Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

63
ния обязанностей в силу особой значимости определенного вида управленческих отношений.
Правоприменениепредставляет собой последовательность совер- шения определенных действий, объединенных общей целью — раз- решением индивидуально-конкретного управленческого дела. Реа- лизация информационно-правовых норм должна осуществляться с учетом требований законности, а также оптимальных вариантов по- ведения субъектов управления, что охватывается категорией «эф- фективности управленческой деятельности».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Глава 7. ПРАВООТНОШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ
СФЕРЕ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Информационные правоотношения являются разновидностью административно-правовых отношений. Информационные правоотно- шения — это урегулированные информационно-правовыми нормами информационные общественные отношения, стороны которых высту- пают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установ- ленных и гарантированных информационно-правовой нормой.
Информационно-правовые отношения
—это общественные отношения, урегулированные нормами информационного права, участники которых наделены субъективными правами и юридиче- скими обязанностями. Особенностью этого элемента механизма информационно-правового регулирования является то, что он явля- ется как элементом механизма, так и результатом его действия.
Предназначение механизма правового регулирования состоит в пе- реводе общественных отношений в состояние информационно- правовых. Информационно-правовым отношениям как виду право- вых отношений присущи все те признаки, которые свойственны правовым отношениям. В теории права называют следующие при- знаки правовых отношений: они являются видом социальных отно- шений; урегулированы нормами права; участники наделяются субъ- ективными правами и юридическими обязанностями; обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информа- ционно-правовыми нормами.

64
Основными элементами информационного правоотношения яв- ляются:
субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении
—
информационных процессов;
поведение субъектов при осуществлении ими информацион-
—
ных правоотношений;
объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информа-
—
ционные правоотношения;
права, обязанности и ответственность субъектов правоотно-
—
шений при осуществлении информационных процессов.
Большое значение при характеристике информационно-правовых отношений имеют предпосылки, которые предваряют их возникнове- ние. К числу предпосылок административно-правовых отношений относятся: наличие информационно-правовой нормы, правосубъект- ность участников управленческих отношений, юридический факт
32
Информационно-правовые отношения относятся к сложным юри- дическим явлениям, которым присуща определенная структура.
В структуре информационно-правовых отношений выделяют следу- ющие элементы: субъекты правоотношения, объекты правоотноше- ния, содержание правоотношения.
Субъектоминформационного правоотношения является лицо
(физическое или юридическое), обладающее информационной право- субъектностью. Информационная правосубъектность представляет собой единство двух элементов — информационной правоспособ- ности и информационной дееспособности.
Объектыинформационно-правовых отношений — это то, на что направлено воздействие субъектов отношений. К ним относятся са- мые разнообразные блага и явления, на которые распространяются субъективные права и юридические обязанности участников право- отношений.
Содержание информационно-правовых отношений образуют субъективные права и юридические обязанности их участников.
Субъективное правоэто мера возможного поведения участни- ка информационно-правовых отношений, принадлежащая управомо- ченному лицу. Это потенциально возможное поведение, реализация
32
См.: Копылов В. А. Информационное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 130-132.


65
которого определена информационно-правовой нормой. В этой связи при характеристике субъективного права используется слово «мера», что понимается как количественно-качественная характеристика определенного варианта поведения участника управленческого от- ношения. Управомоченный субъект может отказаться от реализации субъективного права без опасения за наступление негативных пра- вовых последствий. Реализация субъективного права предполагает активность, инициативу управомоченного лица.
Юридическая обязанностьэто мера должного поведения субъ- екта в интересах управомоченного лица. Носитель юридических обя- занностей не вправе отказаться от возложенной на него юридиче- ской обязанности. Отказ от необходимого поведения или неполная реализация обязанности влечет наступление негативных юридиче- ских последствий для их носителя. Юридическая обязанность имеет определенные рамки, которые ограничены информационно-правовой нормой. Требование исполнения юридической обязанности сверх меры — это нарушение законности.
Обязательными условиями возникновения, изменения или пре- кращения информационно-правовых отношений, его предпосылками является наличие информационно-правовой нормы, правосубъектно- сти его участников, юридического факта.
Юридические фактыэто конкретные жизненные обстоятель- ства, с которыми норма информационного права связывает возник- новение, изменение или прекращение информационно-правового от- ношения. Посредством юридического факта запускается в действие механизм правового отношения. Он выполняет роль своеобразного катализатора, благодаря которому происходит правовая «реакция» под названием «информационно-правовое отношение».
Учитывая разнообразие информационно-правовых отношений, целесообразно рассмотреть проблемы классификации юридических актов. В ее основу могут быть положены следующие признаки: по- рождаемые последствия, связь с волей участников, форма проявле- ния.
По отношению к воле людейюридические факты подразделяются на действия и события.
Действиями признаются такие юридические факты, которые свя- заны с волей их участников. В зависимости от их соотношения с правовыми нормами различают правомерные и противоправные дей-

