Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психологопедагогические теории и технологии начального образования 2 Тема проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первое и самое важное условие развития исследовательской деятельности - это обучение детей планировать проблемы, ставить цели, выполнять задачи, изучать необходимую информацию. Использовать знания на практике и понимать результаты своей деятельности. Она должна регулярно и целенаправленно проводиться на школьных уроках, репетиторстве или внеклассных мероприятиях.

Обучающие уроки создают образовательный контекст для того, чтобы заставить учащихся отстаивать свою точку зрения и разрабатывать аргументы. Ученики могут задавать вопросы и обращаться к многочисленным источникам информации.

Еще одним важным педагогическим условием развития наук является использование системы поощрений. Учителей следует поощрять за оригинальность, креативность и глубокое решение проблем. Это нужно, чтобы установить правильный диалог о преподавании для того, чтобы стимулировать учащихся, развивать их творческие способности, воспитывать личность и углубляться в опыт.

Следующим педагогическим условием является учет возрастного ограничения. Учителям следует учитывать то обстоятельство, что темы исследований для учеников в младших классах начальной школы логически совпадают со школьными предметами. Затраты на исследования не должны быть слишком большими, так как это может привести к потере концентрации и истощению воображения при подготовке проекта. В отношении развития методов исследования и изучения на ранних этапах школьного образования учителя должны учитывать следующее:

  • у учащихся должны быть все возможности для организации самостоятельной исследовательской деятельности;

  • учитель должен уметь организовывать дискуссии, не навязывая свое мнение и авторитет учеников;

  • группы, которые работают над проектами предпринимательского и эмоционального характера; направлять учащихся в решение проблем.

  • способность объединять различные предметы в решение проблемы выбранного проекта [5].

Необходимо развивать навыки в области исследования.

1.Улучшение. Работа должна быть непрерывной, как в работе, так и в деятельности вне ее.

2.Сбор, обработка. Выпускники обязаны мотивировать преподавателей на открытие и развитие исследовательских навыков путем их мысленного выполнения.


3. Психология. Вдохновляйте на творчество и поощряйте его. Перед студентами стоит задача – открыть и изучить новый материал. Они не должны бояться новых знаний.

Это необходимо для того, чтобы они соответствовали возрастным категориям. Учеба должна быть интересной, а главное – полезной. Заведите в классе приятную атмосферу – это поможет ученикам чувствовать себя комфортно.

В трудные времена ученики начинают думать, и у них возникает потребность решить их. В ответ на вопрос ребенка, как это может быть глупо, он ответит: «Это не так». Как это случилось? Что же мне нужно сделать? Если да, то что я должен делать? И дети начинают думать о проблеме как о своей собственной. Эта задача перед учителем - каждый раз оживлять потенциальный познавательный интерес младших школьников, а не давать ему угаснуть. Это сложная задача для учителя. В этой ситуации происходит развитие гипотетического мышления. А предположение – это способ искажения мыслей, систем мысли или образов. Ребенок начинает высказывать предположения и альтернативы, развивая навыки доказательства и рассуждения. В настоящее время открываются возможности для создания «нового» опыта, т.е. познавательного интереса к изучаемому предмету или деятельности.

Укрепление межличностных отношений происходит благодаря участию в обсуждении различных гипотез. Рефлексии важны в развитии личности. Как называется рефлексивная реакция? Это способность различать известные и неизвестные, определить знания которые не могут помочь в достижении целей или понимать их недостаточно для успеха. Этот подход позволяет понять то, что свои убеждения единственно возможные и следует критически наблюдать за мыслями или действиями других. Это изменение связано с обучением таким действиям, как самоконтроль.

В процессе обучения самоконтролю, ученики должны взять на себя ответственность за свои действия. Взрослые, учителя и родители могут представить школьникам результаты исследований, чтобы они оценили их значимость. Учителю необходимо поддержать и мотивировать творческие способности учащихся, их желание учиться новому без затыкания или связки мыслей. А учителя обязаны создавать в классе атмосферу, способствующую творчеству. Школьники не должны бояться высказывать свое мнение или совершать ошибки. Цель преподавателя - не ограничивать творческие желания, импульсы и идеи учеников, а поддерживать и направлять их. Уроки по изучению исследовательских навыков проходят в начальной школе на четырех этапах, соответствующих четырем годам начального образования. На каждом этапе учитывается возраст учеников.



При этом первый этап соответствует 1 классу и началу участия во проектной работе. Именно на этом этапе происходит формирование базы знаний в процессе проектирования. Обучить учащихся развитию исследовательских навыков, которые станут предпосылкой для проведения исследований в последующие годы.

В начале первого года обучения школьники должны использовать задания на анализ, синтез и классификация для сравнения. На данном этапе главная задача заключается в активизации познавательной и исследовательской деятельности детей в учебном процессе. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать загадки, шутки и логические задачи. Игры с участием сказочных персонажей помогут учащимся задавать вопросы, исследовать, проверять, изучать и рассуждать.

Второй этап, во втором классе, это изучение основ теоретической и плановой работы. Уроки стали все чаще использовать проблемные методы, когда ученики могут найти необходимую информацию, используя различные поисковые ресурсы.

