Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80
То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия
(Ст. 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети).
§ 3. Административная ответственность
Административная ответственность представляет собой особую разновидность юридической ответственности. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодек- сом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении админи- стративного правонарушения, если будет установлено, что у него име- лась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение ко- торых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлече- ние к административной или уголовной ответственности физическо- го лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, со- вершившем административное правонарушение в возрасте от шест- надцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолет- них и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воз- действия, предусмотренной федеральным законодательством о за- щите прав несовершеннолетних.
Административные правонарушения в области связи и инфор-
мации
Установка или эксплуатация без специального разрешения узла проводного вещания независимо от его мощности. Специальное раз-

81
решение выдается в порядке, определяемом постановлениями Пра- вительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и ис- пользование на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)» и от 17 июля 1996 г. «Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)» (ст. 13.1)
35
Подключение без специального разрешения к сети электриче- ской связи оконечного оборудования. Федеральный закон Россий- ской Федерации от 16 февраля 1995 г. «О связи» устанавливает, что сети электросвязи — это технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, фак- симильную передачу данных и других видов документальных сооб- щений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания; оконечное обо- рудование — это подключаемые к абонентским линиям и находя- щиеся в пользовании абонентов технические средства; разрешение на подключение оконечного оборудования — это договор или абоне- мент на услуги электросвязи (ст. 13.2).
Проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) вы- сокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Федеральный закон Российской Федерации от 2003 г. «О связи»
36
устанавливает, что деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг электросвязи, осуществляется на основании должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии. Порядок и случаи, когда требуется получение раз- решения, определяются постановлениями Правительства Российской
Федерации от 5 июня 1994 г. «О порядке изготовления, приобрете- ния, ввоза в Российскую Федерацию и использование на территории
Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)» и от 17 июля 1996 г. «Об утверждении особых усло- вий приобретения радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)» (ст. 13.3).
35
Статьи Кодекса Российской Федерации об административных пра- вонарушениях.
36
Собрание законодательства РФ от 14 июля 2003 г. № 28. Ст. 2895.


82
Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастот- ных устройств.
Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и
(или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или исполь- зования радиочастот либо несоблюдение государственных стандар- тов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения. Правила содержатся в нормах установленных по- становлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня
1994 г. «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую
Федерацию и использование на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)» и от 17 июля
1996 г. «Об утверждении особых условий приобретения радиоэлек- тронных средств (высокочастотных устройств)» (ст. 13.4).
Нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение не вызвало прекращение связи.
Нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение вызвало прекращение связи.
Нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение вызвало повреждение линий и сооружений прави- тельственной связи, а также линий или сооружений связи, предостав- ленных для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка.
Несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов и каналов, предоставленных для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка (ст. 13.5).
Использование на сетях связи несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи, если законом предусмотрена их обязательная сертификация. Под сред- ствами связи понимаются технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электро- связи или почтовых отправлений; под услугами связи понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке по- чтовых отправлений или сообщений электросвязи
37
(ст. 13.6).
37
Статьи Кодекса Российской Федерации об административных право- нарушениях.

83
Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих по- рядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и соору- жений связи (ст. 13.7).
Строительство или эксплуатация сооружений связи без специ- ального разрешения (ст. 13.9).
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (пер- сональных данных) (ст. 13.11).
Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осущест- вление деятельности в области защиты информации (за исключени- ем информации, составляющей государственную тайну).
Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за ис- ключением средств защиты информации, составляющей государ- ственную тайну).
Нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведе- ние работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предна- значенных для защиты информации, составляющей государствен- ную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну
(ст. 13.12).
Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения
(лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна).
Занятие видами деятельности, связанной с использованием и за- щитой информации, составляющей государственную тайну, создани- ем средств, предназначенных для защиты информации, составляю- щей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государ- ственную тайну, без лицензии (ст. 13.13).
Разглашение информации, доступ к которой ограничен феде- ральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получив-


84
шим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14).
Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопро- грамм, документальных и художественных фильмов, а также относя- щихся к специальным средствам массовой информации информаци- онных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсо- знание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье
(ст. 13.15).
Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тира- жа периодического печатного издания (ст. 13.16).
Нарушение правил распространения обязательных сообщений
(ст. 13.17).
Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех (ст. 13.18).
Нарушение должностным лицом, ответственным за представле- ние статистической информации, необходимой для проведения госу- дарственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации
(ст. 13.19).
Нарушение правил хранения, комплектования, учета или ис- пользования архивных документов (ст. 13.20).
Изготовление или распространение продукции незарегистриро- ванного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, либо изго- товление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой ин- формации в установленном порядке (ст. 13.21).
Выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке вы- ходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными вы- ходными данными (ст. 13.22).
Нарушение установленного законом порядка представления обя- зательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уста- вов редакций или заменяющих их договоров, а равно порядка хране- ния материалов теле- и радиопередач (ст. 13.23).

85
§ 4. Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность представляет собой особую разновидность юридической ответственности.
Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка го- сударственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими феде- ральными законами, иными нормативными правовыми актами, нор- мативными актами государственного органа и со служебным кон- трактом.
Представитель нанимателя в соответствии с Федеральным зако- нодательством, другими федеральными законами, иными норматив- ными правовыми актами о гражданской службе, нормативными ак- тами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими слу- жащими служебной дисциплины.
Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха, и утверждается представи- телем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполне- ние или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представи- тель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинар- ные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы
38
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисципли- нарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать
38
Собрание законодательства РФ от 14 июля 2003 г. № 28. Ст. 2895.


86
от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В слу- чае отказа гражданского служащего дать такое объяснение состав- ляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для при- менения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дис- циплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при ко- торых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие ре- зультаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного ме- сяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетру- доспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причи- нам, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дис- циплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисци- плинарного взыскания с указанием оснований его применения вру- чается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисципли- нарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служа- щего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициати-

87
ве, по письменному заявлению гражданского служащего или по хо- датайству его непосредственного руководителя.
При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взыска- нием он включается в кадровый резерв для замещения иной долж- ности гражданской службы на конкурсной основе.
Служебная проверка проводится по решению представителя на- нимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
2) вина гражданского служащего;
3) причины и условия, способствовавшие совершению граждан- ским служащим дисциплинарного проступка;
4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служа- щим в результате дисциплинарного проступка;
5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной про- верки.
Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведе- ния. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и ка- дров с участием юридического (правового) подразделения и выбор- ного профсоюзного органа данного государственного органа.
В проведении служебной проверки не может участвовать граж- данский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее ре- зультатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным за- явлением об освобождении его от участия в проведении этой про- верки. При несоблюдении указанного требования результаты слу- жебной проверки считаются недействительными.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Резуль- таты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключе- ния.


88
Гражданский служащий, в отношении которого проводится слу- жебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстране- ние гражданского служащего от замещаемой должности граждан- ской службы производится представителем нанимателя, назначив- шим служебную проверку.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится слу- жебная проверка, имеет право:
1) давать устные или письменные объяснения, представлять за- явления, ходатайства и иные документы;
2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нани- мателя, назначившему служебную проверку;
3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письмен- ным заключением и другими материалами по результатам служеб- ной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую фе- деральным законом тайну.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам слу- жебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дис- циплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинар- ного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного ор- гана по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась слу- жебная проверка.
§ 5. Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность представляет собой осо- бую разновидность юридической ответственности.

89
Гражданско-правовая ответственность наступает, как правило, в судебном порядке и на основе Гражданского кодекса Российской
Федерации.
В сфере защиты персональных данных ГК регулирует следую- щие отношения:
Обнародование и дальнейшее использование изображения граж- данина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или про- изведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согла- сия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей (ст. 152.1)
39
Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государствен- ных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая про- водится в местах, открытых для свободного посещения, или на пу- бличных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концер- тах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
§ 6. Материальная ответственность
Материальная ответственность представляет собой особую раз- новидность юридической ответственности. Такой ответственности подлежат только работники, причинившие вред.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действи- тельным ущербом понимается реальное уменьшение наличного иму- щества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества
(в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого иму- щества), а также необходимость для работодателя произвести затра-
39
См. Федеральный закон от 2003 г. «О связи».