66
ствия. Правомерные действия также могут быть классифицированы с учетом направленности воли субъектов права. Действия, которые совершены с намерением породить юридические последствия, назы- ваются юридическими актами.
Действия субъектов права, приводящие к определенным юриди- ческим последствиям независимо от намерения субъекта, относятся к юридическим поступкам (например, отправление государственной службы).
Событиями признаются такие юридические факты, которые вле- кут наступление юридических последствий независимо от воли субъектов. К числу событий относятся стихийные бедствия, рожде- ние, смерть человека, достижение им определенного возраста. Они имеют юридическое значение, так как оказывают влияние на управ- ленческие отношения.
По форме проявления различают положительные и отрицатель- ные юридические факты. Положительными юридическими фактами являются такие факты, с наличием которых информационно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение инфор- мационно-правовых отношений. Отрицательные юридические факты связывают возникновение, изменение или прекращение информацион- но-правовых отношений с отсутствием определенного действия или события.
По своему содержанию информационно-правовые отношения подразделяются на материальные и процессуальные.Материальные информационно-правовые отношения являются результатом реали- зации материальных норм информационного права, т. е. тех норм, которые регулируют управленческие отношения по существу.
С учетом функций информационно-правовых норм различают регулятивные и охранительныеинформационно-правовые отноше- ния. Регулятивные информационно-правовые отношения представ- ляют собой результат воздействия норм информационного права на позитивные управленческие отношения. Охранительные информа- ционно-правовые отношения возникают в силу возникновения кон- фликтов в сфере государственного управления. Совершенно очевид- но, что подавляющее большинство информационных отношений — это регулятивные отношения. Только в тех случаях, когда положитель- ным управленческим отношениям причиняется вред, в действие вступают охранительные нормы информационного права, что предо-


67
пределяется необходимостью защиты позитивных управленческих отношений.
Выделяются вертикальные и горизонтальныеинформационно- правовые отношения с учетом характера взаимодействия их участни- ков. Классификация по данному основанию имеет особую значимость, так как здесь наиболее отчетливо проявляется сущность государствен- ного управления, характер связей между его субъектами.
По своей природе управление вообще и государственное управ- ление в частности основываются на субординационных связях меж- ду их участниками. «Вертикальные информационно-правовые отно- шения непосредственно характеризуют суть информационно-пра- вового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объек- том управления, а также внешней направленности механизма реа- лизации исполнительной власти». Вертикальные информационно- правовые отношения являются результатом одностороннего воле- изъявления уполномоченных субъектов государственного управления.
Для возникновения вертикальных информационно-правовых отно- шений не является обязательным согласие подвластных субъектов.
Горизонтальные информационно-правовые отношения возникают между субъектами информационного права, которые не находятся в отношениях власти-подчинения. Такие отношения возникают как между коллективными субъектами, так и физическими лицами.
В настоящее время наметилась устойчивая тенденция расширения горизонтальных информационно-правовых отношений, что является результатом расширения области применения диспозитивного мето- да информационно-правового регулирования при возникновении управленческих отношений, а также возрастанием роли администра- тивных договоров в сфере государственного управления. Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что горизонтальные отношения в перспективе вытеснят вертикальные отношения. Речь может идти лишь о незначительном изменении баланса при безусловном доми- нировании вертикальных отношений. В случае возникновения кон- фликта между его участниками или угрозы его возникновения они перерастают в вертикальные, что связано с необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов его участников.
По характеру юридических фактов, порождающих информацион- но-правовые отношения, различают информационно-правовые отно-

