Файл: Министерство общего и профессионального образования российской федерации.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 2 Сравнительная гистограмма повторного обследования дошкольников
звуковой фонематический дошкольный речь
В процессе проведения эксперимент наблюдался возрастающий интерес к игровой деятельности у детей экспериментальной группы, отмечались постепенные улучшения, происходящие в развитии речи детей, особенно если в играх участвовал сказочный персонаж.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась, при включении игр, направленных на развитие фонематического слуха в различные виды деятельности детей дошкольного возраста вне рамок непосредственно образовательной деятельности, у детей значительно повысится уровень развития фонематического восприятия.
Заключение
Родной язык играет большую роль в становлении личности человека. Язык и речь рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Речь - сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию.
Проблема воспитания звуковой культуры речи - одна из первостепенных, основных и актуальнейших задач, остро стоящей не только перед детским садом, но и человечеством в целом. Ведь необходимым условием состоятельности в современном мире являются такие качества личности, как эрудированность, профессионализм, успешность, что невозможно без владения грамотной и красивой речью.
Для становления уверенной в себе личности ребенку необходимо овладеть коммуникативными навыками и умениями, а для этого развитие фонематического восприятия выдвигается на первое место. Экспериментальное исследование доказало, что использование различных игр и упражнений вне непосредственной образовательной деятельности способствует развитию фонематических процессов.
Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.
Игры, сюжетно-ролевые, подвижные и народные, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают речь, активный словарь и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, на формирование новых вариативных форм и методов работу по развитию фонематических процессов у дошкольников.
Список литературы
-
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2002. -
Арушанова А. Истоки диалога. //Дошкольное воспитание. 2004, - № 11. -
Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1981. -
Безрогов В.Г. Мир детской речи. //Педагогика. 2005, - № 1. -
Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972. -
Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989. -
Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. - М.: Академия, 2000. -
Выготский Л.С. Избр. психол. исслед. - М., 1956. -
Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - М., 1996. -
Гризик Т.И. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь. //Дошкольное воспитание. 2005, - № 1. -
Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребенок. //Дошкольное воспитание. 2003, - № 8. -
Ефимова В. Игры со звуками и буквами. //Дошкольное воспитание. 2006, - № 8. -
Коваленко В.В., Коваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения детей. - М., 2001. -
Максаков А.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1991. -
Правдина О.В. Логопедия. - М., 1969. -
Рязанцева Ю. Фонематическая гимнастика. //Дошкольное воспитание. 2003, - № 11. -
Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. -
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1989. -
Сергеева Т. Развиваем умение интонировать. //Дошкольное воспитание. 2000, - № 10. -
Сохин Ф.А. Обучение дошкольников правильной речи. - М., 1987. -
Терехина О. Путешествие в страну звуков.//Дошкольное воспитание. 2003, - № 9. -
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991. -
Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. -
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1989. -
Хрестоматия по логопедии /Под ред. Н.С. Селиверстова. - М., 1996. -
Хрестоматия по теории и методики развития речи/Под ред. М.М. Алексеевой. - М., 1998. -
Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи. // Дошкольное воспитание. 2006, - № 11. -
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.- М., 1997. -
Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников. //Дошкольное воспитание. 2007, - № 5. -
Ядешко В.И. Педагогический практикум для студентов. - М.: Академия, 1998. -
Эльконин Д.Б. Послесловие - Собр. соч.: в 6-ти т. М., 1984, т. 4.
Приложение 1
Перспективный план работы воспитателя по формированию фонематических процессов у дошкольников
Месяц | Дни недели | Виды работы/Время проведения | ||||
| | Артикуляционная гимнастика/ 5 минут (3 раза в день) | Дыхательная гимнастика/ 2 минуты (3 раза в день) | Развитие фонематических процессов/ до 7 минут (2-я половина дня) | Развитие мелкой моторики/ до 25 минут (2-я половина дня) | |
февраль 1 неделя | Понедельник | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" | "Листопад" | "Выдели слово". | "Дружба" | |
| Вторник | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" (3 раза в день) | "Листопад" | "Выдели слово". | "Дружба" | |
