Файл: 7. Тема Ответ на уроке Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.Тема: Ответ на уроке

Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.
Оборудование: плакаты с цитатами, высказываниями, карточки: слова – сорняки, правильное ударение.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте ребята! Все учителя хотят, чтобы вы, ребята, были образованными, культурными. Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.

А что значит, быть культурным человеком?

Что нужно делать для этого? (ответы: здороваться, чисто и опрятно одеваться, уважать старших, помогать младшим умение правильно говорить и т.д.)

Да, ребята, культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться.

Как вы думаете, почему учителя заставляют вас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений? ответы

Учитель:Совершенно правильно, на литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать?(Они овладели культурой речи).
Уитель: Что же такое культура речи?

Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем.
Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.
Задумывались ли вы, ребята, над тем, что такое язык?

Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Ученик: Язык - это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И.Куприн)

Ученик: Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

(М.Горький)

Ученик: Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н.Толстой)

Учитель: Русский язык, на котором мы говорим, является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - слова всем известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
Что значит любить, «беречь» свой язык?

Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.

Родной язык – это оружие в борьбе за знание. Будешь хорошо владеть русским языком – будешь правильно и ясно отвечать на уроках.

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление о его грамотности, начитанности, культуре.

стихотворение Эли Куклиной «Родное слово».
Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело»-

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомниться наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло,

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»

Пред тобою – сразу вся Россия!



Учитель: В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинение определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, (отсутствии слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
Прежде всего речь должна быть грамматически правильной.

Послушаем «Рассказ школьного портфеля» о мальчике Пете, который

не ставит ударений в словах.
Знакомьтесь: Петя мой сосед.

Ему уже 12 лет

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет..»

«Закрой магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свеклу… Пекёт блины…»

И до меня дошел черед

Портфель он «портфелем » зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Петя...

- Петя! – несется со двора -

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша «Петя»,

Ведь ты большой, а не дитя!

«Петя» обижен на ребят,

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?
Ребята! Кто из вас не прочь

Несчастному «Пете» помочь,

Чтобы мальчишка смог опять

Обыкновенным Петей стать? (Ю.Тимянский)
Учитель: Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения.

Как же помочь Пете, ребята?(во всех словах нужно правильно ставить ударения.)

На моем плакате трудные по произношению слова. В них надо правильно поставить ударение. Кто расставит?
Магазин, портфель, километр, квартал, аргумент, случай, предмет, красивее, удобнее, звонит, откупорить, торты, банты, договор, балованный, черпая, ржавея

Запомните!

Учитель: Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; в польском – почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях


А'ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.

АТЛА'С Шелковая гладкая блестящая ткань…
И'РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.

ИРИ'С Сорт конфет в виде кубиков коричневого цвета…

МУКА' Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.

МУ'КА Сильное физическое или нравственное страдание. Терпеть ужасные муки. Адские муки. Из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Муки голода…

ХЛО'ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).

ХЛОПО'К Короткий удар, преимущ. в ладоши. Хлопки выросли в овацию.
О'РГАН Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств (глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания.

ОРГА'Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…

ПА'РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.

ПАРИ'ТЬ Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет.

ТРУ'СИТЬ Испытывать страх, обнаруживать трусость, робость. Окружавшие его люди помалчивали: они не то трусили, не то посмеивались. Тургенев.

ТРУСИ'ТЬ Бежать, ехать мелкой рысцой. Лошадь трусила по мостовой. Едет парень молодой, ямщичок обратный: не спешит, трусит слегка. Некрасов…
Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие стали нашим повседневным явлением, с которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний хамам за их слова в общественных местах. Скорее всего, из чувства самосохранения. Давно уже не краснеют девушки от скверных слов, сказанных в их присутствии.

Как же помочь «великому и могучему» русскому языку выжить, сохранить его?
(не сквернословить, правильно говорить, быть вежливым, не произносить вульгарных слов, почтительно относится к другим языкам).
Учитель: Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова- сорняки: значит, так сказать, это….
Умениехорошоотвечать науроке– это весьма сложное дело. 
Давайте с вами рассмотрим несколько практических советов

(распечатки на партах)

  • Когда отвечаешь, старайся собрать все свое внимание только на вопросе, который тебе задал учитель.Думай только о предмете своего ответа. Не распыляй свое внимание на мысли о том, какую получишь оценку, что скажет учитель, что скажут подруги или друзья. Тебе нужно только одно: сказать все, что ты знаешь по теме заданного вопроса.

  • Не бойся получить оценку, помни: страх парализует работу мозга. Он влияет на память, и ты не скажешь даже четвертой части того, что знаешь.

  • Если ты начинаешь слушать подсказки, твое сознание почти автоматически перестает работать самостоятельно. Слушание подсказок это результат обыкновенной трусости, неверия в собственные возможности. А когда не веришь себе, не можешь использовать даже тех знаний, которыми владеешь. Другими словами, слушание подсказок и их использование в большинстве случаев не приносят пользы.

  • Ты всегда ответишь лучше, если настроен на то, что будешь отвечать. Очень часто этот настрой бывает обратным. «А вдруг меня не вызовут? А вдруг мне удастся не отвечать?» Именно это и есть обратный настрой. Результат в большинстве случаев тоже обратный. Помни: так называемый психологический настрой, готовность «отвечать», а не «не отвечать» – это иногда половина успеха. Тогда ты не теряешь голову, что тебя неожиданно вызовут, в каждый момент ты готов ответить.

 

3. Практика.При ответах на уроках, так  же, как и в других делах, необходимо иметь... практику. Если ты хочешь хорошо, смело и свободно отвечать на уроках, не бояться использовать все имеющиеся знания, следует попрактиковаться в ответах.