68
шения, возникающие в результате правомерных и неправомерных действий, событий.В подавляющем случае информационно-правовые отношения являются результатом действия правомерных фактов, ко- торые предусматриваются нормами информационного права и вы- ступают итогом реализации регулятивной функции информационно- го права. Вместе с тем имеют место и нарушения правовых предписаний, изложенных в информационно-правовых нормах. Тог- да в основе возникновения информационно-правовых отношений выступают неправомерные (противоправные) факты.
Глава 8. СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Орган государственной власти, местного самоуправления, юри- дическое и физическое лицо, которые в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых нормами информационного права общественных от- ношений, являются субъектами информационного права. Круг таких субъектов весьма разнообразен. Однако можно выделить определен- ное юридическое качество, которым надо обладать, чтобы выступать в роли такого субъекта: информационная правосубъектность, кото- рая слагается из информационной правоспособности и информаци- онной дееспособности.
Информационная правоспособность рассматривается как прояв- ление общей правоспособности, под которой понимается установлен- ная и охраняемая государством возможность или способность дан- ного субъекта вступать в правовые отношения. В этом случае субъект приобретает юридические права, обязанности, а также обязанность нести ответственность за реализацию таких прав и обязанностей.
В таком понимании правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием этого субъекта.
Предпосылкой для возникновения информационных правоотно- шений является информационная правоспособность, которая выра- жается в определяемой информационно-правовыми нормами воз- можности данного субъекта приобретать информационные права и обязанности (права и обязанности в информационной сфере) и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию. Каж- дый, кто нормами информационного права наделен правами и обя- занностями в информационной сфере, может рассматриваться в ка- честве субъекта информационного права.


69
Однако субъект информационного права может стать субъектом информационных правоотношений тогда, когда он обладает вторым элементом информационной правосубъектности — информацион- ной, дееспособностью. Информационная дееспособность подразуме- вает способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также и ответствен- ность за свои действия в информационной сфере. В нашем случае речь идет о практической способности субъекта реализовать свою информационную правоспособность в условиях конкретных инфор- мационных правоотношений.
Рассматривая информационные отношения публично-правового порядка в информационной сфере, надо обратить внимание на то, что основными субъектами здесь выступают органы государствен- ной власти и местного самоуправления, исполняющие обязанности по информационному обеспечению физических и юридических лиц.
При этом следует отметить, что для органов государственной власти и местного самоуправления участие в информационных правоотно- шениях является их прямой юридической обязанностью, так как она является главным средством практической реализации установлен- ной для них компетенции, а отсюда и правоспособности. Такая же ситуация возникает и в отношении предприятий и учреждений. Одна- ко информационная дееспособность в данном случае реализуется не самим предприятием и учреждением, а их исполнительным органом.
Информационные отношения частноправового плана — это глав- ным образом имущественные отношения и личные неимуществен- ные отношения, проявляющиеся в информационной сфере. Особен- ность такого вида информационных отношений во многом зависит и даже определяется теми объектами, по поводу которых они возника- ют именно в информационной сфере. Это в первую очередь инфор- мационные объекты, юридические особенности и свойства которых еще не изучены юридической наукой в полной мере.
Под гражданской правоспособностью в информационной сфере понимается признаваемая государством за гражданами возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности в ин- формационной сфере. Основными субъектами правоотношений здесь выступают физические и юридические лица, а также органы госу- дарственной власти и местного самоуправления, которые вступают

70
между собой в гражданско-правовые отношения в информационной сфере.
Основываясь на модели информационной сферы, можно выде- лить основные группы субъектов информационного права:
производители, или создатели, информации, в том числе ав-
— торы;
обладатели информации (информационных объектов);
—
потребители информации.
—
Система субъектов информационного права:
Производители информации — граждане и их объединения, уче- ные и специалисты, журналисты и обозреватели, организации, пред- приятия и учреждения, органы местного самоуправления, органы государственной власти.
Пользователь (потребитель) информации — субъект, обращаю- щийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Собственник документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международ- ного информационного обмена — субъект, реализующий полномо- чия владения, пользования, распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом законом.
Собственник информационных ресурсов, информационных си- стем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоря- жения указанными объектами.
Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий пол- номочия распоряжения в пределах, установленных законом.
Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановле- ния нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба.
Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется су- дом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.