Файл: 1 Определение психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе учебной деятельности по формированию готовности обучающихся действовать в опасной ситуации целесообразно использовать следующие методы обучения: рассказ, лекция, беседа, метод анализа конкретных ситуаций, практический, ситуационный и другие.
При помощи рассказа можно усвоить не только различные сведения или факты, но и обучить детей правильно и логично излагать материал.
Использование метода объяснения применятся в случае объяснения теоретического материала, также после объяснения можно использовать какие-либо задачи. Более эффективным методом обучения является лекции, потому что можно дать обучающимся какую-то проблемную ситуацию, которая позволит вовлечь детей в поиск решения этой проблемы.
При помощи беседы учитель ставит перед обучающимися четко продуманные вопросы и при помощи них подводит к пониманию учебного материала или проверяет уже раннее изученный материал.
Метод анализа конкретных ситуаций, чаще всего такой метод называется кейс-метод. Этот метод заключается в том, что в классе обучающиеся обсуждают и решают реальные проблемные ситуации в рабочих группах, которые получили из практики. Преимущество этого метода в том, что в процессе обсуждения и решения определенных ситуаций обучающиеся часто проводят сходства с реальными ситуациями, т.е. они полагаются на свой собственный опыт, используя при этом те знания и навыки, которые они приобрели во время своего обучения. Главное преимущество метода в том, что обучающиеся не только приобретают необходимые теоретические знания, но и учатся применять их на практике.
Для качественного изучения материала необходимо использовать такие методы обучения, которые будут оказывать действие на визуализацию сознания детей, чтобы обучающиеся имели представление о протекании различных процессов.
Одним из таких методов является иллюстрация, основной функцией которой является графическое воспроизведение объекта, формы, структуры
явления или события. В качестве иллюстраций необходимо использовать наглядные пособия, такие как рисунки, манекены, макеты, фильмы и видеоролики, литературные, научные и музыкальные произведения, схемы, таблицы, карты, плакаты и т. д. При помощи этого метода происходит понимание действий учителя, техники или каких-либо приборов. Для метода демонстрации наиболее эффективнее показывать показ самим учителем, либо использовать мультимедийные презентации.
Для формирования у обучающихся практических умений необходимо использовать метод упражнений. Этот метод необходимо использовать, когда обучающиеся изучили теоретический материал, но строго под руководством учителя. Чтобы успешно использовать метод упражнений важно соблюдать следующие условия:
обученность учителя, в частности преподавателя-организатора
ОБЖ;
побуждение у обучающихся осознанного выполнения упражнений, путем систематичности, последовательности, а также повышение уровня сложности;
повышение самостоятельности обучающихся путем отработки действий;
формирование навыков самоконтроля и оценки своих действий;
повышение активности и интереса у обучающихся.
В процессе учебной деятельности наибольшее количество знаний обучающие запоминают при помощи практического метода обучения. Для применения этого метода необходимо соблюдать следующие условия:
использование плана проведения занятия, в котором четко определены цели и задачи урока;
использование материально-технического обеспечения;
в случае некорректного выполнения задания обучающимися, оказать помощь;
проведение инструктажа о порядке работы и мерах безопасности;
Для формирования у обучающихся практических умений необходимо использовать метод упражнений. Этот метод необходимо использовать, когда обучающиеся изучили теоретический материал, но строго под руководством учителя. Чтобы успешно использовать метод упражнений важно соблюдать следующие условия:
обученность учителя, в частности преподавателя-организатора
ОБЖ;
побуждение у обучающихся осознанного выполнения упражнений, путем систематичности, последовательности, а также повышение уровня сложности;
повышение самостоятельности обучающихся путем отработки действий;
формирование навыков самоконтроля и оценки своих действий;
повышение активности и интереса у обучающихся.
В процессе учебной деятельности наибольшее количество знаний обучающие запоминают при помощи практического метода обучения. Для применения этого метода необходимо соблюдать следующие условия:
использование плана проведения занятия, в котором четко определены цели и задачи урока;
использование материально-технического обеспечения;
в случае некорректного выполнения задания обучающимися, оказать помощь;
проведение инструктажа о порядке работы и мерах безопасности;
по окончании работы провести оценку действий обучающихся;
При формировании психологической подготовки обучающихся к действиям в опасной ситуации рекомендуется использовать метод самостоятельной работы обучающихся. Этот метод позволяет закрепить качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках, а также отработать способы действий в случае возникновения опасной ситуации. В процессе самостоятельной работы можно использовать информационно- коммуникационные технологии, изучение какой-либо литературы, а также отработка приемов действий.
Положительное влияние мыслительную деятельность оказывает метод ситуационного обучения, которое заключается в разборе опасных ситуаций, которые уже произошли или могут произойти. Результатом данного метода является приобретение и пополнение знаний в ходе рассмотрения ошибок и нарушений участников опасной ситуации. То есть обучающимся необходимо научиться предвидеть опасности, давать им оценку, прогнозировать их развитие, а также принимать быстрые решения и правильно подбирать последовательность действий. Это необходимо для того, чтобы снизить тяжесть последствий опасной ситуации.
Для того, чтобы провести занятие с использованием метода ситуационного обучения для начала необходимо придумать какой-либо сюжет, который будет соответствовать теме урока, а также выбрать эффективный способ представления этой ситуации обучающимся. Сюжетом могут служить различные публикации, аудио и видеозаписи, привлечь очевидца опасной ситуации и т.д. После того как выбран сюжет, необходимо придумать задания, которые будут способствовать решению ситуационной задачи. Такой метод помогает обучающимся приобретать знания, учить не допускать ошибок и неправильных решений в опасной ситуации.
При выборе методов обучения необходимо руководствоваться дидактическим принципом их оптимального сочетания в процессе обучения.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени школьников.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
На сегодняшний день самые частые опасными ситуациями являются дорожно-транспортные происшествия, терроризм, пожарная безопасность, экстремальные ситуации. Даже в, казалось бы, самых безвыходных ситуациях правильно выбранные действия могут спасти жизнь. Конечно, если человеку грозит опасность, у него сработает инстинкт самосохранения и он попытается спасти себя любым способом. Однако, движимый этим инстинктом, он часто выходит из себя. Психологи установили, что дети в силу возрастных психологических особенностей не всегда способны правильно оценивать меняющиеся обстоятельства и склонны переоценивать собственные возможности. Организм ребенка находится в формирующемся состоянии. Многие процессы подвижны и нестабильны. В результате дети и взрослые по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. ЧÐ