Файл: 1 Определение психологической готовности обучающихся к действиям в опасной ситуации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
действиям в опасной ситуации, учитель должен обладать некоторыми педагогическими условиями:
профессионально-педагогическая компетенция по обучению обучающихся правилам действия в опасной ситуации;
использование личного опыта безопасного поведения и преодоление стрессовых ситуаций;
создание ситуационных задач, которые направлены на освоение обучающимися приемами преодоления стрессовых ситуаций.
Профилактическая психологическая помощь является эффективным средством предотвращения негативного влияния тяжелой травмы на психическое здоровье людей, в том числе детей, которые более уязвимы к стрессу в опасных ситуациях. Поэтому готовность учителя правильно донести до учащихся информацию, которая будет способствовать выработке устойчивости к стрессовым ситуациям, является важным аспектом их всесторонней педагогической способности (3).
У неподготовленных морально и не закаленных людей возникает чувство страха, стремление убежать из опасных мест, у некоторых - психологические потрясения и онемение мышц. В этот момент нарушаются нормальные мыслительные процессы, снижается или полностью утрачивается сознательный контроль над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Известны даже случаи внезапного и сильного страха смерти из-за острого поражения сердечно-сосудистой системы
(8).
В рамках системы условий обучения для подготовки обучающихся к стрессовым ситуациям, принят ряд мероприятий, направленных на обучение защите от негативных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и их последствий, оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. Подготовка школьников по вопросам защиты от возможных опасностей и угроз проводится заблаговременно, в рамках обучения основам здоровья, безопасности жизнедеятельности и соответствующих разделов программы
профессионально-педагогическая компетенция по обучению обучающихся правилам действия в опасной ситуации;
использование личного опыта безопасного поведения и преодоление стрессовых ситуаций;
создание ситуационных задач, которые направлены на освоение обучающимися приемами преодоления стрессовых ситуаций.
Профилактическая психологическая помощь является эффективным средством предотвращения негативного влияния тяжелой травмы на психическое здоровье людей, в том числе детей, которые более уязвимы к стрессу в опасных ситуациях. Поэтому готовность учителя правильно донести до учащихся информацию, которая будет способствовать выработке устойчивости к стрессовым ситуациям, является важным аспектом их всесторонней педагогической способности (3).
У неподготовленных морально и не закаленных людей возникает чувство страха, стремление убежать из опасных мест, у некоторых - психологические потрясения и онемение мышц. В этот момент нарушаются нормальные мыслительные процессы, снижается или полностью утрачивается сознательный контроль над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Известны даже случаи внезапного и сильного страха смерти из-за острого поражения сердечно-сосудистой системы
(8).
В рамках системы условий обучения для подготовки обучающихся к стрессовым ситуациям, принят ряд мероприятий, направленных на обучение защите от негативных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и их последствий, оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. Подготовка школьников по вопросам защиты от возможных опасностей и угроз проводится заблаговременно, в рамках обучения основам здоровья, безопасности жизнедеятельности и соответствующих разделов программы
подготовки допризывников, должна быть предусмотрена в учебных планах и программах средних общеобразовательных учреждений.
Обучение гражданской обороне и безопасности жизнедеятельности — это плановый процесс, предназначенный для приобретения знаний и опыта, помогающих скорректировать отношение обучающихся к собственной безопасности и окружающей среде, а также для развития практических навыков самозащиты перед лицом нарастающего психологического стресса в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, раннее осознание и обучение тому, как дети ведут себя в чрезвычайных ситуациях, составляют основу их готовности, тем самым снижая уровень стресса обучающихся.
Конечно, многочисленные исследования психологов и педагогов лишь подтвердили важность обучения действиям обучающихся образовательных учреждений в экстренных ситуациях, однако исследователи часто упускали из виду физические последствия совладения со стрессом. При обучении не только в рамках отдельных дисциплин, но и на внеклассных занятиях обучающиеся должны быть максимально подготовлены к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе социальных
[6].
При отсутствии в образовательных учреждениях профессиональных психологов, педагог несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь детей, которых он обучает и воспитывает, давая им возможность психологически правильно интерпретировать и понимать происходящее в любой крайней необходимости. Учителям важно не только хорошо понимать, что делать в чрезвычайных ситуациях, но и быть готовыми действовать в таких ситуациях (7).
Вопросы безопасности можно решать с помощью подхода ситуационного моделирования чрезвычайных ситуаций, направленного на развитие психологической качеств личности, экологическую направленность, стрессоустойчивость, саморегуляцию, организованность.
