Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

45
Глава 4. ЗАРУБЕЖНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
Выбирая направление исследования в рамках информационного права, представляется целесообразным учитывать зарубежный опыт, где выделяются проблемы, относящиеся не к информационной сфере вообще, а касающиеся конкретной правовой проблематики примене- ния информационных и коммуникационных технологий. Зарубеж- ная правовая наука и образование отреагировали на вызовы инфор- мационного общества формированием дисциплин, непосредственно связанных с новыми средствами социальных коммуникаций.
В частности, в ведущих университетах мира преподаются сле- дующие дисциплины: киберправо (�yberlaw) — Гарвардский, Стен- фордский и Калифорнийский университеты (Беркли, США); законо- дательство о средствах массовой информации (MediaLaw) — входит в базовую подготовку бакалавров в Кембриджском университете; в
Оксфордском университете действует программа по изучению срав- нительного права средств массовой информации; информационные технологии и право — Принстонский университет (США), Сорбон- нский университет (Франция) и др.
В 1994 г. создан Совет «Информационное общество»
18
. Европей- ское сообщество поставило в число наиболее приоритетных — задачу построения информационного общества. Достигнут значительный правовой успех в реализации Плана действий
19
, который определил стратегию движения Европы к информационному обществу:
успешно начата либерализация телекоммуникационного сек-
— тора; предприняты усилия для обеспечения социальной ориента-
— ции информационного общества, поддержки региональных инициа- тив для достижения согласованного развития; сформулирован план действий в области образования;
— успешно воплощены программы научных разработок;

Европейская комиссия стала важным инструментом выработ-
— ки общих правил, которые необходимы для перехода к глобальному информационному обществу.
18
Michael Kloepfer Informationsrecht Verlag �. H. Beck Mьnchen, 2002.
�. 44.
19
Europe and the global information society. �ecommendations to the
European �ouncil, May 1994.

46
С учетом уже достигнутого перед европейскими странами ста- вятся новые задачи:
1. Улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и со- гласованной либерализации телекоммуникаций, создать необходи- мые условия для внедрения электронной торговли.
2. Необходим переход к обучению в течение всей жизни.
В этом направлении работает инициатива «Обучение в информаци- онном обществе».
3. Значительные последствия информационного общества для конкретного человека вызвали дискуссию о том, чтобы поместить людей в центр происходящих преобразований.
По результатам обсуждения выпущена Зеленая книга «Жизнь и работа в информационном обществе: сначала люди»
20
. Речь в ней идет о создании новых рабочих мест, охране прав и свобод граждан, прежде всего неприкосновенности личной жизни.
4. Сегодня ясна важность установления правил создания инфор- мационного общества, обеспечения правового регулирования инфор- мационных отношений. Это регулирование затрагивает права на ин- теллектуальную собственность, защиту персональных данных и тайну личной жизни, распространение вредного и незаконного со- держания, проблемы обложения налогами, информационную безо- пасность, использование частот, стандартов. Для установления об- щих правил в этих областях необходимы многосторонние соглашения как в рамках Всемирной торговой организации, так и на уровне Ев- ропарламента
21
Подчеркивается, что если Европа не сможет быстро и эффек- тивно адаптироваться, то ее ждет не только потеря конкурентоспо- собности перед лицом США и азиатских экономик, но и рост со- циального отчуждения внутри европейских стран. В комплексном виде проблемы развития информационного общества представлены
20
Green �aper. Living and Working in the Information �ociety: �eople
�irst. European �omission, Belgium, 1996.
21
Europe at the �orefront of the Global Information �ociety: �olling �ction
�lan. �ommunication from the European �omission to the �ouncil, the
Europeean �arliament, the Economic and �ocial �ommittee, and the �ommittee of the �egions, 1996.


