Файл: Понятие пособия по безработице и порядок регистрации безработного 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понижение фактического уровня безработицы и приближение его к естественному уровню безработицы создает предпосылки усиления инфляции. Тем не менее, правительство должно делать все возможное для уменьшения количества безработных по двум причинам.
Во-первых, с макроэкономической точки зрения, сокращение фактического уровня безработицы увеличивает валовой внутренний продукт страны, а вместе с ним национальный и личный доход граждан, повышая благосостояние и уровень жизни населения. Во-вторых, с микроэкономической точки зрения, отсутствие работы, вернее постоянного дохода, отрицательно сказывается на домохозяйстве.
У человека снижается самооценка, чувство собственного достоинства, человек может решиться на преступление.
Формы борьбы с безработицей определяются видом безработицы. Например, в снижении фрикционной безработицы могут помочь наличие информации о вакантных местах, издание специализированных газет и журналов. В борьбе со структурной безработицей следует использовать различные формы переобучения, повышения квалификации, создание новых рабочих мест. В снижении циклической безработицы еще во времена Великой депрессии хорошо себя зарекомендовали общественные работы.
С безработицей тесно связано такое понятие, как «ловушка безработицы». Она заключается в том, что пособие по безработице может оказаться выше, чем зарплата вакантных мест. В этом случае работник откажется от переобучения и устройства на новую работу.
Следствием безработицы является недоиспользование трудовых ресурсов и недопроизводство валового внутреннего продукта, снижение уровня благосостояния.
Для большинства людей потеря рабочего места существенно меняет их жизнь, ставит их в очень трудную ситуацию, в моральном и материальном плане. Безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. В условиях же, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования является большой проблемой. А именно так и происходит в России4.
Безработица наносит ущерб не только человеку, но также и экономике, когда спрос на товары и услуги уменьшается, что приводит к уменьшению объемов их производства5. Однако нельзя проигнорировать тот факт, что определенная часть безработных получает пособия по безработице. На самом деле это единственный официальный источник дохода для безработных, если, конечно, они зарегистрированы в государственной службе занятости. Став безработным, человек, который получает пособие по безработице, сразу переходит к группе малоимущих, в частности если он не может найти работу в течение довольно долгого времени.
Последствием безработицы является усиленная конкуренция на рынке труда для самых престижных рабочих мест. Его высокий уровень может привести к тому, что отдельные и достаточно значительные группы населения будут вынуждены занимать рабочие места, которые не интересны для них. В этом случае трудовая деятельность для них будет носить «вынужденный» характер, и такой труд, соответственно, не может быть эффективным и обеспечивать необходимое качество работы. Кроме того, в таких условиях невозможно сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Кроме того, безработица убивает инициативу человека, дает ему, неуверенность в своем будущем, в его силах и возможностях, уменьшает его трудовой и гражданский потенциал.
Положительным результатом существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы время от времени не превышает свой естественный уровень) является то, что безработица - одно из условий для нормального, непрерывного функционирования экономики, гарантирующее формирование резерва рабочей силы как важный фактор в развитии рыночной экономики.
Кроме экономических, безработица имеет серьезные социальные последствия: потери квалификации, психологическая травма, распад семей, утеря веры в себя, деградация общества. Поэтому правительства развитых стран пристально отслеживают уровень безработицы, и ее снижение является предметом государственной политики занятости6.
Право на защиту от безработицы является важнейшим элементом всей системы прав и свобод человека и гражданина. Всеобщей декларацией прав человека 1948 года право на защиту от безработицы наряду с другими правами в сфере труда предоставлено каждому (ст. 23)7.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, одной из важнейших задач которого является социальная защита, обеспечение условий для достойной жизни граждан8. Поэтому при потере гражданами работы государство берет на себя обязательство оказывать соответствующую социальную помощь.
Поскольку в Конституции РФ не раскрывается содержание права на защиту от безработицы и не предусматриваются конкретные обязанности государства по обеспечению его реализации, в научной литературе право на защиту от безработицы рассматривается как субъективное право, содержание которого должно быть конкретизировано в отраслевом законодательстве.
Содержание права на защиту от безработицы представляет собой совокупность следующих правомочий.
1. Возможность выбора места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения, а также возможность организации собственного дела (ст. 2 ТК РФ; ст. 8, п.п.8 п.1 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; подп. 6 ч. 2 ст.6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»)9.