Чтобы избежать отрицательного воздействия стресса на обучающихся в ходе опасной ситуации, возможно использование методов экстремальной
Обучение гражданской обороне и безопасности жизнедеятельности — это плановый процесс, предназначенный для приобретения знаний и опыта, помогающих скорректировать отношение обучающихся к собственной безопасности и окружающей среде, а также для развития практических навыков самозащиты перед лицом нарастающего психологического стресса в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, раннее осознание и обучение тому, как дети ведут себя в чрезвычайных ситуациях, составляют основу их готовности, тем самым снижая уровень стресса обучающихся.
Конечно, многочисленные исследования психологов и педагогов лишь подтвердили важность обучения действиям обучающихся образовательных учреждений в экстренных ситуациях, однако исследователи часто упускали из виду физические последствия совладения со стрессом. При обучении не только в рамках отдельных дисциплин, но и на внеклассных занятиях обучающиеся должны быть максимально подготовлены к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе социальных
[6].
При отсутствии в образовательных учреждениях профессиональных психологов, педагог несет ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь детей, которых он обучает и воспитывает, давая им возможность психологически правильно интерпретировать и понимать происходящее в любой крайней необходимости. Учителям важно не только хорошо понимать, что делать в чрезвычайных ситуациях, но и быть готовыми действовать в таких ситуациях (7).
Вопросы безопасности можно решать с помощью подхода ситуационного моделирования чрезвычайных ситуаций, направленного на развитие психологической качеств личности, экологическую направленность, стрессоустойчивость, саморегуляцию, организованность.
Чтобы избежать отрицательного воздействия стресса на обучающихся в ходе опасной ситуации, возможно использование методов экстремальной
подготовки, которая будет являться залогом успеха действии в этой опасной ситуации. Специальная экстремальная подготовка характеризуется морально-психологической подготовкой, экстремальной обучаемостью
(навыками и умениями), психологической подготовкой (психическая устойчивость, психологические качества), подготовкой к обеспечению личной безопасности и практическим опытом преодоления трудностей.
Общая экстремальная подготовленность заключается Рисунок 4.
Рисунок 4. Общая экстремальная подготовленность
Таким образом, знание обучающегося о стрессе и изучение проявлений, сами по себе оказали положительное влияние на психологическую устойчивость в чрезвычайных ситуациях.
Психическое состояние человека – это признак, отражающий его общее положение относительно координирующих объектов окружающей среды. Он принимает форму регуляторной функции адаптации человека в среде и приспособления к этой среде, влияя на способность воспринимать окружающую среду, реагировать на происходящие события, оценивать ситуации, принимать правильные решения, выполнять решения [4].
(навыками и умениями), психологической подготовкой (психическая устойчивость, психологические качества), подготовкой к обеспечению личной безопасности и практическим опытом преодоления трудностей.
Общая экстремальная подготовленность заключается Рисунок 4.
Рисунок 4. Общая экстремальная подготовленность
Таким образом, знание обучающегося о стрессе и изучение проявлений, сами по себе оказали положительное влияние на психологическую устойчивость в чрезвычайных ситуациях.
Психическое состояние человека – это признак, отражающий его общее положение относительно координирующих объектов окружающей среды. Он принимает форму регуляторной функции адаптации человека в среде и приспособления к этой среде, влияя на способность воспринимать окружающую среду, реагировать на происходящие события, оценивать ситуации, принимать правильные решения, выполнять решения [4].
Хорошая подготовка позволяет действовать исходя из специфики ситуации, а плохая подготовка может привести к некачественным или неудобным решениям, необдуманным действиям, использованию неподходящих приемов, возникновению эмоциональных состояний
(например, потеря бдительности или необоснованный страх) и т. д. (7)
В некоторых случаях, поведение психологически неподготовленного человека в опасной ситуации, может иметь, наоборот, положительный характер. Происходит активизация сил и возможностей, повышается ответственность, решительность, стимулирует внутренний подъем, повышение бдительности, внимание, наблюдательной, активная работа мозга, быстрые реакции. Качество действий заметно повышается по сравнению с нормой [2].
Психологическая приспособленность обучающихся к действиям в опасных ситуациях в большей степени зависит от их индивидуально- психологическими особенностями (способность быстро адаптироваться в опасной ситуации, сконцентрироваться на качественном выполнении работы).
В связи с этим необходимо развивать у детей такие качества, как эмоциональная устойчивость, целеустремленность, лидерство и др., которые помогут обеспечить в будущем безопасность в повседневной жизни и в условиях опасной ситуации. Также огромную роль в преодолении опасности играет такое качество, как сила воли. Сила воли – это сознательная регуляция своего поведения и деятельности, которая связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий. Психологическая подготовка обучающихся к действиям в опасной ситуациям зависит, с одной стороны, от их способности эмоционально понять какая ситуация произошла, а с другой стороны, от привыкания (адаптации) к окружающей среде. Считается, что человек не может совершить ни одного действия, предварительно не прочувствовав его эмоционально.