47
в первом ежегодном докладе форума «Сети для людей и сооб- ществ»
22
Цели другой инициативы — ускорить вход школ в информаци- онное общество с помощью предоставления им новых средств обще- ния, поощрить широкое распространение мультимедиа в педагогиче- ской практике, формировании критической массы пользователей, услуг по производству мультимедийных продуктов и услуг, усилить европейское образование средствами, присущими информационному обществу, расширяя культурное и лингвистическое разнообразие
23
Для достижения этих целей предлагается поощрять взаимосвязь региональных и национальных сетей школ на уровне Сообщества, стимулировать развитие и распространение образовательного евро- пейского материала, обеспечить обучение и переподготовку для учи- телей, информировать об образовательных возможностях, которые дают аудиовизуальное оборудование и мультимедийные продукты.
Задача — не допустить ситуации, когда дети только привилеги- рованных слоев общества могут рассчитывать на мультимедийное образование.
Большинство европейских стран приняли соответствующие ини- циативы. Например, с 1995 г. введутся следующие проекты: в Вели- кобритании «Супермагистрали в образовании — путь вперед», в
США — «Вызов технологической грамотности», в Германии —
«Школы в сети».
В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами раз- вития национальной информационной инфраструктуры (НИИ)
24
Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была созда- на рабочая группа по информационной инфраструктуре
25
Было предложено 9 руководящих принципов: поощрение частных инвестиций;

22
�etworks for �eople and their �ommunities. Making the Most of the In- formation �ociety in the European �nion. �irst �nnual �eport to rhe European
�ommission from the Information �ociety �orum. �une 1996.
23
Learning in the Information �ociety. �ction �lan for European education initiative (1996-1998).
24
�genda for �ction.
25
Information Infrastructure �ask �orce.

48
— концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях;
— обеспечение интерактивного доступа;
— защита личной жизни, безопасности и надежности сетей;
— улучшенное управление спектром радиочастот;
— защита прав интеллектуальной собственности;
— координация государственных усилий;
— обеспечение доступа к государственной информации

26
Правительство США сделало развитие НИИ и глобальной инфор- мационной инфраструктуры (ГИИ) приоритетами своей политики.
Как главный источник капитала и экспертов, частный сектор должен в ответ на запросы рынка определить, какие технологии раз- вивать, установить стандарты, развивать новые услуги и продукты.
Государство, со своей стороны, может облегчить эти процессы путем принятия соответствующих законов и административного регулиро- вания. Государство также может обеспечить лидерство в этих обла- стях с помощью поддержки испытаний новых технологий, способ- ствуя переносу технологий в частный сектор, путем создания и развития приложений, которые поддерживают операции государства и распространяют государственную информацию. Государству реко- мендуется действовать по следующим направлениям
27
:
1. Поощрение частных инвестиций:
устранять барьеры на пути частных инвестиций, придержи-
— ваться политики, которая способствует инвестиционным инициати- вам в телекоммуникационном и информационном рынках; применяемые законы и правила регулирования должны быть
— доступными, разумными и не дискриминирующими;
взаимодействие с международными финансовыми института-
— ми, в частности Всемирным банком и региональными банками раз- вития для привлечения частного и государственного капитала.
2. Отмечено, что конкуренция приводит к положительным ре- зультатам: сети постоянно внедряют новые технологии, пользователи имеют больший выбор услуг и более низкие цены, поставщики услуг
26
Information �uperhighway: �n �verview of �echnology �hallenges,
�eport to the ��� �ongress, 1995.
27
Michael Kloepfer Informationsrecht Verlag �. H. Beck Mьnchen, 2002. �. 44.


49
более внимательно относятся к нуждам клиентов, низкие цены сти- мулируют использование телекоммуникаций
28 3. Достижение целей глобального информационного рынка тре- бует от правительства действий по обеспечению всем поставщикам информационных услуг доступа к оборудованию, сетям и сетевым услугам на недискриминационной основе и за низкую цену. С по- мощью обеспечения доступа к сетям государство обеспечивает кон- куренцию и в результате существенно увеличивается число инфор- мационных услуг, доступных потребителям.
В сотрудничестве с частным сектором государство может улуч- шить возможности доступа к сетям и обеспечить широкий выбор различных услуг. При этом процесс установления единых стандар- тов должен быть открытым и происходить с участием больших групп заинтересованных производителей.
4. Оптимальное административное и законодательное регулиро- вание должно: определить цели и задачи, которые должны регулироваться
— законом, включая обеспечение конкуренции; быть достаточно гибким, чтобы позволить внедрить новые
— услуги и технологии без внесения дополнительных поправок в за- конодательство; делегировать широкие полномочия органу регулирования,
— независимому от национального оператора; установить открытый процесс участия заинтересованных сто-
— рон в написании правил регулирования; направлять создание свободного рыночного доступа, осно-
— ванного на недискриминационных принципах.
В Японии — стране, где в 1960-х гг. был введен в оборот термин
«информационное общество» и впервые акцентировалось внимание на понятиях информатизации, информационной индустрии, — нор- мы информационного законодательства принимались не сразу. До
1999 г. законодательство Японии было не способно регулировать новые информационные отношения по поводу доступа, получения и распространения информации, не принималось никаких правовых актов, которые своевременно регулировали бы не только сферу дея-
28
Europe and the global information society. �ecommendations to the Eu- ropean �ouncil, May 1994.

