Файл: Дипломная работа на тему Конституционноправовой статус Верховного Суда Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 612

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.

Глава 1. Основные положения о Верховном Суде РФ

    1. История возникновения и развития Верховного Суда РФ



31 октября 1922 года высшим исполнительным органом власти Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом РСФСР в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР был учрежден Верховный Суд РСФСР, первое заседание которого состоялось 10 января 1923 г. На этом заседании был объявлен Приказ, определяющий состав Верховного Суда РСФСР, в который были включены: Президиум, пленарное заседание будущем Пленум), судебная и дисциплинарная коллегии, кассационные коллегии по уголовным и гражданским делам, военная и военно-транспортная коллегии, аппарат суда и другие структурные единицы. Каждая из судебных коллегий имела в составе двух помощников прокурора Верховного Суда, а военная и военно-транспортная – по одному. В качестве структурной единицы при Верховном Суде была создана следственная часть, состоявшая из следователей по важнейшим делам. Полномочия Президиума и Пленума охватывали рассмотрение, отмену, изменение приговоров решений судебных и кассационных инстанций самого Верховного Суда, так и других судов судебной системы, а также толкование судебной практики.

В дальнейшем, правовой статус, состав, полномочия Верховного Суда менялись неоднократно1. Например, в соответствии с Постановлением ВЦИК и
СНК РСФСР от 30 января 1928 года, Верховный Суд был отнесен к ведению Народного комиссариата юстиции, а его председатель по должности стал заместителем наркома, что отразилось на самостоятельности Суда. Осуществление единой судебной политики и толкование судебной практики остались в ведении Верховного Суда, но управление и указания нижестоящим судам допускались только с санкционирования Наркомата



1 Организация судебной деятельности: учебник / В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева, Г.Т. Ермошин и др.; под ред. В.В. Ершова. М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. 390 с.

юстиции2. Такое положение Верховного Суда было формально устранено только в 1938 году в связи с принятием Закона РСФСР о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г3. Тем не менее, и в дальнейшем Министерство юстиции имело полномочия по кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, которых его лишили только в 1996 году, когда был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»4, в ст.

1 которого был закреплен принцип независимости судебной власти:

«судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо

от законодательной и исполнительной властей».

Рассматривая конституционно-правовой статус Верховного Суда в исторической ретроспективе, стоит определиться с сущностью советского правосудия. В юридической литературе высказывается мнение о том, что основные оценки правового статуса и практической деятельности советских судов в основном негативные5. Часто судебную деятельность советского периода характеризуют как необъективную и предвзятую6, а сам суд называют не гарантом защиты прав человека, а средством государственного произвола7. Тем не менее, есть и положительные отклики, чьи авторы




2 порядке руководства судебными органами РСФСР". Пост. ВЦИК и СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1928. N

46. Ст. 343 (утратил силу).

3 Закон СССР от 16.08.1938 "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс».

4 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // "Российская газета", N 3, 06.01.1997.

5 Габассов В.Р. Конституционно-правовой статус Верховного Суда СССР на этапе сталинизма // История государства и права. 2015. N 24. С. 42 - 45.

6 Рустамов А. О качестве следствия и правосудия // Советская юстиция. 1990. N 2. С. 28. Цит. по: Колосовский В.В.. Теоретические проблемы квалификации уголовно-правовых деяний. М.: Статут, 2011. С. 116.

7 Крюков В.Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. М.: Норма, 2010. С. 40; Петрухин И.Л. Правосудие и законность // Советское государство и право. 1987. N 6. С. 74 - 83; Он же. Правосудие: время реформ. М.,
1991. С. 18 - 21.

отмечают, что судебная власть есть «своеобразный слепок состояния всей экономической, социальной и правовой системы отдельного государства на отдельном этапе его развития, отражения системы ценностей общества»8, а в качестве позитивных элементов выделяют воспитательную роль суда, достигшую большого успеха9.

Правовой статус Верховного Суда в 30-40 годы определялся в Конституции. Так, в ст. 102 Конституции СССР 1936 года указывалось, что

«правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами». В ст. 104 этого же акта на Верховный Суд возлагались полномочия по осуществлению надзора за судебной деятельностью всех органов судебной системы. Что касается статуса судей, то, по мнению большинства авторов, несмотря на декларирование самостоятельности и независимости судей в Конституции 1936 года, говорить о них самообман, поскольку в те годы существовало немало механизмов воздействия на судей10.

Обратимся к исследованию дальнейшего процесса развития конституционно-правового статуса Верховного Суда. В период Великой Отечественной Войны в введении Верховного Суда были не только дела, рассматриваемые им в качестве суда первой и второй инстанции, но и обобщение судебной практики,
внеплановые ревизии, оказание помощи в восстановлении судов на местах, повышение квалификации судей11.

В 1957 году был принят Закон «Об утверждении Положения о Верховном Суде СССР и о внесении изменений и дополнений в статьи 104 и

105 Конституции (Основного Закона) СССР», который внес изменения в



8 Малешин Д.Я. Гражданская процессуальная система России. М.: Статут, 2011. С. 56

9 Friedman L.M. Litigation and Society // Annual Review of Sociology. 1989. Vol. 15. P. 21

10 Колоколов Н.А. УПК РФ: ждут ли нас опасные перемены? // Мировой судья. 2008. N 12; 2009. N 1.

11 Краснов Ю.К., Потапова А.В., Воротынцева А.А. Суды СССР в годы Великой Отечественной войны // История государства и права. 2010. N 9. С. 13 - 18.

Конституцию и изменил компетенцию Верховного Суда, назвав его высшим судебным органом, на который был возложен надзор за судебной системой. Ст. 105 действовавшей тогда Конституции закрепила за Верховным Советом СССР полномочия по избранию Верховного Суда сроком на пять лет. Положение о Верховном Суде СССР более детально регламентировало правовой статус высшей судебной инстанции, возлагая в дополнении уже названной функции, правомочие на проверку применения нижестоящими судами советского законодательства и исполнения постановлений самого Верховного Суда. Кроме этого, Верховному Суду предоставили право законодательной инициативы и право на разрешение вопросов, вытекающих из международных договоров СССР о правовой помощи12