Файл: Образовательная программа азбука туризма.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учебная программа «Азбука туризма»

2 год обучения, 5 часов в неделю
1.Вводное занятие. История возникновения и развития туризма. Охрана природы. (1 час)

- организационное занятие (знакомство, информация о месте и времени занятий);

- обзор развития ориентирования в области, стране, за рубежом;

- достоинства ориентирования, связь с природой;

- виды спортивного ориентирования.

Меры по обеспечению сохранения природы в местах проведения трени­ровок и соревнований.

2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. (1 час).

Поведение на улице во время движения к месту занятий и на учебно-тренировочном занятии;

- техника безопасности при проведении занятий на местности и во время соревнований;

- контрольное время, аварийный азимут, ограничивающие ориентиры, умение выходить из леса при потере ориентировки, поиск заблудившихся.

Знать: основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности, при движении к месту занятий.

Уметь: соблюдать контрольное время, находить выход из аварийных ситуаций, правильно вести поиск заблудившихся.

3. Одежда и снаряжение туриста (2 часа).

- компас, планшет, одежда, обувь, карточка участника, личное снаряжение;

- подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Правила эксплуатации и хранения;

- особенности одежды туриста при различных погодных условиях и разных типах местности. Обувь и одежда туриста (для сезона). Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде, инвентарю и т.д. Как готовить снаряжение в поход. Правила укладки рюкзака. Обращение с рюкзаком. Уход за ногами и обувью в походе. Групповое снаряжение туристов.
Знать: компас и его устройство, планшет и его устройство, правила эксплуатации и хранения снаряжения.

Уметь: правильно эксплуатировать и хранить снаряжение

4. Топография, условные знаки. Спортивная карта. (6 часов).

- зрительное знакомство с объектами местности;

- спортивная карта, цвета карты, основные условные знаки, масштаб карты; ориентирование карты;

Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азиму­та. Движение по азимуту.

Знать: основные условные знаки и опознавать их на местности. Что такое горизонталь и как горизонтали влияют на крутизну склона?

Уметь: читать масштаб карт, читать и
расшифровывать основные топографические знаки, определять крутизну склона и его высоту.

5. Краткая характеристика техники пешеходного туризма.

(33 часа).

  1. - держание карты, держание компаса, ориентирование карты, сопоставление карты с местностью;

  2. - измерение расстояний на карте и местности, измерение расстояний на местности шагами;

  3. - определение точки стояния;

  4. - ориентирование вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров;

  5. - взятие контрольных пунктов (КП), расположенных в пределах видимости от линейных ориентиров;

  6. - выбор вариантов движения между КП. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами. Кратчайшие пути срезки;

  7. - чтение карты, развитие внимания и «памяти» карты;

  8. - контроль местности при движении;

  9. - контроль расстояния, направления и высоты;

  10. - поиск КП;

  11. - отметка на контрольном пункте и восприятие номера КП;

  12. - контрольная карточка;

  13. - снятие азимута с карты. Определение направления, в котором необходимо осуществить движение по азимуту;

  14. Преодоление спусков и подъёмов со страховкой

  15. Наведение переправы через сухой лог

  16. Наведение переправы через болото по гатям

  17. Наведение и прохождение по параллельным верёвкам со страховкой (сопровождением)

  18. Преодоление водной переправы вброд, по льду

  19. Преодоление водной переправы на плав средствах

  20. - типичные ошибки;

Знать: значение технической подготовки для достижения высоких результатов. Приемы и методы измерения расстояний. Как влияет выбранный путь на конечный результат. Наиболее часто встречаемые и наиболее характерные ошибки, как правильно вести поиск КП.

Уметь: правильно держать карту и компас, сопоставлять карту с местностью, безошибочно определять точку стояния, уметь читать карту, измерять расстояния на карте и местности, определять стороны горизонта по компасу, двигаться по азимуту, определять и контролировать направление с помощью карты и компаса, по объектам местности, восстанавливать ориентировку после ее потери.

6. Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции.

(12 часов).

- взаимосвязь техники и тактики в спортивном туризме;

- последовательность действий туристов в ходе соревнований на КТМ, в ТПТ;

- понятие о тактическом плане;

- взаимосвязь скорости передвижения и технико-тактических действий;



- действия спортсмена при потере ориентировки и при встрече с соперником;

- планирование путей прохождения дистанции при использовании линейных ориентиров, выбор пути движения между КП;

- опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие и линейные ориентиры;

- подход и уход с контрольного пункта, использование соперников на дистанции и при подходе к КП;

- раскладка сил на дистанции соревнований;

- особенности тактики в различных видах соревнований;

- анализ и разбор соревнований;

- планирование путей прохождения дистанции при использовании линей­ных ориентиров;

- выбор пути движения между КП;

- использование соперника при выходе на КП;

- раскладка сил на дистан­ции соревнований;

- особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию.

