Файл: Дипломная работа на тему Конституционноправовой статус Верховного Суда Российской Федерации.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 576
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обязательные для исполнения нижестоящими судами указания.
В-третьих, персональный состав Верховного Суда РФ включает в себя Председателя, его заместителей и 170 членов, которые являются судьями Верховного Суда РФ. В соответствии с Регламентом Верховного Суда РФ в его составе действует несколько коллегий. Так, апелляционная коллегия действует в составе председателя, заместителя и 10 членов, избираемых из числа судей Верховного Суда. Все члены апелляционной коллегии избираются сроком на 5 лет. Также в составе Верховного Суда РФ действуют пять судебных коллегий: Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным
делам, Судебная коллегия по экономическим спорам, Судебная коллегия по делам военнослужащих. Каждая из указанных коллегий в рамках своей компетенции рассматривают дела по первой инстанции, отнесенные к подсудности Верховного Суда, обобщают судебную практику, рассматривают дела в качестве судов апелляционной и кассационной инстанции.
В-четвертых, касательно полномочий Верховного Суда РФ, то он обладает как полномочиями, непосредственно связанными с осуществлением правосудия, так и полномочиями, носящими сугубо субсидиарный по отношению к осуществлению правосудия характер. Среди полномочий Верховного Суда можно выделить: судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов, участие в формировании судейского корпуса; судебное нормотворчество, которое, по нашему мнению, отличается от законотворчества особой природой, поскольку появляется не по воле законодателя при наличии потребности в них, а обнаруживается в процессе
правоприменения неопределенной достаточно нормы, позволяющей правильно квалифицировать сущность правоотношения. Судебное нормотворчество имеет по отношению к основной функции судебной власти
– реализации правосудия, исключительно субсидиарный характер.
Несмотря на совершенствование законодательства, регламентирующего конституционно-правовой статус Верховного Суда, есть некоторые проблемы, затрудняющие эффективность реализации этим органом своих полномочий.
Во-первых, имеются проблемы в кассационном производстве, в виде
«двойной кассации» в судебных коллегиях Верховного Суда РФ. В связи с этим, в юридической литературе предлагается внести изменения в ряд конституционных законов, создать в системе судов общей юрисдикции окружные суды в качестве судов кассационной инстанции.
Во-вторых, имеются проблемы в надзорном производстве, где единственным органом является Президиум Верховного Суда РФ, который
просто не в состоянии рассмотреть все дела, переданные на рассмотрение в порядке надзора.
Таким образом, содержание правового статуса Верховного Суда РФ определяется его ролью и местом в судебной системе и системе органов государственной власти. С одной стороны, Верховный Суд РФ это такой же суд, с такой же компетенцией, что и суды, в общем, с другой стороны – функциональные особенности его деятельности связаны с руководящей ролью как государственного органа, дополнены надзорными полномочиями и полномочиями по даче разъяснений вопросов, возникающих в судебной практике.
Список используемой литературы Нормативные правовые акты:
14. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. 31.12.2017)
// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2924.
15. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6076.
19. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) "О статусе судей в Российской Федерации" // "Российская юстиция", N 11, 1995.
Специальная литература:
В-третьих, персональный состав Верховного Суда РФ включает в себя Председателя, его заместителей и 170 членов, которые являются судьями Верховного Суда РФ. В соответствии с Регламентом Верховного Суда РФ в его составе действует несколько коллегий. Так, апелляционная коллегия действует в составе председателя, заместителя и 10 членов, избираемых из числа судей Верховного Суда. Все члены апелляционной коллегии избираются сроком на 5 лет. Также в составе Верховного Суда РФ действуют пять судебных коллегий: Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным
делам, Судебная коллегия по экономическим спорам, Судебная коллегия по делам военнослужащих. Каждая из указанных коллегий в рамках своей компетенции рассматривают дела по первой инстанции, отнесенные к подсудности Верховного Суда, обобщают судебную практику, рассматривают дела в качестве судов апелляционной и кассационной инстанции.
В-четвертых, касательно полномочий Верховного Суда РФ, то он обладает как полномочиями, непосредственно связанными с осуществлением правосудия, так и полномочиями, носящими сугубо субсидиарный по отношению к осуществлению правосудия характер. Среди полномочий Верховного Суда можно выделить: судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов, участие в формировании судейского корпуса; судебное нормотворчество, которое, по нашему мнению, отличается от законотворчества особой природой, поскольку появляется не по воле законодателя при наличии потребности в них, а обнаруживается в процессе
правоприменения неопределенной достаточно нормы, позволяющей правильно квалифицировать сущность правоотношения. Судебное нормотворчество имеет по отношению к основной функции судебной власти
– реализации правосудия, исключительно субсидиарный характер.
