Файл: Программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;




    • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;




    • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для




  • самореализации;




    • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;




    • взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;




    • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;




    • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;




    • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,


5


Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»


школьного уклада;


  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;




  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;




  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;




  • проектирование образовательного процесса с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (сохранение прееемственности при переходе с одного уровня образования на другой):




  • на уровне начального общего образования: активизация системы учебных и познавательных мотивов младших школьников посредством приобщения к ближайшему социокультурному окружению; формирование умений принимать и реализовывать учебные задачи на национальном, региональном и этнокультурном материале мезоуровня;




  • на уровне основного общего образования: развитие способностей подростков к осуществлению взаимодействия и экспериментирования с миром национальных, региональных и этнокультурных отношений на мезоуровне; включение подростков в новые виды деятельности по освоению различных сторон социо- и этнокультурной жизни региона, обеспечивающие условия для его самооценки и саморефлексии



Принципы и подходы к формированию АОП
АОП ООО учитывает особенности психофизического развития учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 11 – 15 лет, их типологические и индивидуальные возможности, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, и определяет содержание и организацию образовательного процесса обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата на уровне основного общего образования.
В основу формирования АОП ООО положены общедидактические принципы, принципы организации коррекционно-развивающей работы. Среди общедидактических принципов ключевыми для формирования и реализации АОП ООО являлись:
- принцип развития обучающихся, который в рамках учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывает индивидуальные особенности обучающихся и предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;
- принцип деятельности, который обеспечивает активную позицию всех обучающихся в образовательном пространстве МКОУ Кыштовской СОШ №2;
- принцип преемственности и перспективности обучения, в соответствии с которым устанавливаются преемственные связи с дошкольным образованием, основным общим образованием;
- принцип целостности, который обеспечивается единством структуры учебников и единством подходов.
Ключевыми для формирования и реализации АОП ООО принципами организации коррекционно-развивающей работы с учащимися с НОДАвыступают:
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, при реализации которого программа коррекции развития учащихся должна быть направлена на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности учащегося;
6

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»



принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы


  • учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей при котором осуществлениеобщеобразовательных задач неразрывно связано с решением задач коррекционных;


принцип комплексного использования методов и приемов коррекционной деятельности,
при реализации которого необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей – дефектологов, воспитателей;
принцип взаимосвязи в работе специалистов - это необходимость взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов, таких как учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей-предметников, воспитателей, социального педагога МКОУ Кыштовской СОШ №2.
принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений.
принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приёмов их компенсации.
В основу разработки АОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП ООО для детей с НОДА предполагаетучет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественнойпсихологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА среднего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.


  • контексте разработки АОП основного общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:




    • признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности




  • эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;




    • признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности; воспитание и развитие качеств личности,


7

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»


отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;


  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;




  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;