Файл: Техрегламент 0222011 Пищевая продукция в части ее маркировки запрещает размещать маркировку на продукции без доказательств.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зеленая правда: Разбор экологических трендов.
ВВЕДЕНИЕ
Тренд последних лет – экологичность. Руки сами тянутся к товарам с пометкой «Эко», «Био», «Органика», «Натурально». Ведь так приятно осознавать, что этот продукт тебе точно не навредит, а ты не навредишь природе. Но так ли всё просто? Да совсем всё непросто. К сожалению, всё модное притягивает желающих заработать на трендах.
НПА
Актуальность нашего урока связана также с недостаточной проработанностью экологического законодательства в сфере контроля и пресечения гринвошинга.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», cтатья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение:
«Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей…
Определения органического продукта содержатся еще в двух российских документах:
1) Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), Глава II Раздел 1. Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов
2) ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»
Техрегламент 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» запрещает размещать маркировку на продукции без доказательств.
Согласно ФЗ №294, Роспотребнадзор не может просто так выходить и проверять ту или иную организацию. Нужны заявления потребителей. Именно поэтому мы сами можем указывать на нарушения законодательства.
ЧТО ТАКОЕ ЭКОТРЕНДЫ?
Экотренды – это тенденции и направления, связанные с охраной окружающей среды, устойчивым развитием и экологическим сознанием. Они указывают на то, какие практики, продукты или концепции становятся более популярными в области охраны окружающей среды и устойчивости. Экотренды могут охватывать различные аспекты жизни, такие как экологически чистые технологии, устойчивое производство, экологически ответственное потребление, энергоэффективность, снижение выбросов парниковых газов, устойчивое земледелие, охрана биоразнообразия, снижение отходов и другие меры, направленные на улучшение состояния окружающей среды и снижение негативного воздействия человеческой деятельности на природу.
Тренд на экологичность прочно закрепился в массовой культуре. Благодаря ему появились действительно полезные товары, которые помогают снижать нагрузку на окружающую среду. Но одновременно с этим «экобум» спровоцировал ряд мифов в экологическом маркетинге. И многие товары стали ассоциироваться с «зеленым» движением, хотя в реальности никакой пользы природе они не приносят.
ЧТО ТАКОЕ ГРИНВОШИНГ?
Гринвошинг – это маркетинговый ход, когда компании тратят деньги на экоимидж, но ничего не делают для снижения негативного влияния на окружающую среду. В России известен как зелёный камуфляж. Простыми словами – обман потребителя, готового переплачивать за экологичные товары, которые на самом деле могут такими не являться. По разным причинам.
Термин «гринвошинг» появился благодаря американскому экологу Джею Вестервельду в 1986 году. В одном из отелей, где он остановился, посетителей просили отказаться от ежедневной смены постельного белья и полотенец. По словам владельца, они экономили воду, которая во многих странах в дефиците, а также боролись с загрязнением канализационных стоков моющими средствами. На самом деле в отеле сломалась прачечная, а благодаря модной экотеме владелец пытался сэкономить на стирке «на стороне». Вот такая предприимчивость.
-
ШОППЕРЫ
Ожидание: многофункциональные, сделаны из натуральных материалов и кажутся такой очевидной заменой пакетам, пропагандируются как экологическая замена полиэтиленовым одноразовым пакетам.
Реальность: хлопок для шопперов часто выращивают с использованием пестицидов, что сказывается на экологии и здоровье людей. При производстве одной авоськи тратится около 2 000 литров воды, а еще используются химикаты для окрашивания ткани. Также такие вещи при попадании на полигон разлагаются с выделением метана — парникового газа, ответственного за изменение климата.
Вывод: Конечно, это не значит, что шопперы антиэкологичны и их нельзя использовать. Можно! Но помните, что не стоит его часто менять, ведь чтобы оправдать производство одного шоппера, необходимо использовать его на протяжении 54 лет.
-
БУМАЖНЫЕ И БИОРАЗЛАГАЕМЫЕ ПАКЕТЫ
Ожидание: как утверждают маркетологи
, биоразлагаемые и бумажные пакеты созданы для того, чтобы быстрее разлагаться в природе.
Реальность: Биоразлагаемые пакеты, являясь альтернативой пластиковым пакетам, вовсе не так экологичны, как принято считать. При производстве бумажных пакетов в атмосферу выделяется на 70% больше вредных выбросов, чем в случае с пластиковыми, а углеродный след троекратно увеличивается. Также бумажное производство использует в 20 раз больше воды, чем пластиковое, а на переработку килограмма бумаги требуется на 91% больше энергии, чем на переработку пластика.