Завершая третий год обучения, учащиеся продолжают обобщать теории исследований, автоматизируют навыки работы в группе и открывают для себя новую форму работы - самостоятельную индивидуальную работу. На занятиях учащиеся могут применять полученные на уроках знания и навыки при выполнении коротких заданий.

Именно на завершающем этапе четвертого курса обучения основное внимание уделяется навыкам обработки информации и проведения долгосрочных исследований [6]. Исходя из этого, мы можем сделать следующие выводы. Исследования - это бескорыстный поиск истины; проектирование – решение конкретной и понятной проблемы. Однако, оба метода зависят от одной и той же проблемы; они предполагают самостоятельные действия отдельных людей, пар и групп в течение определенного периода времени. От нескольких секунд до недели или месяца занятий.

Из-за этого в процессе изучения исследовательских навыков происходит постепенное уменьшение формата занятий, что позволяет студентам быстрее и легче усваивать материал.

Таким образом, самое эффективное условие для обучения - это проектная работа с целью развития исследовательских навыков учащихся. Также, учитель создает для учеников определенные условия обучения. Он используют систему стимулов и учитывают возрастные особенности, создает творческий комфорт в процессе обучения; воспитывает интерес к работе с целью получения результатов.


Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования




2.1 Методы и методики исследования


Исследование по теме работы проводилось на базе ДШИ «им.А.П. Артамонова (№2)». В эксперименте приняли участие 30 детей 4-х классов. Среди них 20 девочек и 10 мальчиков, средний возраст составил – 9,5 лет.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе диагностировался уровень сформированности исследовательских умений обучающихся.

На втором этапе внедрялся метод проектов как способ формирования исследовательских умений.

На третьем этапе оценивалась эффективность данного метода.

Для диагностирования были выбраны следующие методики:

    1. Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия».

Цель – определение способности обучающегося менять свою точку зрения, смотреть на проблему со стороны.

Материалы – модифицированная методика Р. С. Немова «Вербальная фантазия», материалы работ А. И. Савенкова.

Критерии – скорость процессов воображения; необычность, оригнальность; глубина и детализированность образа; впечатлительность, эмоциональность образа.

    1. Методика Р.Н.Немова «Обведи контур».

Цель – оценка образного мышления.

Материалы – 3 рисунка, карандаш, ручка, секундомер.

Критерии – скорость, качество, точность выполнения задания.

    1. Методика «Сравнение понятий».

Цель – изучить способность младших школьников обучаться и синтезировать знания.

Материалы – лист с понятиями, ручка.

Критерии – конкретность мышления, устойчивость.

Результаты по первой методике получились следующие (рис.1).



Рисунок 1 - Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия» (констатирующий этап)

Рисунок 1 показывает, что количество детей с высоким уровнем воображения составляет 10 человек (33%), со средним 15 (50%), с низким 5 (17%).

Результаты по второй методике получились следующие (рис.2).



Рисунок 2 - Методика Р.Н.Немова «Обведи контур» (констатирующий этап)

Так, исходя из данных рисунка 2, уровень мышления у испытуемых: 3 человека имеют очень высокий уровень (10%), 4 – высокий (13%), 16 - средний (53%), 6 – низкий (20%), 1 - очень низкий (4%).
Результаты по третьей методике получились следующие (рис.3).



Рисунок 3 - Методика «Сравнение понятий» (констатирующий этап)

Рисунок 3 демонстрирует, что из 20 испытуемых у 26 (87%) сравнение понятий находится на уровне нормы, они делают это без особых усилий. У 4 (13%) показатели ниже нормы, нет понимая различий в понятиях.

Так, нами диагностирован уровень исследовательских умений младших школьников.

Далее предложено внедрение проекта на втором этапе исследования, проведены уроки, и проанализированы полученные результаты. Эффективность проделанной работы представлена в следующем параграфе исследования.

2.2 Результаты исследования


После использования проекта в формировании исследовательских умений, мы провели повторную диагностику по предложенным ранее методикам. Результаты представлены на рисунках 4-6.



Рисунок 4 - Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия» (контрольный этап)
Рисунок 4 показывает, что после применения проектов, уровень вербальной фантазии у младших школьников изменился. Так, количество обучающихся со средним уровнем составило 17 человек (56%), с высоким – 13 человек (44%).



Рисунок 5 – Методика Р.Н.Немова «Обведи контур» (контрольный этап)
Рисунок 5 показывает, что после применения проектов, уровень мышления младших школьников также изменился. У 5 (16,5%) обучающихся отмечен очень высокий уровень мышления, у 7 (23,5%) высокий, у 17 (56,5%) средний, у 1 (3,5%) низкий.



Рисунок 6 - Методика «Сравнение понятий» (контрольный этап)
Так, рисунок 6 показывает, что количество детей умеющих сравнивать понятия составляет 29 человек (97%), лишь у 1 ребенка показатели чуть ниже нормы (3%).

Показатели по методикам до и после применения метода проектов представлены на рисунке 7-9.



Рисунок 7 – Сравнение показателей по методике Р.С.Немова «Вербальная фантазия» (до и после применения метода проектов в формировании исследовательских умений)


Рисунок 8 – Сравнение показателей по методике Р.Н.Немова «Обведи контур» (до и после применения метода проектов в формировании исследовательских умений)


Рисунок 9 – Сравнение показателей по методике «Сравнение понятий» (до и после применения метода проектов в формировании исследовательских умений)