Для обучения психологической готовности обучающихся действовать в опасной ситуации целесообразно использовать инновационные методы обучения.
«Инновационные методы обучения – это методы обучения, предполагающие новый режим взаимодействия «учитель-ученик» и некоторые нововведения в практической деятельности в процессе освоения учебного материала». Выделяют два типа «нового»: «чисто новое» - то есть то, что создано впервые, находится на этапе открытия и «новое», которое подразумевает под собой смысл старого, но с некоторым добавлением нового.
Существует типология инновация в обучении (Рисунок 5).
Рисунок 5. Типология инноваций.
Характеристиками инновационного обучения являются: открытость будущему; открытость будущему; стойкие различия, то есть несбалансированность системы, в частности самого человека; ориентация на индивидуальность, ее развитие; обязательное наличие креативных элементов; товарищество: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и др.
Все инновации в психологической подготовке обучающихся сходятся воедино: вера в безграничный человеческий потенциал; методы обучения, направленные на понимание реальности системы; стимулирование нелинейного мышления; радость и успех педагогики; концепция учитель- ученик, в процессе которой сам учитель обучается и учится с обучающимся.
Инновационная методология обучения основана на личностно- ориентированном подходе.
Жизненный опыт важен для выработки готовности к деятельности в опасных ситуациях. Личностный опыт проявляется в выборе моделей поведения при взаимодействии с опасными ситуациями, принятии на себя ответственности за свои действия, целенаправленных усилиях по достижению целей, творческом разрешении экстремальных ситуаций, осмыслении собственного поведения.
В то же время следует отметить, что положительный опыт может еще больше снизить накал негативных эмоций, нормализовать психическое состояние и повысить уверенность в себе.
Поэтому прогресс цивилизации, непрерывный технический прогресс и интенсивное развитие информационных систем не гарантируют безопасность от стихийных бедствий, тяжелых заболеваний и других высокоинтенсивных стрессоров, серьезно угрожающих физическому и психическому здоровью человека.
Системное понимание природы этих нарушений и различий в действии тех или иных стрессоров, особенно при учете нескольких одновременно действующих факторов, открывает новые возможности для применения новых подходов к психолого-педагогической подготовке обучающихся.
Правильная оценка возможных психологических последствий может дать обучающимся надежду принять то, что происходит внутри них, и активировать социальную поддержку и самодостаточность, чтобы уйти от стрессовой ситуации. Поскольку готовность к действию в экстремальных ситуациях определяется совокупностью знаний, умений, способов действия,
мотивационных качеств и воли личности, их обучение должно проходить в рамках психологической подготовки обучающихся.
1.3. Содержание
работы
по
психологической
подготовке
обучающихся к действиям в опасных ситуациях
В настоящее время психологическая готовность действовать в опасных ситуациях должна занять особое место в системе ценностей человека. В основе этой ценности лежит потребность человека в безопасности и ее развитие является одной из фундаментальных задач образования. Цель формирования этой потребности состоит в том, чтобы каждый осознал важность способности предвидеть опасность, исходящую от любой деятельности, избегать ее, насколько это возможно, и, когда это неизбежно, активировать свои психические и физические состояния, чтобы уменьшить их негативные последствия. Готовность человека действовать в опасных ситуациях – это как раз и есть готовность безопасно действовать в опасных и аварийных ситуациях.
Эта подготовка является результатом целенаправленного образовательного процесса.
Рис.6 Структура психологической готовности
1.3. Содержание
работы
по
психологической
подготовке
обучающихся к действиям в опасных ситуациях
В настоящее время психологическая готовность действовать в опасных ситуациях должна занять особое место в системе ценностей человека. В основе этой ценности лежит потребность человека в безопасности и ее развитие является одной из фундаментальных задач образования. Цель формирования этой потребности состоит в том, чтобы каждый осознал важность способности предвидеть опасность, исходящую от любой деятельности, избегать ее, насколько это возможно, и, когда это неизбежно, активировать свои психические и физические состояния, чтобы уменьшить их негативные последствия. Готовность человека действовать в опасных ситуациях – это как раз и есть готовность безопасно действовать в опасных и аварийных ситуациях.
Эта подготовка является результатом целенаправленного образовательного процесса.
Рис.6 Структура психологической готовности
Структура психологической готовности школьников к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях включает в себя мотивационно- ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты, которые состоят из следующих критериев (Рисунок 6).