Вывод:
-
ОДНОРАЗОВЫЕ БУМАЖНЫЕ СТАКАНЫ
Ожидание: стаканчики сделаны из бумаги, следовательно являются более экологичными в силу быстрого разложения.
Реальность: при изготовлении используется полимерное покрытие, которое не дает бумаге размокнуть под воздействием температур и влажности. Оба материала крепко сцепляются, что в разы усложняет переработку.
Вывод:
-
СМЫВАЕМЫЕ И РАСТВОРИМЫЕ СРЕДСТВА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
Ожидание: в состав ватных палочек, туалетной бумаги и прочих средств личной гигиены входят биоразлагаемые компоненты, не вредящие окружающей среде.
Реальность: большее количество средств личной гигиены состоит не только из хлопка и шерсти, но также из полипропилена, который без должной очистки сложен для переработки. Пометка «биоразлагаемые» только путает покупателя, вселяя уверенность, что подобные продукты сортировать не нужно, достаточно их просто смыть. Но это сложносоставные компоненты, и утилизироваться они должны по определенным правилам.
Вывод:
-
ОДЕЖДА ИЗ ЭКОКОЖИ
Ожидание: Натуральная кожа далека от чистоты производства. Чтобы сделать 1 килограмм, понадобится 17 000 литров воды. В целом возрастающие масштабы животноводства вредят экологии, так как провоцируют вырубку лесов ради пастбищ, загрязняют воду и расходуют энергию для работы фабрик. Кроме того, при изготовлении кожи используются ядовитые вещества: формальдегид, отделочные материалы на основе цианидов, хром для дубления. Следовательно, при выборе одежды из экокожи мы никаким образом не вредим окружающей среде.
Реальность: экокожа с экологичностью тоже не имеет ничего общего. Это название – маркетинговый ход, и чем она отличается от другой искусственной кожи не говорится. Материал состоит из двух слоев: пластика (полиуретановой, поливинилхлоридной или полиэстеровой пленки) и тканевой основы, к которой приклеивается пластиковый слой. Пластик загрязняет мировой океан: морские животные съедают его или запутываются в отходах и погибают. Люди тоже потребляют пластик и не замечают этого: невидимые глазу частицы попадают в организм с едой и напитками, их находят в водопроводной воде и даже в пиве.
Вывод:
-
ЭКОМЕХ
Ожидание: для производства натурального меха в Европе ежегодно убивают 35 миллионов норок, 2,5-3 миллиона лис, 160 тысяч енотовидных собак и 200 тысяч шиншилл. Экомех призван заменить натуральный. Ради него не уничтожают животных, поэтому его производство считается этичным.
Реальность: синтетика, которую правильнее было бы назвать искусственным мехом, ведь к экологии такой мех не имеет никакого отношенич. Его делают из акриловых волокон и закрепляют на тканевой подложке. Ворсинки экомеха содержат микропластик, который отделяется при стирке в стиральной машине и попадает в океан приходятся именно на синтетические ткани.
Также есть экошубы из козьей и овечьей шерсти. Чтобы их отшить, не убивают животных, пластика в таких шубах тоже нет. Но это не значит, что их производство безвредно. Как и в случае с натуральной кожей, шерсть — это продукт скотоводства. А значит, чтобы вырастить коз или овец, всё так же вырубаются леса, а чрезмерное разведение животных провоцирует эрозию почв.
Вывод:
-
ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
Ожидание: электронные книги более экологичны, чем бумажные книги, ведь ради них не вырубаются леса.
Реальность: для работы планшета (электронной книги) потребуется 15 кг полезных ископаемых, 300 литров воды для производства плат и батареи, 100 киловатт-часов энергии и в результате выделит 30 фунтов двуокиси углерода. Гринпис отмечает, что углеродный след электронной читалки превышает след от бумажной книги в 22 раза. Получается, чтобы такая книга стала более экологичной, на ней нужно прочитать как минимум 22 книги. По другим данным, с учетом производства и затраченных ресурсов, нужно читать от 40 до 50 книг.
Вывод: Конечно, мы не призываем полностью от них отказаться, но нам стоит более бережно относиться к такой технике, чтобы она могла прослужить как можно дольше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологичная и зеленая продукция приходит на смену привычному доселе бездумному потреблению. Это эволюция в условиях весьма напряженной экологической ситуации в мире. И экологичность должна быть разумной. Каждый из нас может внести свой вклад, придерживаясь действительно разумного потребления, изучая упаковку и состав, отказываясь от одноразового (неважно, на 15% экологичнее пластиковая бутылка или нет).