Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
71
За правонарушения при работе с документированной информа- цией органы государственной власти, организации и их должност- ные лица несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участ- ников в сфере формирования и использования информационных ре- сурсов, создания и использования информационных систем, техно- логий и средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные третейские суды.
Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом между- народных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ
§ 1. Контроль и надзор в информационной сфере
Особая роль в обеспечении законности принадлежит Президенту
России как гаранту Конституции. Контрольные полномочия Прези- дента обусловлены его конституционным статусом главы государ- ства.
Президент России осуществляет постоянный контроль, через свою Администрацию, за законностью актов органов исполнитель- ной власти в информационной сфере. Им могут быть отменены по- становления и распоряжения Правительства в случае их противо- речия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента.
Администрация Президента решает следующие задачи:
организует контроль и проверку деятельности федеральных
органов исполнительной власти в информационной сфере;
вносит по результатам проверок предложения Президенту
России по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти в информационной сфере;
72
взаимодействует с органами государственной власти при осу-
ществлении проверки исполнения законов в информационной сфере и др.
Президентский контроль в информационной сфере осуществля- ется также через институт полномочных представителей Президента
России в федеральных округах. Их правовой статус закреплен в
«Положении о полномочном представителе Президента Российской
Федерации в федеральном округе»
33
Полномочный представитель организует контроль за исполнени- ем федеральных законов, указов и распоряжений Правительства
России, за реализацией федеральных программ в федеральном окру- ге, вносит Президенту России предложения о приостановлении дей- ствия актов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Россий- ской Федерации, федеральным законам, международным обязатель- ствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Контроль в системе исполнительной власти
Функции государственного контроля осуществляют Правитель- ство России, федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство России: вправе отменять акты федеральных орга- нов исполнительной власти или приостанавливать их действие, раз- решает споры и устраняет разногласия между федеральными орга- нами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации, вносит предложения Президенту России о приостановлении актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае их противоречия Конституции Российской Фе- дерации, федеральным конституционным законам, федеральным за- конам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведом- ственный) контроль.
Административный надзор
Основной задачей органов административного надзора является обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осу-
33
Утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г.
73
ществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.
Для выполнения стоящих перед ними задач органы администра- тивного надзора наделены властными полномочиями, которые мож- но разделить на четыре группы.
Первую группу составляют полномочия по предупреждению правонарушений, которые позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правона- рушений. Осуществляя эту деятельность, органы государственного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, получать при этом всю необходимую информацию.
Вторую группу составляют полномочия по пресечению правона- рушений. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, либо уменьшить вредные последствия от их совершения.
Третью группу составляют полномочия по привлечению к ответ- ственности виновных лиц. Этими полномочиями наделяется боль- шинство органов административного надзора. В пределах своей ком- петенции они самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют административное наказание. Те органы административного надзора, которые не наделе- ны правом налагать административные наказания, направляют мате- риалы о правонарушениях органам и должностным лицам, уполно- моченным рассматривать соответствующие дела.
Четвертую группу составляют полномочия по нормотворчеству: ряд органов самостоятельно разрабатывает и утверждает соответ- ствующие правила.
К федеральным органам исполнительной власти, основной дея- тельностью которых является административный надзор, относятся:
Федеральный горный и промышленный надзор России, Федераль- ный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, раз- личные инспекции в федеральных органах исполнительной власти, а также территориальные органы надзора.
Контроль органов судебной власти
Основная функция всей системы судебных органов — реализа- ция задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организа- ций, государственных и общественных интересов.
74
Основное содержание судебного контроля как способа обеспече- ния законности в управлении состоит в его правовой оценке дей- ствий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интере- сов, условий и причин, их порождающих, в принятии мер по восста- новлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного контроля являются:
1. Конституционный суд Российской Федерации.
2. Суды общей юрисдикции.
3. Арбитражные суды.
Конституционный суд Российской Федерации разрешает в пре- делах своей компетенции исключительно вопросы права, устанавли- вает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента России, Правительства России, нормативных ак- тов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, отно- сящимся к ведению органов государственной власти Российской Фе- дерации и совместному ведению органов государственной власти
России и органов государственной власти субъектов Российской Фе- дерации.
Если Конституционный Суд Российской Федерации признает не- конституционным нормативный акт, то он утрачивает юридическую силу.
Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.
При рассмотрении гражданских дел суд изучает с позиции за- кона правомерность действий органов исполнительной власти, долж- ностных лиц, издаваемых ими правовых актов, осуществляет тем самым контроль за их деятельностью, выносит решения о восстанов- лении нарушенных прав граждан.
Осуществляя производство по уголовным делам, суд с позиций законности исследует и дает правовую оценку действиям должност- ных лиц как работников управленческих аппаратов.
Если при рассмотрении дел суд усмотрит нарушение законности, дисциплины в работе соответствующего органа, предприятия, учреж- дения, организации, выявит при этом условия и причины наруше- ний, он становится вправе вынести частное определение. В необхо-
75
димых случаях им принимаются меры к привлечению виновных лиц к ответственности.
Суд также рассматривает жалобы лиц на постановления органов и должностных лиц о наложении административного взыскания; жа- лобы граждан на действия органов исполнительной власти, долж- ностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граж- дан.
Арбитражным судам предоставлены полномочия по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений (экономи- ческие споры) и из правоотношений в информационной сфере.
Решение арбитражного суда по спорам в сфере управления яв- ляется обязательным к исполнению. Оно исполняется на основании выдаваемого арбитражным судом акта, являющегося исполнитель- ным документом. Суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.
Деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупрежде- ние преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всяких посягательств государственного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых
Конституцией и российскими законами; прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений, организаций, их объеди- нений, других общественных организаций.
Выполняя эти функции, суды не только рассматривают уголов- ные и гражданские дела, им принадлежат также функции контроля за соблюдением законности работниками государственного управле- ния. Эти функции суд осуществляет при рассмотрении жалоб граж- дан на действия должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий или ущемляющих права и инте- ресы граждан.
Судебный контроль осуществляется различными формами и ме- тодами. В ходе рассмотрения в судебном заседании уголовных дел суд выявляет нарушения законности, предварительного расследова- ния в действиях должностных лиц государственных органов.
При выявлении нарушений законности суд выносит частное определение, в котором указывается на эти нарушения и ставится вопрос о принятии мер по их устранению. Частное определение
76
должно быть рассмотрено в течение месяца, и направлено сообще- ние суду о принятых мерах.
Важным методом укрепления законности в деятельности субъек- тов административной юрисдикции является рассмотрение судами дел, возникающих из административно-правовых отношений. В этом случае суд рассматривает спорное правоотношение между органом государственного управления и гражданином, проверяет законность действий органа управления. Большими контрольными полномочия- ми наделены судьи при рассмотрении и разрешении дел о привлече- нии к административной ответственности за административные пра- вонарушения. При рассмотрении таких дел судья оценивает доказательства, выслушивает объяснения лица, совершившего право- нарушение, проверяет законность привлечения лица к администра- тивной ответственности, решает вопрос о виновности или невиновно- сти лица, применяет к нему меры административного воздействия освобождает его от ответственности, если факт правонарушения не установлен.
Эффективным методом обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел является рассмотрение судами (судьями) материалов об административных правонарушениях, направляемых в суд органами внутренних дел. Рассматривая эти материалы, суды
(судьи) исследуют и оценивают полноту и обоснованность представ- ленных доказательств о правонарушении, проверяют законность действий работников милиции и решают вопрос о правомерности привлечения лица к административной ответственности. В случае установления нарушения закона или неполноты представленных до- казательств по делу, а также и недостатков, которые не позволяют принять правильное решение, судья возвращает материалы о право- нарушении в орган внутренних дел с указанием на необходимость устранения обнаруженных нарушений и упущений по делу. В тех случаях, когда из представленных в суд материалов не усматривает- ся состава административного правонарушения, судья дело прекра- щает и сообщает органу внутренних дел о допущенных нарушениях законности.
Цели прокурорского надзора:
а) своевременное реагирование на нарушения законности в ин- формационной сфере;
77
б) принятие мер по устранению причин и условий ее наруше- ния;
в) восстановление нарушенных прав, привлечение к ответствен- ности виновных лиц.
Установив нарушения законности, причины и условия, способ- ствующие их совершению, а также виновных лиц, прокурор прини- мает меры к восстановлению законности и привлечению виновных к ответственности. Правовыми формами реагирования на нарушения законности прокуратуры являются: протесты, представления, поста- новления, предостережения.
Протест прокурора. Приносится на противоречащие закону по- становления по делам об административных правонарушениях в ор- ган, принявший это постановление.
Принесение протеста порождает обязанность органа (должност- ного лица) рассмотреть протест не позднее чем в десятидневный срок после его поступления и о принятом решении сообщить про- курору. В случае отклонения протеста прокурор приносит протест
(через вышестоящего прокурора) в вышестоящий орган, которому подчинен орган (должностное лицо), действия которого опротестовы- ваются. Принесение прокурором протеста приостанавливает испол- нение постановления.
Представление прокурора. Выносится по нескольким фактам на- рушения законности, по вопросам устранения причин и условий, способствующих этим нарушениям. Оно вносится по результатам проверок практики рассмотрения заявлений и жалоб граждан, из которых следует, что в соответствующих органах имеются наруше- ния законности. Представление вносится в государственный орган
(должностному лицу), полномочный (полномочному) устранить на- рушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин, условий, способствующих нарушениям, и о результатах сообщено прокурору.
Предостережение прокурора
(Предостережение о недопустимо- сти нарушения закона). В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях про- курор или его заместитель объявляет в письменной форме долж- ностным лицам предостережение о недопустимости нарушения за- кона.
78
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Постановление прокурора.
В зависимости от характера наруше- ния закона должностным лицом прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении произ- водства об административном правонарушении подлежит рассмотре- нию органом или должностным лицом не позднее чем в десятиднев- ный срок после его поступления. О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
§ 2. Уголовная ответственность
Уголовная ответственность представляет собой особую разновид- ность юридической ответственности.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой на- казания. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. С четырнадцати лет ответственность наступает только за особо тяжкие преступления.
В информационной сфере в связи с обработкой персональных данных применяется уголовная ответственность за такие преступле- ния:
Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном высту- плении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации; те же деяния, совершенные лицом с исполь- зованием своего служебного положения (Ст. 137. Нарушение непри- косновенности частной жизни)
34
Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почто- вых, телеграфных или иных сообщений граждан; то же деяние, со- вершенное лицом с использованием своего служебного положения
34
Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
79
или специальных технических средств, предназначенных для не- гласного получения информации; незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (Ст. 138.
Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений).
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении со- бранных в установленном порядке документов и материалов, непо- средственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо пре- доставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граж- дан (Ст. 140. Отказ в предоставлении гражданину информации).
Преступления в сфере компьютерной информации:
Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной ин- формации, т. е. информации на машинном носителе, в электронно- вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети (Ст. 272. Неправомерный доступ к ком- пьютерной информации).
Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в суще- ствующие программы, заведомо приводящих к несанкционированно- му уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или ма- шинных носителей с такими программами.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия
(Ст. 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ).
Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, по- влекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существен- ный вред.