Знать: понятие о тактике и взаимосвязи техники и тактики, значение тактики для достижения наилучших результатов, опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие и линейные ориентиры. Планирование путей прохождения дистанции при использовании линей­ных ориентиров. Выбор пути движения между КП. Использование соперника при выходе на КП. Раскладка сил на дистан­ции соревнований. Особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию.

Уметь: правильно распределять силы на дистанции, выполнять действия по выбору пути движения и выбирать оптимальный путь, последовательно осуществлять выбранный путь движения, выполнять действия по использованию соперников на дистанции, при подходе к КП, осуществлять грамотный уход с КП, правильно использовать опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие и линейные ориентиры.

7. Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию. (2 часа).

- права и обязанности участника;

- специфика каждого вида ориентирования;

- действия спортсмена перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша, при опоздании на старт;

- техническая информация о дистанциях.

Знать: права и обязанности участников соревнований, виды соревнований и способы их проведение, действия участника до соревнований, в ходе соревнований и по окончании соревнований.

Уметь: соблюдать права и обязанности участников соревнований, правильно использовать техническую информацию о дистанциях.


8. Общая физическая подготовка (ОФП). (31 часа).

- задачи ОФП: систематизация круглогодичного тренировочного процесса;

- взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок;

- разминка и заминка, их значение;

- ходьба на пятках, носках, на внешней и внутренней стороне стопы, высоко поднимая колени, в полу приседе, в приседе;

- бег вперед, назад, галопом влево и вправо, на носках;

- упражнения для рук и плечевого пояса: сгибание, разгибание, вращение, махи, отведение и приведение, движение рук в сочетании с ходьбой и бегом;

- упражнения для шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты туловища, в положении лежа – поднимание и опускание ног;

- упражнение для ног: поднимание на носках, приседания, махи вперед, назад и в стороны, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки;

- подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, игры на внимание, сообразительность, координацию;

Знать: задачи общей физической подготовки, взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок, значение систематизации круглогодичного тренировочного процесса, значение разминки и заминки.

Уметь: выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, живота, ног, выполнять разминку и заминку.
9. Специальная физическая подготовка. (22 часов)

Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физиче­ских качеств, специфических для спортсменов-ориентировщиков: специ­альной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости.

- упражнения для развития выносливости, бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности, бег с картой, ходьба на лыжах на дистанции от 2 до 8 км, туристские походы.

- упражнения на развитие быстроты, бег с высокого и низкого старта на дистанции 30, 60 метров, челночный бег, бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра, эстафеты с элементами спортивного ориенти­рования.

- упражнения на развитие ловкости, ходьба по гимнастической скамей­ке, кувырки, прыжки в высоту через планку, скамейку, поваленное дере­во с одной и двух ног, спрыгивание вниз с возвышения, упражнения на равновесие, слалом между деревьями.

- упражнения для развития силы и силовой выносливости, сгибание и
разгибание рук лежа на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа, приседания на двух ногах, прыжки и многоскоки на одной и двух ногах.

Знать: роль и значение специальной физиче­ской подготовки для роста мастерства, место специальной физической подго­товки на различных этапах процесса тре­нировки.

Уметь: выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсивности трениро­вочных нагрузок, выполнять бег с учетом характера мест­ности: открытая, закрытия, горная, заболоченная, выполнять специальные беговые упражнения, выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из различных стартовых положений на короткие и средние дистанции, игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе), выполнять упражнения на развитие гибкости (упражнения на растяжку, упражнение с партнером, активные и пас­сивные упражнения с предметами), выполнять упражнения на развитие ловкости и прыгучести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие.

10. Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена,
врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. (4 часа)

- строение организма человека, костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие;

- понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта, режим дня, гигиена тела, одежды, обуви;

- питание, значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья, назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов;

- врачебный контроль и самоконтроль, их значение при занятиях спортом, субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение и работоспособность;

- спортивные травмы и их предупреждение;

- оказание первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок, мышц, кровотечениях, вывихах, переломах, ожогах, солнечных и тепловых ударах, ознобах и обморожениях, приемы искусственного дыхания, способы транспортировки пострадавшего.

Знать: строение организма человека, влияние физических нагрузок на развитие организма, влияние гигиены на здоровье, роль питания и назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Роль врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортом, характерные спортивные травмы и их предупреждение, оказание первой доврачебной помощи пострадавшему, правила транспортировки пострадавшего.