Несмотря на совершенствование законодательства, регламентирующего конституционно-правовой статус Верховного Суда, есть некоторые проблемы, затрудняющие эффективность реализации этим органом своих полномочий.
Во-первых, имеются проблемы в кассационном производстве, в виде
«двойной кассации» в судебных коллегиях Верховного Суда РФ. В связи с этим, в юридической литературе предлагается внести изменения в ряд конституционных законов, создать в системе судов общей юрисдикции окружные суды в качестве судов кассационной инстанции.
Во-вторых, имеются проблемы в надзорном производстве, где единственным органом является Президиум Верховного Суда РФ, который
просто не в состоянии рассмотреть все дела, переданные на рассмотрение в порядке надзора.
Таким образом, содержание правового статуса Верховного Суда РФ определяется его ролью и местом в судебной системе и системе органов государственной власти. С одной стороны, Верховный Суд РФ это такой же суд, с такой же компетенцией, что и суды, в общем, с другой стороны – функциональные особенности его деятельности связаны с руководящей ролью как государственного органа, дополнены надзорными полномочиями и полномочиями по даче разъяснений вопросов, возникающих в судебной практике.
Список используемой литературы Нормативные правовые акты:
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). -
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Российская газета", N 27, 07.02.2014. -
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // "Российская газета", N 29, 11.02.2011. -
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // "Российская газета", N 3, 06.01.1997. -
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3170. -
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // "Парламентская газета", № 140- 141, 27.07.2002. -
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // "Российская газета", N 290, 30.12.2004. -
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301. -
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532. -
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 09.03.2015, № 10, ст. 1391. -
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3340. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // "Российская газета", № 256, 31.12.2001. -
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // "Российская газета", № 249, 22.12.2001.
14. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. 31.12.2017)
// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2924.
15. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6076.
-
Федеральный закон от 10.02.1999 N 30-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О финансировании судов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 15.02.1999, N 7, ст. 877. -
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.03.2002, N 11, ст. 1022. -
Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" // "Российская газета", N 167, 31.07.2017.
19. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) "О статусе судей в Российской Федерации" // "Российская юстиция", N 11, 1995.
-
"Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016) // "Бюллетень актов по судебной системе", N 2, февраль, 2013. -
Закон СССР от 16.08.1938 "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс». -
Закон СССР от 30 ноября 1979 г. "О Верховном Суде СССР" // Ведомости ВС СССР. 1979. N 49. Ст. 842. -
Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 31.10.1991, N 44, ст. 1435. -
"О порядке руководства судебными органами РСФСР". Пост. ВЦИК и СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1928. N 46. Ст. 343. -
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1958 г. "О порядке исполнения решений судов государств, с которыми СССР заключены договоры об оказании правовой помощи" (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. N 23. Ст. 345
Специальная литература:
-
Friedman L.M. Litigation and Society // Annual Review of Sociology. 1989. Vol. 15. -
Аванесян В.Р., Андреева С.В., Белякова Е.В. и др. Большая юридическая энциклопедия. М., 2005. -
Азаров В.В. Судебные акты как письменные доказательства в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 9. С. 7 - 13. -
Алексеев А.А. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. -
Анишина В.И. Постановления Пленумов высших судов Российской Федерации: правовая природа, место и роль в правовой системе // Российский судья. 2008. N 5. С. 1 - 6. -
Баглай М.В. Вступительная статья к кн.: Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999. -
Бурдина Е.В. Многофункциональность органов судейского сообщества как гарантия независимости судебной власти // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8. С. 188 - 193. -
Бычков А. Сила судебного акта // ЭЖ-Юрист. 2016. N 8. С. 13. -
Габассов В.Р. Конституционно-правовой статус Верховного Суда СССР на этапе сталинизма // История государства и права. 2015. N 24. С. 42 - 45. -
Габассов В.Р. О статусе и некоторых аспектах практики Верховного Суда СССР после принятия Конституции 1977 г. // История государства и права. 2015. N 11. С. 12 - 15. -
Гусев А.В. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации 15 лет // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 2 - 6. -
Демидов В.В. О роли и значении постановлений Пленума Верховного Суда РФ // БВС РФ. 1998. N 3. С. 21. -
Демидов В.В. О роли и значении постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 3. С. 22. -
Еремченко В., Яшина Н. Объединение ВС РФ и ВАС РФ: результат мог быть и хуже [Интервью с П.В. Хлюстовым] // ЭЖ-Юрист. 2016. N 11. С. 3. -
Жуйков В.М. О некоторых проблемах развития процессуального законодательства и законодательства о судоустройстве // Журнал российского права. 2017. N 8. С. 135 - 150. -
Жуйков В.М. Роль разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в обеспечении единства судебной практики и защиты