Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психологопедагогические теории и технологии начального образования 2 Тема проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Педагогики и методики преподавания»

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования 2»

Тема: проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников



Студент

Д.С. Луковская







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-1902г













Преподаватель


Л.А. Сундеева







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 5

1.1Особенности исследовательских умений младших школьников 5

1.2 Способы формирования исследовательских умений младших школьников посредством проектирования 8

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования 13

2.1 Методы и методики исследования 13

2.2 Результаты исследования 15

Заключение 21

Список используемой литературы 22



Введение


Образовательный процесс в современной педагогической практике, который строится на умениях исследовать, считается одним из эффективных путей познания для школьника. Каждому ребенку от природы свойственна склонность к исследованию, поиску и познанию нового. Если правильно организовать обучение, эта склонность будет только совершенствоваться, способствовать развитию умений и навыков, естественным образом связанных с исследованиями.


На сегодняшний день все более остро обнаруживается противоречие между тем, что начальное звено массово нуждается в расширение использования для младших школьников исследовательской деятельности и тем, что теоретическое обоснование что именно и как понимать под исследовательскими умениями детей младшего школьного возраста недостаточно, что обуславливает актуальность исследования.

Это противоречие позволяет обозначить проблему исследования – каковы возможности проектирования в формировании исследовательских умений у младших школьников. А также сформулировать тему исследования: «Проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников».

Объект исследования – исследовательские умения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности формирования исследовательских умений младшего школьника посредством проектирования.

Цель исследования: изучить проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников.

Задачи:

  • рассмотреть особенности исследовательских умений младших школьников;

  • определить способы формирования исследовательских умений младших школьников посредством проектирования;

  • выбрать методы и методики исследования;

  • представить результаты исследования.

Гипотеза исследования. В формировании исследовательских умений младших школьников эффективным способом выступает проектирование.

Методики исследования:

1. Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия».

2. Методика Р.Н.Немова «Обведи контур».

3. Методика «Сравнение понятий».

Методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

  • диагностика сформированности исследовательских умений у младших школьников.

База исследования – ДШИ «им.А.П. Артамонова (№2)»

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования




    1. Особенности исследовательских умений младших школьников



В работе с детьми младшего школьного возраста исследовательская деятельность является лучшим способом общения. Основное отличие учебного исследования от научно-исследовательской деятельности состоит в том, что он не носит формальный характер и не является единственным видом работы. Он направлен на развитие исследовательских навыков в универсальном способе изучения действительности. Также он развивает навыки мышления исследовательского типа и способность активизировать индивидуальную позицию [7].



А.И. Савенков считает, что практику учебных исследований обучающихся младших класов можно рассматривать как особое внеклассное или школьное направление, которое тесно связано с основным учебным процессом и ориентировано на исследование детей, развитие творческой активности, расширение и закрепление имеющихся знаний [17].

В младшем школьном возрасте А.И. Савенков обращает внимание на два основных компонента исследовательских навыков:

1. Мотивация: формируется под влиянием поставленной задачи.

2. Система навыков человека.

А.И. Савенков перечисляет исследовательские умения учеников начальной школы: обнаружение проблемы, формулировка гипотезы и наблюдение за понятиями; определение понятий, или терминов; сбор информации для самостоятельного исследования с целью доказательства правильности суждения [17].

Методика Н.А. Семеновой рассматривает исследовательскую деятельность как целенаправленную познавательную творческую работу учащихся, структура которой соответствует научной деятельности и характеризуется целеустремленностью (активностью) и мотивацией [20].

Результаты исследовательской деятельности - это формирование познавательной мотивации и навыков, знаний и методов работы, которые являются субъективно новыми для ученика. Н.А. Семенова в качестве основных исследовательских умений младшеклассников называет следующие:

  • наличие навыков самоорганизации и организации работы;

  • самоуправление своей деятельностью — самоорганизация собственной деятельности;

  • понимание, где и как проводить учебные исследования;

  • способность к планированию и представлению результатов своего труда.

В начальной школе эти умения должны формироваться на уровне, соответствующем их возрасту [4].

На основании исследований А.Н. Подъякова, А.И. Савенкова и А.В. Леонтовича [10], исследовательские умения рассматриваются как способность организовывать исследовательскую деятельность, отбирать и анализировать информацию, самостоятельно выбирать методы и приемы исследования для достижения желаемого результата.