Защитная деятельность, которая объединяет общественные и частные интересы, является связующей между этими составляющими.Отношения, складывающиеся в ходе этой деятельности, развивают физическую и духовную сферы человека, формируют ее эталоны, нормы поведения и ценностные ориентации.
Поэтому деятельностный и компетентностный подход является основным условием формирования готовности школьников к безопасным действиям в опасных ситуациях. Они обеспечивают программную ориентацию на цели образовательного процесса, уделяя особое внимание тому, чтобы полученные учащимися знания и умения применялись, отрабатывались и закреплялись на практике. В этом смысле очень важны очные и внеклассные мероприятия в школах.
В процессе урочной и внеурочной деятельности необходимо формировать в сознании у школьников обостренное чувство личной и коллективной безопасности, прививать навыки в распознавании и оценке опасностей, а также безопасного поведения в опасных и ЧС дома, в школе, на улице. Активно способствовать становлению у них основ культуры
безопасности.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения граждан страны является общешкольной задачей, которая решается при изучении всех школьных предметов, но главная роль
принадлежит школьной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет различные метапредметные связи, поэтому, в совокупности с другими дисциплинами должен осуществлять некоторые функции (Рисунок 7).
Рис 6. Функции предмета «ОБЖ».
Для обучения предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо использовать рабочие программы, которые должны быть созданы согласно с примерными рабочими программы, созданными
Министерством Просвещения Российской Федерации. Например, рабочая программа под редакцией В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского создана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание рабочей программы содержит тот минимум, который необходим для усвоения обучающимися основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ней присутствуют
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет различные метапредметные связи, поэтому, в совокупности с другими дисциплинами должен осуществлять некоторые функции (Рисунок 7).
Рис 6. Функции предмета «ОБЖ».
Для обучения предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо использовать рабочие программы, которые должны быть созданы согласно с примерными рабочими программы, созданными
Министерством Просвещения Российской Федерации. Например, рабочая программа под редакцией В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского создана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание рабочей программы содержит тот минимум, который необходим для усвоения обучающимися основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ней присутствуют
такие разделы, как «Обеспечение безопасности в повседневной жизни»,
«Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», которые направлены на формирование готовности обучающимися правильно действовать в опасной ситуации. На изучение этих тем отводится следующее количество часов:
5 класс – 28 часов;
8 класс – 30 часов;
9 класс – 14 часов;
10 класс – 24 часа.
Основной функцией изучение программы является опора на личную безопасность в окружающей его действительности, вырабатывающейся в процессе приобретения навыков и умений, которые он сможет применить в случае возникновения угроз и опасностей. Федеральный закон от 28.12.2010
№390-ФЗ «О безопасности» ставит обеспечение личной безопасности на первое место. Поэтому необходимо, чтобы школьники научились правильно строить причинно-следственные связи и правильно оценивать обстановку в момент наступления опасности (Рисунок 8).
Рис 8. Оценка опасной ситуации
Особенностью учебного предмета ОБЖ является в следующем: необходимо не просто дать знания обучающихся по безопасности жизнедеятельности, но и научить их применять эти знания в повседневной жизни и в случае возникновения опасной ситуации. Обучающиеся должны правильно выполнять последовательность действий, а не просто давать описание действий. Предмет ОБЖ уникальный предмет, поэтому он способен своими формами и методами обучения сформировать знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности.
«Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», которые направлены на формирование готовности обучающимися правильно действовать в опасной ситуации. На изучение этих тем отводится следующее количество часов:
5 класс – 28 часов;
8 класс – 30 часов;
9 класс – 14 часов;
10 класс – 24 часа.
Основной функцией изучение программы является опора на личную безопасность в окружающей его действительности, вырабатывающейся в процессе приобретения навыков и умений, которые он сможет применить в случае возникновения угроз и опасностей. Федеральный закон от 28.12.2010
№390-ФЗ «О безопасности» ставит обеспечение личной безопасности на первое место. Поэтому необходимо, чтобы школьники научились правильно строить причинно-следственные связи и правильно оценивать обстановку в момент наступления опасности (Рисунок 8).
Рис 8. Оценка опасной ситуации
Особенностью учебного предмета ОБЖ является в следующем: необходимо не просто дать знания обучающихся по безопасности жизнедеятельности, но и научить их применять эти знания в повседневной жизни и в случае возникновения опасной ситуации. Обучающиеся должны правильно выполнять последовательность действий, а не просто давать описание действий. Предмет ОБЖ уникальный предмет, поэтому он способен своими формами и методами обучения сформировать знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности.