Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

201
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, когда происходит становление российского информационного общества, когда возникают новые отрасли россий- ского права, появляются и закрепляются ранее неизвестные отече- ственной правовой традиции юридические конструкции и категории, особую важность приобретают вопросы правового регулирования ин- формационных отношений, оборота информации и защиты ее конфи- денциальности.
Создание и формирование новой комплексной отрасли россий- ского права — информационного права позволяет России активнее входить в мировое информационное общество.
Создание современного информационного общества требует ре- шения задач формирования современной информационной сферы, обеспечивающей эффективное развитие средств массовой информа- ции, формирование информационных ресурсов, подготовки инфор- мационных продуктов, предоставления информационных услуг.
Создается единое информационное пространство страны, и оно ин- тегрируется в мировое информационное пространство. При этом контроль за федеральной системой связи и телекоммуникации оста- ется за государством. Утрата такого контроля на федеральном уров- не означает то же самое, что и разрушение единой энергетической, транспортной и иных систем жизнеобеспечения государства.
Современное информационное общество может формироваться и эффективно развиваться только в условиях правового государства, основанного на безусловном соблюдении, исполнении, использова- нии и применении закона. Роль права в жизни информационного общества становится определяющей, все его члены должны испол- нять нормы закона и разрешать возникающие споры цивилизован- ным способом на основе закона.

202
ПРАКТИКУМ
Практические задания
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Информация и информационное общество
В итоге студенту необходимо составить глоссарий понятий ин- формационного общества, основанный на изучении законов, регули- рующих информационные отношения.
Глава 2. Информационное право как отрасль права
По результатам изучения темы студенту необходимо составить сравнительную таблицу отраслей права:
Информа- ционное
Уголовное
Админи- стративное
Гражданское Трудовое
Предмет
Методы
Система
Объект
Принципы
Глава 3. Информационное право как наука
Студенту необходимо составить сравнительную таблицу мето- дов, используемых наукой информационного права с тремя смежны- ми правовыми науками.
Глава 4. Зарубежное информационное право
Студент проводит сравнительный анализ предмета, методов и объекта, с целью выявления особенностей, европейского информаци- онного права с англо-американским информационным правом.
Глава 5. Конституционные нормы в информационном праве
Студент осуществляет классификацию конституционных (ин- формационных) норм по двум-трем признакам.
Глава 6. Информационно-правовые нормы
Из Уголовного кодекса, Кодекса Российской Федерации об адми- нистративных правонарушениях студенту необходимо выписать ста- тьи, которые помимо основного объекта правонарушения предусма- тривают также в качестве дополнительного непосредственного объекта информационные отношения.

203
Глава 7. Правоотношения в информационной сфере: по-
нятие и классификация
Студенту необходимо выписать несколько признаков информа- ционных отношений.
Глава 8. Субъекты информационного права
Студент исследует особенности правоспособности коллективных субъектов информационных отношений.
Глава 9. Ответственность в информационном праве
Студент проводит сравнительный анализ административной и гражданско-правовой ответственности в информационной сфере.
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПРАВООТНОШЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ГОСУДАР-
СТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Глава 1. Информационные правоотношения в сфере мас-
совой информации и рекламы
Студент выписывает из законодательных актов требования, предъявляемые к средствам массовой информации.
Глава 2. Информационные правоотношения в сфере би-
блиотечного и архивного дела
Студент проводит анализ правоотношений частных библиотек и абонентов.
Глава 3. Информационные правоотношения в сфере регу-
лирования обращения информации ограниченного доступа
Студент изучает Федеральный закон «О персональных данных» и выписывает основные требования к обеспечению конфиденциаль- ности этих данных.
Глава 4. Информационные правоотношения в сфере обе-
спечения авторского права
Студент выписывает из Гражданского кодекса Российской Феде- рации основные требования по защите авторского права.
Глава 5. Информационные правоотношения в сфере обе-
спечения информационной безопасности
Студент выписывает из имеющихся законодательных актов (7-10 документов) сведения, содержащие ссылки на внутренние и внеш- ние источники угроз информационной безопасности.
Глава 6. Информационные технологии и информационно-
правовые системы
Студентам необходимо исследовать документы, устанавливаю- щие порядок реализации информационных технологий автоматизи-


204
рованной информационной системы и должностные инструкции об- служивающего персонала.
Глава 7. Организационно-правовое обеспечение автомати-
зированных информационных систем, баз и банков данных,
их сетей
Студенты по своему выбору рассматривают одну из систем пра- вового обеспечения и дают письменную характеристику системе.
Глава 8. Особенности информационных правоотношений
органов государственного и муниципального управления с
гражданами
Студент проводит сравнительный анализ информационных пра- воотношений граждан с федеральными органами власти и с муници- пальными органами власти.
Глава 9. Информационные правоотношения в сети Интер-
нет
Студент исследует российское законодательство в сфере Интер- нет и составляет перечень федеральных законов в этой сфере.

205
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Информация и информационное общество
1. Выберите модель информационного общества, существую-
щую в мире:
а) евро-азиатская;
б) китайская;
в) континентальная.
2. Какая из моделей информационного общества существует в
мире:
а) азиатская;
б) англо-американская;
в) южно-европейская.
3. Характерной особенностью современного периода развития
российского общества является:
а) интенсивное преобразование информационной сферы России;
б) развитие компьютерных сетей России;
в) интенсификация информационного обмена.
4. Понятие информации определено в Федеральном законе:
а) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
б) «Об информации, информатизации и защите информации»;
в) «Об информации и защите информации».
5. Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их пред-
ставления:
а) информация; б) персональные данные;
в) информационные данные.
6.
Организационный социально-экономический и научно-техни-
ческий процесс создания оптимальных условий для удовлетво-
рения информационных потребностей и реализации прав граж-
дан, органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, общественных объединений на

206
основе формирования и использования информационных ресур-
сов называется:
а) информатизация;
б) легализация;
в) коммуникация.
7. Зафиксированная на материальном носителе информация с
реквизитами, позволяющими ее идентифицировать:
а) информация на бумажном носителе;
б) документированная информация;
в) конфиденциальная информация.
8. Документированная информация, доступ к которой ограни-
чивается в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации:
а) секретная информация;
б) информация, зафиксированная на специальном носителе;
в) конфиденциальная информация.
9. Предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, ау-
диосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы:
а) газеты, журналы, телевидение;
б) средства информации, предназначенные для широкого потре- бления; в) массовая информация.
10. Отдельные документы и отдельные массивы документов,
документы и массивы документов в информационных систе-
мах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других ви-
дах информационных систем):
а) информационные ресурсы; б) массив документации, хранящийся в специальных помещениях;
в) информация, хранящаяся в органах государственной власти.
Глава 2. Информационное право как отрасль права
1. Возложение на участников общественных отношений юридиче-
ской обязанности действовать в полном соответствии с требо-
ваниями правовой нормы — это метод правового регулирования:
а) дозволение;
б) повеление;
в) запрет.


207
2. Возложение на участников общественных отношений юриди-
ческой обязанности воздержаться от совершения действий,
предусмотренных правовой нормой, — это метод правового ре-
гулирования:
а) дозволение;
б) повеление;
в) запрет.
3. Разрешение участникам общественных отношений совер-
шать те или иные юридически значимые действия, указанные в
правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по сво-
ему усмотрению — это метод правового регулирования:
а) дозволение;
б) повеление;
в) запрет.
4. Способы воздействия отрасли информационного права на ин-
формационные отношения — это:
а) методы гражданского права;
б) институт авторского права;
в) методы правового регулирования в информационном праве.
5. Информационное право использует для механизма правового
регулирования методы:
а) трудового права;
б) экологического права;
в) административного права.
6. К методам правового регулирования информационно-правовых
отношений можно отнести:
а) интегральные методы;
б) правовые методы;
в) методы запрета.
7. Свободное производство, распространение любой информа-
ции и запрещение производства и распространения информа-
ции, вредной и опасной для развития личности, общества, госу-
дарства, — это:
а) принцип информационного права;
б) особенности информационно-правовых отношений;
в) обеспечение информационной безопасности.