2. Возможность требования от государства проведения политики содействия реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость, использования всех возможностей для устранения безработицы, создания условий, при которых граждане смогли бы обеспечить себя работой и всем необходимым, а также неукоснительного соблюдения всеми обязанными субъектами прав граждан, предоставленных им в сфере труда и занятости населения, в том числе права на социальное обеспечение в случае безработицы (ст. 5 Закона о занятости, предусматривающая проведение государственной политики в области содействия занятости населения).
3. Возможность прибегнуть к мерам государственного принуждения в случае нарушения прав, направленных на защиту от безработицы (гл. 60, 62 ТК РФ, ст. 11 Закона о занятости; ст. ст. 5.27, 5.42, 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о труде (ст. 5.27), за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст.5.42), за нарушение порядка привлечения к труду иностранных граждан (ст.18.10) и др.).
4. Возможность пользоваться определенным социальным благом, т.е. удовлетворить свои потребности в поиске подходящей работы, сохранении работы (занятости), получении материальной поддержки в случае потери работы и (или) безработицы (гл. гл. II, III Закона о занятости, закрепляющие права граждан и гарантии государства в области занятости; ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»10; ст. ст. 20 - 25 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»11; ст. ст. 5, 35 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
12 и др.).
Таким образом, содержание конституционного права на защиту от безработицы составляют две основные группы прав.
1. Права на защиту от потери работы и защиту от невозможности реализовать свою способность к труду в легальных формах, которые осуществляются непосредственно в трудовых правоотношениях, предваряют трудовые правоотношения или связаны с ними.
2. Права на защиту от неблагоприятных последствий, связанных с невозможностью осуществления своих способностей к труду и материальной необеспеченностью, реализуемые в правоотношениях по социальному обеспечению.
Права первой группы тесно связаны со свободой граждан распоряжаться своими способностями к труду, выступают в качестве элементов защиты трудовых прав и осуществляются в рамках реализации права на труд.
Права второй группы выступают в качестве элементов социальной защиты населения и осуществляются в рамках реализации права на социальное обеспечение в случае безработицы.
Одной из форм социальной поддержки граждан, признанных безработным по закону, является пособие по безработице. Это денежная сумма, которая периодически выплачивается из соответствующего государственного фонда.
Согласно п. 3 ст. 31 Закона РФ № 1032-1, пособие по безработице начисляется службой занятости с первого дня признания граждан безработными на основании их заявления13.
Пособия — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации14.
1.2 Понятие безработного. Порядок регистрации безработного
В принятом в апреле 1991 года Законе РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», определены понятие безработного, условия получения пособия по безработице, его размер15.
Согласно ст. 3 Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и готовые приступить к ней.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», в части области труда и занятости даны понятие и критерии безработного. Так, по критериям МОТ, безработные - это лица, достигшие трудоспособного возраста, но не имеющие в рассматриваемый период работы
, занимались ее поиском или не искали ее по определенным причинам, но были готовы к ней приступить.
В Конвенции и Рекомендациям МОТ установлены требования для определения безработного. Анализ этих документов позволил выявить, что на международном уровне признаками безработного являются.
1. Застрахованное (добровольное, обязательное или сочетание того и другого страхования).
2. Ранее работавшее, но потерявшее заработок в результате безработицы.
3. Работающее при сокращенной нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени (частично безработный).
4. Работающее неполный рабочий день; работающее, но временно не получающее заработную плату; способное к систематической работе по какой-то либо профессии.
5. Способное и готовое работать; ищущее подходящую работу.
Безработные - граждане способные и желающие трудиться, иметь рабочее место, дающее право на получение дохода16.
В статистику безработных не попадают лица, незарегистрированные на бирже труда, но люди по экономическим причинам занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю относятся к частично безработным.
Как показывают социологические исследования, в числе безработных в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70 % безработных и более. Так, в соответствии со ст. 32 ФЗ17 «О занятости населения в Российской Федерации», гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, предусматривается возможность направления на досрочную страховую пенсию при условии, что если органы службы занятости не имеют возможности для трудоустройства указанной категории граждан. Вместе с тем, отсутствуют конкретные критерии, обязывающие органы службы занятости назначать пенсию таким гражданам. Данная норма создает коррупционно опасные риски, так как предполагает реализацию возможности государственных учреждений, но не обязывает к каким-либо действиям, что может
В соответствии со ст. 30 пособие выплачивается, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.