| Среда | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" (3 раза в день) | "Листопад" | "Выдели слово". | "Дружба" | |
| Четверг | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" Комплекс №1 Упражнение "Качели". (3 раза в день) | "Листопад" | "Выдели слово". | "Дружба" | |
| Пятница | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" Комплекс №1 Упражнение "Качели". | "Листопад" | "Выдели слово". | "Дружба" | |
февраль 2 неделя | Понедельник | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" Комплекс №1 Упражнение "Качели". (3 раза в день) | "Мычалка" | "Подумай, не торопись" | "Листья" | |
| Вторник | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" Комплекс №1 Упражнение "Качели". (3 раза в день) | "Мычалка" | "Подумай, не торопись" | "Листья" | |
| Среда | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" Комплекс №1 Упражнение "Качели". Комплекс № 1 Упражнение "Почистить зубы" | "Мычалка" | "Подумай, не торопись" | "Листья" | |
| Четверг | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" Комплекс №1 Упражнение "Качели". Комплекс № 1 Упражнение "Почистить зубы" | "Мычалка" | "Подумай, не торопись" | "Листья" | |
| Пятница | Комплекс №1 Упражнение "Открыть широко рот" Комплекс №1 Упражнение "Качели". Комплекс № 1 Упражнение "Почистить зубы" | "Мычалка" | "Подумай, не торопись" | "Листья" | |
февраль 3 неделя | Понедельник | Комплекс № 1 Упражнение "Почистить зубы" Комплекс № 2 Упражнение "Построить забор" | "Мой воздушный шарик" | "Шутки-минутки" | "Осень" | |
| Вторник | Комплекс № 1 Упражнение "Почистить зубы" Комплекс № 2 Упражнение "Построить забор" | "Мой воздушный шарик" | "Шутки-минутки" | "Осень" | |
| Среда | Комплекс № 1 Упражнение "Почистить зубы" Комплекс № 2 Упражнение "Построить забор" | "Мой воздушный шарик" | "Шутки-минутки" | "Осень" | |
| Четверг | Комплекс № 2 Упражнение "Построить забор" Комплекс № 2 Упражнение "Сделать трубочку" | "Мой воздушный шарик" | "Шутки-минутки" | "Осень" | |
| Пятница | Комплекс № 2 Упражнение "Построить забор" Комплекс № 2 Упражнение "Сделать трубочку" | "Мой воздушный шарик" | "Шутки-минутки" | "Осень" | |
февраль 4 неделя | Понедельник | Комплекс № 2 Упражнение "Сделать трубочку" Комплекс № 2 Упражнение "Загнать мяч в ворота" | "Поезд" | "Красный-белый" | "Огород" | |
| Вторник | Комплекс № 2 Упражнение "Сделать трубочку" Комплекс № 2 Упражнение "Загнать мяч в ворота" | "Поезд" | "Красный-белый" | "Огород" | |
| Среда | Комплекс № 2 Упражнение "Загнать мяч в ворота" | "Поезд" | "Красный-белый" | "Огород" | |
| Четверг | Комплекс № 2 Упражнение "Загнать мяч в ворота" | "Поезд" | "Красный-белый" | "Огород" | |
| Пятница | Комплекс № 2 Упражнение "Загнать мяч в ворота" | "Поезд" | "Красный-белый" | "Огород" | |
март 1 неделя | Понедельник | Комплекс № 2 Упражнение "Загнать мяч в ворота" Комплекс № 2 Упражнение "Насос" | "Полёт на шарике" | "Где звук?" | "Где вы были" | |
| Вторник | Комплекс № 2 Упражнение "Насос" | "Полёт на шарике" | "Где звук?" | "Где вы были" | |
| Среда | Комплекс № 2 Упражнение "Насос" | "Полёт на шарике" | "Где звук?" | "Где вы были" | |
| Четверг | Комплекс № 2 Упражнение "Насос" | "Полёт на шарике" | "Где звук?" | "Где вы были" | |
| Пятница | Комплекс № 2 Упражнение "Насос" | "Полёт на шарике" | "Где звук?" | "Где вы были" | |
март 2 неделя | Понедельник | Комплекс № 2 Упражнение "Насос" Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Потягушечки" | "Кто больше?" | "Огород" | |
| Вторник | Комплекс № 2 Упражнение "Насос" Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Потягушечки" | "Кто больше?" | "Огород" | |
| Среда | Комплекс № 2 Упражнение "Насос" Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Потягушечки" | "Кто больше?" | "Огород" | |
| Четверг | Комплекс № 2 Упражнение "Насос" Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Потягушечки" | "Кто больше?" | "Огород" | |
| Пятница | Комплекс № 2 Упражнение "Насос" Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Потягушечки" | "Кто больше?" | "Огород" | |
март 3 неделя | Понедельник | Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Эхо" | "Поймай рыбку" | "Овощи" | |
| Вторник | Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Эхо" | "Поймай рыбку" | "Овощи" | |
| Среда | Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Эхо" | "Поймай рыбку" | "Овощи" | |
| Четверг | Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Эхо" | "Поймай рыбку" | "Овощи" | |
| Пятница | Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" | "Эхо" | "Поймай рыбку" | "Овощи" | |
март 4 неделя | Понедельник | Комплекс № 2 Упражнение "Посвистеть" Комплекс № 3 Упражнение "Наказать непослушный язык" | "Яблоня" | "Кто внимательней" | "Апельсин" | |
| Вторник | Комплекс № 3 Упражнение "Наказать непослушный язык" | "Яблоня" | "Кто внимательней" | "Апельсин" | |
| Среда | Комплекс № 3 Упражнение "Наказать непослушный язык" | "Яблоня" | "Кто внимательней" | "Апельсин" | |
| Четверг | Комплекс № 3 Упражнение "Наказать непослушный язык" | "Яблоня" | "Кто внимательней" | "Апельсин" | |
| Пятница | Комплекс № 3 Упражнение "Наказать непослушный язык" | "Яблоня" | "Кто внимательней" | "Апельсин" | |
апрель 1 неделя | Понедельник | Комплекс № 3 Упражнение "Сделать язык широким" | "Лети перышко" | "Кто больше слов придумает" | "Моя семья" | |
| Вторник | Комплекс № 3 Упражнение "Сделать язык широким" | "Лети перышко" | "Кто больше слов придумает" | "Моя семья" | |
| Среда | Комплекс № 3 Упражнение "Сделать язык широким" | "Лети перышко" | "Кто больше слов придумает" | "Моя семья" | |
| Четверг | Комплекс № 3 Упражнение "Сделать язык широким" | "Лети перышко" | "Кто больше слов придумает" | "Моя семья" | |
| Пятница | Комплекс № 3 Упражнение "Сделать язык широким" Комплекс № 3 Упражнение "Кто дальше загонит мяч" | "Лети перышко" | "Кто больше слов придумает" | "Моя семья" | |
апрель 2 неделя | Понедельник | Комплекс № 3 Упражнение "Кто дальше загонит мяч" | "Воздушный футбол" | "Найди место для своей картинки" | "Семейная зарядка" | |
| Вторник | Комплекс № 3 Упражнение "Кто дальше загонит мяч" | "Воздушный футбол" | "Найди место для своей картинки" | "Семейная зарядка" | |
| Среда | Комплекс № 3 Упражнение "Кто дальше загонит мяч" | "Воздушный футбол" | "Найди место для своей картинки" | "Семейная зарядка" | |
| Четверг | Комплекс № 3 Упражнение "Кто дальше загонит мяч" Комплекс № 3 Упражнение "Вкусное варенье" | "Воздушный футбол" | "Найди место для своей картинки" | "Семейная зарядка" | |
| Пятница | Комплекс № 3 Упражнение "Кто дальше загонит мяч" Комплекс № 3 Упражнение "Вкусное варенье" | "Воздушный футбол" | "Найди место для своей картинки" | "Семейная зарядка" | |
апрель 3 неделя | Понедельник | Комплекс № 3 Упражнение "Вкусное варенье" Комплекс № 3 Упражнение "Присоси конфетку" | "Качели" | "Будь внимателен" | "Наше тело" | |
| Вторник | Комплекс № 3 Упражнение "Вкусное варенье" Комплекс № 3 Упражнение "Присоси конфетку" | "Качели" | "Будь внимателен" | "Наше тело" | |
| Среда | Комплекс № 3 Упражнение "Вкусное варенье" Комплекс № 3 Упражнение "Присоси конфетку" | "Качели" | "Будь внимателен" | "Наше тело" | |
| Четверг | Комплекс № 3 Упражнение "Присоси конфетку" | "Качели" | "Будь внимателен" | "Наше тело" | |
| Пятница | Комплекс № 3 Упражнение "Присоси конфетку" | "Качели" | "Будь внимателен" | "Наше тело" | |
апрель | Понедельник | Комплекс № 3 Упражнение "Присоси конфетку" Комплекс № 3 Упражнение "Грибок" | "Варим кашу" | Звенит-жужжит" | "Маша варежку надела" | |
| Вторник | Комплекс № 3 Упражнение "Присоси конфетку" Комплекс № 3 Упражнение "Грибок" | "Варим кашу" | Звенит-жужжит" | "Маша варежку надела" | |
| Среда | Комплекс № 3 Упражнение "Грибок" | "Варим кашу" | Звенит-жужжит" | "Маша варежку надела" | |
| Четверг | Комплекс № 3 Упражнение "Грибок" | "Варим кашу" | Звенит-жужжит" | "Маша варежку надела" | |
| Пятница | Комплекс № 3 Упражнение "Грибок" | "Варим кашу" | Звенит-жужжит" | "Маша варежку надела" |
Приложение 2
Картотека игр на развитие фонематического слуха
"Выдели слово" Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. |
"Подумай, не торопись" Предложите детям несколько заданий на сообразительность: - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а. - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т"и.т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. |
"Шутки - минутки" Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами. |
"Красный - белый" Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый). Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок. |
"Где звук?" Цель: Нахождение места звука в слове. Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок). Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами. Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак). |
"Кто больше?" Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине. Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком. Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, "Огород". После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с ). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков. |
"Поймай рыбку" Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков. Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры "Поймай рыбку". Скрепки прикрепляются к предметным картинкам. Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в словаре (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. |
"Кто внимательнее?" Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование. Картинки на определенный звук. Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: "Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку". Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: "Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их". Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком. Игру можно усложнить. |
"Кто больше слов придумает?" Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование. Мяч, фанты. Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов. |