50
тельности электронных СМИ, но и информационно-телекоммуника- ционную сферу. После этого законодательство Японии в информа- ционно-телекоммуникационной сфере стало интенсивно меняться, и сегодня в стране уже есть все предпосылки к созданию комплексной отрасли информационного законодательства — информационного права.
В Японии в настоящее время действует информационное законо- дательство, в полной мере регулирующее информационно-телекомму- никационную сферу и информационные отношения по таким на- правлениям, как: регулирование основ развития информационного общества в
—
Японии в целом; регулирование телерадиовещания;
—
правовое регулирование защиты пользователей телекомму-
—
никационных услуг; регулирование телекоммуникаций и процесса конвергенции
—
информационно-телекоммуникационных технологий; правовое регулирование содержания Интернет;
—
регулирование порядка доступа, получения, передачи и за-
—
щиты информации.
В Японии «право на доступ к информации» (право на информа- цию) означает также «право народа знать», т. е. право беспрепят- ственно получать и требовать информацию от органов исполнитель- ной власти. Право на получение информации, находящейся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправле- ния, прямо в Конституции Японии 1947 г. не закреплено. Тем не менее, Конституция Японии гарантирует право на получение (до- ступ) информации (даже при наличии всех противоречий) в ст. 13, имеющей расширительное толкование и являющейся основой для японской концепции общественного благосостояния.
Японская конституционно-правовая доктрина определения га- рантий информационных прав граждан и регламентации информа- ционных отношений состоит из таких источников, как Конституция, международные документы, нормативные правовые акты, судебные прецеденты, трактовки и профессиональные мнения правоведов, а также традиции и социальные регуляторы общества.
К информационным правам граждан относятся такие права, как право на доступ к информации и право на неприкосновенность част-


51
ной жизни человека, включая право на защиту персональной инфор- мации.
Информационные отношения — это отношения по поводу по- лучения, распространения, доступа, обмена и защиты информации с использованием информационных технологий, т. е. различные опе- рации с информацией, которые отделяются от иных общественных отношений наличием информации и целью ее использования.
В Японии существует система неявной государственной цензуры, которая, с одной стороны, содействует соблюдению норм права и жур- налистской этики, а с другой — ограничивает свободу информации, поскольку правительственный источник информации контролирует содержание предоставляемой им информации журналисту, входяще- му в пресс-клуб, который играет ключевую роль в информационном обмене в стране. Пресс-клубы являются связующим звеном между официальными источниками информации и средствами массовой информации, которые предоставляют обществу уже «отфильтрован- ную» информацию. Подобная форма завуалированной цензуры, не- смотря на многие попытки как со стороны японских журналистов и иностранных журналистов, работающих в Японии, так и со стороны гражданского общества, никак не может быть упразднена.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Глава 5. КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ
В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ
Основной объем прав на информацию содержится в следующей норме Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распростра- нять информацию любым законным способом...» (ч. 4 ст. 29)
29
Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам государственной власти, обще- ственным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, а также получения у них запрашиваемой информации.
29
Здесь и далее по тексту главы статьи Конституции Российской Фе- дерации.

52
Право передавать информацию означает право свободного обме- на информацией каждого с каждым.
Право производить и распространять информацию означает сво- боду каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, со- провождаемую созданием новой или производной информации, а также на свободу широкого распространения произведенной инфор- мации всеми законными способами. Эти права могут быть ограниче- ны только законом.
Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления также закреплено в Конституции
Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы мест- ного самоуправления» (ст. 33).
Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления возлагает на эти структуры обя- занность по подготовке и предоставлению запрашиваемой информа- ции, что и закреплено в норме ч. 2 ст. 24: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с докумен- тами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творче- ства, закрепляются в следующих нормах Конституции Российской
Федерации: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ч. 1 ст. 29); «Каждому гарантируется свобода литературного, художе- ственного, научного, технического и других видов творчества, препо- давания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч. 1 ст. 44); «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным цен- ностям» (ч. 2 ст. 44).
Закрепляются права на личную тайну, конфиденциальность ин- формации о личности или персональных данных: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ч. 1 ст. 23); «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений...» (ч. 2 ст. 23).