С помощью анализа теории и собственного педагогического опыта Г. В. Гладкова определила четыре группы исследовательских умений, формируемых в младшем школьном возрасте [4]:


  1. Организация организационно-практических действий (умение планировать задание, задавать вопросы и отвечать на них), а также умение использовать общелогические методы для представления результатов исследования;

  2. Исследование (умение выбрать тему исследования, осознать проблему и определить цели) Что мы хотим узнать? Зачем нам это делать? Для чего нам нужны эти знания?)Умение выбирать и использовать доступные методы исследования; умение установить причинно-следственную связь;

  3. Информационные (умение находить и использовать источники информации; умение слушать говорящих, понимать определения, понятия и термины; умение работать с определениями, понятиями и терминами; умение представлять информацию в виде символов и условных обозначений; умение делать выводы);

  4. Оценка (способность оценивать свою работу и ее сильные стороны; способность оценивать другие работы и их слабые стороны; способность оценивать результаты других исследователей; способность делать оценочные суждения, рекомендации и отзывы; способность обосновывать свои оценки) [8].

До того момента как дети достигнут первого класса начальной школы, они развивают способность анализировать и синтезировать деятельность на основе представлений, а также по отношению к непосредственно воспринимаемым объектам. Элементы метафорического мышления позволяют детям получать обобщенные знания об объектах и явлениям. Познакомившись с объектом и исследовав его, дети в первом классе могут обобщать свой опыт и устанавливать новые связи между предметами. Если они действительно хотят исследовать, они легко усваивают понятия о объекте и обучаются использовать их в своей исследовательской деятельности. И именно в этот момент закладываются основы логической мысли.

Освоив исследование, дети усваивают ориентиры и вырабатывают собственные правила поведения или способы действий. Это приводит к формированию исследовательской деятельности [10].

Большинство педагогов и психологов считают, что исследовательские навыки следует формировать в наиболее сенситивном возрасте - в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы и профессиональных методик, можно классифицировать все исследовательские умения в средней школе на четыре основные группы:


  • организационно-практические (например, умение планировать задания и задавать вопросы; владеть различными способами представления результатов исследования);

  • научные (например, умение выбирать тему исследования и использовать методы исследований; а также уметь устанавливать причинно-следственные связи);

  • информационные (например, умение находить и использовать источники информации; способность понимать устные или письменные тексты; уметь организовать информацию в виде символов и специализированных знаков);

  • способность оценивать свою работу и определять ее сильные стороны; способность обосновывать свои оценки.

1.2 Способы формирования исследовательских умений младших школьников посредством проектирования



Младшие школьники, их возраст – это период творческого развития. В процессе обучения этот фактор должен использоваться преподавателями, ориентированными на результат. Здесь важно использовать метод планирования. Данный способ дает возможность учащимся практиковаться, формировать установки, планировать результаты и развивать свой творческий потенциал.

С помощью метода проектирования можно решать образовательные, а также воспитательные задачи. Именно в этом случае ученики становятся более открыты для диалога и пытаются достигнуть поставленной цели. Проекты могут быть созданы в группах, парами или индивидуально. На их выполнение дается определенное время.

Этот метод проектов основан на решении конкретной задачи. В этом процессе ученики используют различные знания, а также расширяют свою базу знаний во внеклассной форме. Для исследования существует разница между проектами и исследованием. Проекты предполагают создание конкретной модели, а исследования - нет.

Изучение это не что иное, как поиск уже имеющихся знаний; по словам А.И. Савенкова, «по возможности проекты и исследования - это разные виды деятельности». «В основе исследований лежит поиск истины, а также в основе проектов – поиск конкретных решений». Однако стоит отметить, что в обоих случаях задачи и формы и методы идентичны. При этом оба метода предполагают самостоятельную работу учащихся.

Научная работа Н.Ю. Румянцевой имеет специальную структуру, почти аналогичную структуре реальной исследовательской работы: тема, проблема, объект, актуальность объекта исследования и цель, гипотеза, задачи исследований; методы исследования: наблюдение за экспериментом и т.д. Связаны между собой дизайн и методы исследования. Каждый из них обуславливает интерес к той или другой проблеме. В детской деятельности самые распространенные из них - это работа по собственной инициативе и создание чего-то нового.