подготовка, а если этой подготовки нет, то можно совершить необдуманные действия, возникновение неадекватных психических состояний (потеря бдительности или неоправданные страхи)
[27].

У подготовленного к решению задач человека, экстремальные факторы оказывают положительное влияние. Они способствуют активизации сил, усилению чувства долга, решимости и ответственности, побуждают внутренний подъем, повышается энергичность и активность, бдительность и внимательность, наблюдательность и быстрая реакция, а так же готовность к любым неожиданностям. Качество действий становится выше по сравнению с нормой. (3).
Понятие психологической готовности понимается как «состояние активизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия».
Понятие психологической готовности включает в себя несколько компонентов:

знания, умения и навыки, необходимые для успешного задач в случае возникновения опасной ситуации;

готовность обучающихся реализовать имеющиеся знания в случае возникновения опасной ситуации;

решимость и готовность совершить необходимое действие в случае возникновения опасной ситуации. (21)
Определение последовательности и нахождение способов решения выполнения задачи, осознание и понимание ответственности, а также желание добиться успеха являются психологическими предпосылками формирования готовности обучающихся действовать в опасной ситуации.
Отсутствие плана действий, желания использовать по максимуму имеющиеся знания, негативное и пассивное отношение к учебе, наоборот, блокируют формирование психологической готовности действовать в опасной ситуации.
Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.
Л.А. Сорокина (2010) определяет понятия «готовность к безопасному поведению «как свойство личности, характеризующееся направленностью на обеспечение личной и общественной безопасности и позволяющее

эффективно (адекватно) взаимодействовать с опасными ситуациями, возникающими в повседневной жизни». [29]
Исследование Л.В. Сорокиной (2006) направлено на формирование у обучающихся готовности к обеспечению собственной безопасности, под которой следует понимать «
интегративное личностное образование, системообразующее компоненты, показатели которых свидетельствуют о теоретической осведомленности и практических возможностях обучающихся к решительным действиям по обеспечению безопасности жизнедеятельности»[30].
А.В. Шигаев (2004) и Н.В. Елисеева (2007), исследуя готовность обучающихся к эффективным действиям в опасных ситуациях, определяют данную категорию через совокупность специальных знаний, прикладных умений и навыков, мотивационных и психологических качеств личности, в единстве обеспечивающих активное противодействие экстремальным условиям жизни.
В.В. Данилова (2008) подразделяет готовность к действиям в опасной ситуации на два уровня (Рисунок 3)
По мнению В.А. Сидоркина (2008), психологическая готовность проявляется как целостное состояние личности, активную социальную
позицию при возникновении опасной ситуации, которая выражается в следующем:

защита не только своей жизни, но и жизни других людей;

умение заблаговременно предвидеть опасную ситуацию;

применение полученных знаний в повседневной жизни, чтобы не позволить возникнуть опасной ситуации;

проявление активной гражданской позиции, делиться опытом, быть примером для окружающих;

контроль над собственным эмоциональным состоянием в опасной ситуации, в основу которого входят знания, полученные в ходе изучения способов действовать в опасной ситуации.
В.Н. Мошкин (2004) в составе готовности учащихся к обеспечению безопасности жизнедеятельности выделяет следующие составляющие:

умение прогнозировать, преодолевать и ликвидировать последствия опасных ситуаций;

использование различных средств обеспечения безопасности
(правовые, физические, интеллектуальные, информационные, политические, экономические и др.)

использование знаний и умений для обеспечения безопасности, а также использовать приемы самоконтроля над поведением;
качества личности: сила воли, смелость, выносливость, осторожность в действии в опасной ситуации, готовность к риску и др.
[20].
Необходимо отметить, что указанные авторы рассматривают психологическую готовность обучающихся к деятельности в опасных ситуациях, в частности, техногенного и природного характера. Также эти подходы можно использовать к опасностям социального характера, однако необходимо учитывать, что это направление имеет свои особенности и специфику, которые происходят в результате действий человека или социальной группы.


Состояние психологической готовности учащихся к деятельности в опасных условиях определяется прежде всего способностью человека к эмоциональной изоляции всего внеконтекстуального, а после этого – привыканием (адаптацией) к обстановке. Считается, что человек не может совершить ни одного действия, предварительно не пережив его эмоционально. Благодаря этому человек каждый раз как бы внутренне воспроизводит тот вид деятельности, который ему предстоит выполнить. Но именно эти переживания и оказываются самой уязвимой частью способности человека осуществлять сложные виды деятельности в наибольшей степени подвергаются отрицательному воздействию эмоционального стресса.
Исходя из этого, можно уточнить психологическую роль эмоционального стресса. Если предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет как бы дистанционно оценить условия протекания планируемой деятельности (состояние временной готовности), то эмоциональный стресс выступает в опасных условиях в виде фактора, разрушающего это предварительное «эмоциональное планирование» (т. е. состояние временной готовности) и, следовательно, всю схему предстоящей деятельности (т. е. долговременной готовности) [27].
Таким образом, состояние психологической готовности учащихся имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, мотивационных и волевых качеств личности и их соотношении с внешними условиями.
Подводя итог сказанному, мы можем говорить о готовности человека к действиям в опасных условиях, как интегральной характеристики – совокупности знаний, необходимых способов действий, мотивационных и волевых качеств личности, действиям снижающих воздействие опасных факторов.

1.2.
Психолого-педагогические
основы
формирования
психологической готовности обучающихся к действиям в опасных
ситуациях
В настоящее время безопасность жизнедеятельности является одной из главных проблем человечества. В любое время и в любом месте, каждый человек, независимо от возраста может оказаться в опасной ситуации или стать ее свидетелем. Именно поэтому формирование психологической подготовки обучающихся становится важнейшей задачей учителя, в частности преподавателя-организатора ОБЖ. Отсутствие знаний основных действий в опасной ситуации и навыков безопасного поведения в повседневной жизни стало неприемлемым.
Теоретический анализ причин и условия возникновения опасных ситуаций, травм, стрессов у обучающихся требует пересмотреть содержание образования и формы обучения, чтобы педагог смог должным образом передать необходимые знания в процессе формирования психологической готовности. Необходимо ориентировать образование на учителя и обучающихся, на их всесторонне развитие и формирование бережного отношения к своему здоровью, разработку новых педагогических технологий, которые способны обеспечить высокое качество подготовки обучающихся в процессе преодоления стрессовых ситуаций. Для учителя важно не просто передать имеющиеся знания о действиях в опасной ситуации, но и научить обучающихся эти знания применить в случае возникновения опасности.
Для того чтобы определить педагогические условия формирования психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации необходимо учитывать, что безопасное поведение является составной частью индивидуального поведения обучающихся, и это поведение подвержено воздействию внутренних и внешних факторов. Для определения взаимосвязи внешних и внутренних факторов на итог подготовки обучающихся к