Файл: Образовательная программа азбука туризма.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уметь: соблюдать меры личной гигиены, составлять и соблюдать режим дня, соблюдать правильный и здоровый режим питания, вести самоконтроль, оказывать доврачебную помощь пострадавшему, транспортировать пострадавшего.

11. Медицинская подготовка (12 часов)

12. Основы туристской подготовки.(4 часа).

- личное и групповое снаряжение;

- укладка рюкзака;

- виды костров;

- организация бивуаков, лагеря;

- организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре;

- гигиена в условиях полевого лагеря;

- обязанности в группе.

составление меню, графика дежурства;

- приготовление пищи в полевых условиях;

- обучение пользованию топором, двуручной пилой;

- организация полевой постели, места для отдыха;

- организация дневки (досуг, игры, развлечения).


Знать: основное групповое и личное снаряжение, виды рюкзаков, основные требования к ним, туристские палатки, виды костров и их назначение, требования к выбору места для организации бивуака и лагеря, основные требования по гигиене в условиях полевого лагеря и меры безопасности.

Уметь: укладывать рюкзак и устанавливать палатку, разжечь костер, уметь приготовить пищу на костре, убирать место привалов и бивуаков.

Знать: правила хранения продуктов в полевых условиях, правила укладки рюкзака и упаковка продуктов, принципы составления меню для похо­дов и соревнований.

Уметь: составлять меню, график дежурств, укладывать рюкзак, готовить пищу в полевых условиях, организовывать и проводить бивачные работы: установка палаток, оборудова­ние костра, кухни, места для умывания и заборе воды, заготовка и хранение дров, пользоваться топором и двуручной пи­лой, организовывать индивидуальную походную постель, места для отдыха, организовывать дневки (досуг, игры, развлечения), убирать места привалов и биваков, ак­тивно участвовать в общественно полез­ном труде.

11. Контрольные упражнения и соревнования (15 часов).

- контрольные упражнения: общая выносливость – пятиминутный бег с учетом пройденного расстояния (метры), скорость – бег на 30 м с ходу (секунды), скоростно-силовые способности – пятикратный прыжок в длину с места (сантиметры), подтягивание у мальчиков и отжимание у девочек;


- участие в 3-6 соревнованиях по спортивному ориентированию по своей возрастной группе.

Знать: методы проведения контрольных нормативов.

Уметь: выполнять теоретические и практические навыки по спортивному ориентированию в легкой атлетике.
12. Походная практика (48 часов)

- однодневные походы:

  • сентябрь – 2 однодневных по 4,5 часа по субботам

  • ноябрь - однодневный 5 часов в каникулы

  • январь – 2 однодневных по 5 часов в каникулы

  • март – однодневный 5 часовой в каникулы

  • апрель – однодневный в конце месяца 4 часа

  • май - двухдневный поход – 1 по 14 часов.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Что такое компас. Значение изобретения компаса. Устройство. Правила обращения с компасом. Что может служить ориентиром. Что такое движение по азимуту и когда оно применяется. Четыре действия с компасом. Техника выполнения засечек. Для чего нужны обратные засечки.
Упражнения в ориентировании карты по компасу
Упражнения на засечки, определение азимута на заданный ориентир и нахождение ориентира по заданному азимуту (прямая засечка)
Что такое азимут; определение; отличие азимута от простого угла; обратный азимут, его определение.

Основные направления по сторонам горизонта и по сторонам тела. Упражнения на ориентирование.

Азимутальное кольцо «Роза направлений». Память направления. Тренировочный треугольник.
Построить азимуты: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З, СЗ и т.д. Выполнять на глаз. Определить обратный азимут по данному.

Упражнение на смешанное ориентирование. Графическое решение задач на смешанное ориентирование. Многократное повторение азимутального кольца. Упражнения на глазомерную оценку азимутов.
Для чего в походе необходимо измерять расстояния. Способы измерения расстояний на местности. Что такое средний шаг. Как измерить свой средний шаг и составить ЛПШМ. Глазомер, его значение для туриста. Тренировка.
Измерение каждым учащимся своего среднего шага. Составление ЛПШМ.
Тренировка глазомера.
Суточное движение Солнца по небосклону, средняя градусная скорость его движения. Контур Большой Медведицы. Как найти Полярную звезду. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов.
Что мы называем местными предметами. Как выглядят они с самолёта. Роль топографических знаков на плане и карте. Группы знаков цвет и форма, размеры.
Зарисовка топографических знаков по группам.

Зарисовка топографических знаков по группам. Объяснение незнакомых местных предметов.

