Файл: Программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;




  • учѐт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;




  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;




  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарѐнных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


В основу формирования адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:


  • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);




  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;




  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;




  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его


на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

    • онтогенетический принцип;




    • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу среднего общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;




    • принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;





    • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности

  • нормативным поведением;




    • принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность


8

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»


обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;

  • принцип сотрудничества с семьей.




  • структуре АОП ООО выделено три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты


реализации АОП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования ивключает программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательногопроцесса, а также механизм реализации компонентов АОП ООО.
АОП ООО определяет общие подходы к организации урочной и внеурочной деятельности, учитывает запросы, потребности обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей), особенности образовательной системы, а также определяются особенностями сложившейся воспитательной системы школы, а также возможностями существующей системы дополнительного образования и социального пространства, в котором находится МКОУ Кыштовская СОШ №2. На основе анализа совокупности условий реализации АОП ООО в школе определена внутренняя оптимизационная модель внеурочной деятельности школьников с НОДА. Образовательная деятельность по АОП ООО организуется в соответствии с расписанием учебных занятий.


МКОУ Кыштовская СОШ №2, реализующая АОП ООО, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), как участников образовательных отношений с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в учреждении; с их правами и обязанностями в части формирования


  • реализации АОП ООО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательной организации.


Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми АОП ООО,
закрепляются в заключённом между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения АОП ООО.
1.1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных
нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация К.А. Семеновой, Е.М.Мастюковой и М.К.Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных

видов нарушения опорно - двигательного аппарата необходимо в большей степенидля

организации медико-социальной помощи этой категории детей.
Для организации психолого - педагогического сопровождения ребенка с НОДА в
образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая
оценка ее результативности, МКОУ Кыштовская СОШ №2 опирается на
9

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»


типологию, которая носит педагогически ориентированный характер. В данной АОП ООО

предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных

способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Обучающаяся с НОДА нашей школы, это ребенок с нарушениями функций опорно-

двигательного аппарата, передвигающаяся самостоятельно с применением специальных

средств, имеющая нормальное психическое развитие и разборчивую речь.

1.1.3. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:


  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;




  • требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;




  • необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;




  • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка;




  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;




  • специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;




  • коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);




  • следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;




  • необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации.


Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на занятиях, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно- педагогическую помощь.
АОП ООО для детей с НОДА может быть реализована в разных формах, но в соответствии с решением врачебной комиссии и на основании заявления законных представителей обучающегося обучение ребенка в 2017-18 учебном году будет организовано на дому. Для этой группы обучающихся при обучении на дому необходимо обеспечение индивидуально адаптированным рабочим местом. Впоследствии законные представители обучающегося имеют право изменить форму обучения, а также на основании рекомендаций ПМПК могут изменить и вариант АОП или отказаться от обучения по АОП.