208
8. Отличительной особенностью информационного права является:
а) наличие особых объектов правоотношений, мало изученных или почти не изученных правовой наукой;
б) наличие особой информационной сферы;
в) правовое регулирование.
Глава 3. Информационное право как наука и учебная дис-
циплина
1. Метод системного подхода — это:
а) метод правового регулирования;
б) метод развития отрасли информационного права;
в) метод науки информационного права.
2. Метод сравнительно-правового исследования — это:
а) метод науки информационного права;
б) метод правого регулирования;
в) метод отрасли информационного права.
3. Информационное право — это:
а) институт гражданского права;
б) институт авторского права;
в) комплексная отрасль права.
4. Система охраняемых силой государства социальных норм и
отношений, возникающих в информационной сфере — сфере про-
изводства, преобразования и потребления информации, — это:
а) определение гражданского права;
б) определение авторского права;
в) определение информационного права.
5. «Программное право», «правовая информатика», «право ин-
форматики», «компьютерное право», «информационно-компью-
терное право» — это:
а) термины, входящие в информационное право;
б) термины авторского права;
в) комплексная отрасль права.
6. Метод, основанный на сопоставлении двух или более одно-
типных элементов информационного права с элементами иных
национальных правовых систем с целью выявления общих и от-
личительных характеристик таких элементов, — это:
а) метод правового сопоставления;


209
б) метод правового исследования национальной правовой системы;
в) метод сравнительного правового исследования.
7. Методы, активно применяющиеся для исследования системы
информационного права, описания структуры и элементов
этой системы, для описания поведения субъектов, — это:
а) методы алгоритмизации и моделирования;
б) методы систематического исследования;
в) методы структурного описания.
Глава 4. Зарубежное информационное право
1. Совет «Информационное общество» в Европе был создан в:
а) 1990 г.;
б) 1994 г.;
в) 1999 г.
2. Правительство США выпустило доклад с планами развития
национальной информационной инфраструктуры в:
а) 1990 г.;
б) 1993 г.;
в) 1995 г.
3. В базовую подготовку бакалавров в Кембриджском универси-
тете входит:
а) законодательство о средствах массовой информации (Media-Law);
б) киберправо (�yberlaw);
в) информационные технологии и право.
4. В Японии «право на доступ к информации» означает также:
а) «право народа знать»;
б) «право граждан на доступ к информации»;
в) «право на информацию».
5. В Японии в этом направлении работает инициатива «Обуче-
ние в информационном обществе» — это:
а) переход к обучению в течение всей жизни;
б) создание специальных учебных заведений;
в) переподготовка специалистов в информационной сфере.
6. Европейское сообщество поставило в число наиболее приори-
тетных задач:
а) обеспечение защиты конфиденциальной информации;

210
б) построение информационного общества;
в) обеспечение защиты персональных данных.
Глава 5. Конституционные нормы в информационном праве
1. Основной объем прав на информацию содержится в следую-
щей норме Конституции Российской Федерации:
а) «Каждому гарантируется право свободно получать, произво- дить и распространять информацию…»;
б) «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спосо- бом...»; в) «Каждый имеет право на свободу получения и передачи ин- формации в любом виде…».
2. Право производить и распространять информацию означает
свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятель-
ность, сопровождаемую созданием новой или производной ин-
формации, а также на свободу широкого распространения про-
изведенной информации всеми законными способами. Эти права
могут быть ограничены:
а) только специальным указом Президента Российской Федерации;
б) постановлением Правительства Российской Федерации;
в) только законом.
3. Конституция Российской Федерации запрещает также по-
лучать иную информацию от любого гражданина без его до-
бровольного на то согласия или убеждать его отказаться от
предоставленной ранее информации:
а) «Никто не обязан давать информацию или отказываться от своих убеждений»;
б) «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»; в) «Никто не может быть без добровольного согласия понужден к даче информации».
4. Провозглашается гарантия свободы производства и распро-
странения массовой информации:
а) «Гарантируется свобода массовой информации»; б) «Гарантируется свобода массовой информации и отсутствие цензуры»;