Упражнение в опознании знаков на карте.
Чтение карты по маршрутам. Топографический диктант.
Определение карты. Топографическая и географическая карты. Значение карты для туристов. Значение карт в народном хозяйстве и обороне государства. Копирование и увеличение карт. Обращение с картой в походе.
Крупные и мелкомасштабные карты. Что такое масштаб. Преобразование числового масштаба в натуральный. Как пользоваться линейным масштабом.
Определение азимутов линий на карте.

Определение на карте элементов, которые менее других подвержены изменениям, составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений.
Упражнение на быстрое преобразование числового масштаба в натуральный. Вычисление длины линий на карте по её масштабу и с помощью полоски бумаги по линейному масштабу карты. Измерение азимутов различных направлений на карте.
Значение активного способа движения на большие расстояния. Прогулка и поход. Шаг туриста. Положение корпуса и рук. Дыхание и выносливость. Движение цепочкой. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего.

Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Режим ходового дня и режим на дневке.
Привал и бивак. Порядок и правила разведения костра в походе. Какие дрова использовать.
Географическое положение, площадь и границы области. Рельеф и климат, реки и озёра, полезные ископаемые.
Растительный и животный мир.

Население, культура, хозяйство, транспорт области. Памятники, музеи, краеведческие объекты на территории области.

КОМПЛЕКС ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА МЕСТНОСТИ




Тренировка глазомера----------------------------------------------4 ч.
Тренировка движения по азимутам------------------------------4 ч.
Показ способов установки палатки------------------------------8 ч.

и разведение походного костра
Учебные соревнования по прохождению

азимутальных маршрутов ------------------------------4 ч.
учебные соревнования по прохождению

азимутальных маршрутов -----------------------------4 ч.
учебные соревнования по ориентированию--------------------4 ч.
однодневный учебно-тренировочный

поход ------------------------8 ч.
1. Составление списка условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы
2. Ориентирование карты по солнцу и компасу.
3. Сравнение нескольких разномасштабных топографических карт района проведения похода.
4.Приближённое определение сторон горизонта по особенностям

местных предметов.
5.Техника разжигания костра.
6. Обратные засечки. Определение азимутов на заданные далёкие

ориентиры.
Разбор итогов похода --------------------------------------------2 ч.
Двухдневный зачётный поход ------------------------------------16 ч.


  1. укладка вещей и продуктов в рюкзак, снаряжение, одежда, обувь.




  1. Правила, режим и техника движения в походе.



3.Ориентирование на маршруте по карте, движение по азимутам,

определение сторон горизонта по небесным светилам.


  1. Оборудование костра, разжигание, поддержание пламени, варка

Пищи на костре.
Разбор итогов похода ---------------------------------------------------1ч.
Краеведческие походы и экскурсии ---------------------------------20ч.
Велосипедный поход в с. Буйск ---------------------------------8ч.
Велосипедный поход в поч. Ивановский ----------------------------8ч.
Поход на Святой ключ в д. Кугерь ---------------------------------5ч.
Лыжный поход в г. Уржум через Кабановщину -------------------6ч.
Поход на р. Вятку ----------------------------------9ч.
Поход на байдарках на Старицу ----------------------------------14ч.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитанники первого года обучения должны знать:


  • компас

  • азимут, обратный азимут

  • измерение расстояний (средний шаг)

  • ориентирование по небесным светилам и особенностям местных

предметов

  • топографические знаки

  • топографическую карту

  • технику пешеходного туризма

  • наш край, наш район, наш округ


Должны уметь:


  • пользоваться компасом (4 действия с компасом)

  • ориентировать карту по компасу

  • определять азимут по ориентирам

  • определять обратный азимут по данному азимуту

  • двигаться по азимуту

  • делать глазомерную оценку азимутов

  • измерять расстояния на местности различными способами

  • переводить пары своих шагов в метры

  • ориентироваться по небесным светилам и особенностям местных предметов

  • опознавать топографические знаки на карте

  • читать карту по маршрутам

  • измерять длину линий на карте с помощью масштаба

  • измерять азимуты различных направлений на карте

  • правильно пользоваться рюкзаком

  • ухаживать за одеждой, обувью, ногами, инвентарём

  • делать привалы, ставить палатку

  • разжигать костёр

  • готовить пищу

  • описывать поход

  • оказывать доврачебную помощь

ДИАГНОСТИКА
Запланированный уровень подготовленности

Упражнения

Мальчики

Девочки

Бег 30 м (сек.)

5.0

5.2

Бег 1000 м (мин., сек.)

4.40

4.50

Кросс 2 км (мин., сек.)

11.20



Челночный бег 3х10м







Подтягивание







Пресс за 1 мин







Вязка узлов на скорость







Муфтование карабина







Навесная переправа 6 м